Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».

Файлы: 1 файл

Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации.docx

— 215.70 Кб (Скачать файл)

В дополнение советской классификации аудиовизуальных произведений в 2001 году были добавлены ещё две возрастные страты (12 и 18 лет), что в большей степени соответствует международной принятой практике (например, рейтинги Американской киноассоциации) и, что не менее важно, психологическим особенностям современного российского подростка и культурным ценностям и традициям российского общества. Затем в 2005 году по инициативе педагогов и психологов была добавлена ещё одна категория (14 лет)92.

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

  • полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определённого содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;
  • запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре93.

В 2005 году была введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений («Фильмы» и «Программы»), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории94. Рассмотрим ее подробнее.

  1. Фильм разрешён для показа в любой зрительской аудитории.

Это фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах (аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы, которые не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений).

  1. Детям до 12 лет просмотр фильма разрешён в сопровождении родителей.

Такой фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей (могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, отдельные кадры наготы, мягкая подача «сверхъестественных» тем или тем «ужасов»). Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране.

3. Фильм разрешён для  показа зрителям, достигшим 14 лет (фильмы  этой категории могут содержать  взрослые темы).

Термин «взрослые темы» может включать в себя словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное со следующими темами: самоубийство, преступление, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и другие эмоциональные травмы, наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьёзные болезни, расизм, религиозные вопросы.

Также могут быть элементы насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития), эпизоды обнажённой натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма.

4. Фильм разрешён для  показа зрителям старше 16 лет.

Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории:

  • может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными;
  • сексуальные взаимоотношения партнёров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения;
  • большое количество сцен насилия и жестокости;
  • сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении.

5. Фильм разрешён для  показа зрителям старше 18 лет (фильм, который может смотреть только  взрослый, то есть человек от 18 лет и старше). Допускается следующее:

  • язык – фактически нет ограничений в речи персонажей;
  • секс – изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;
  • насилие – явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не даётся со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;
  • могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствие, но не в положительном контексте;
  • могут иметь место сцены асоциального поведения.

6. Фильмы, не подлежащие  классификации (любой фильм или  программа, содержащие следующие  сцены, не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано):

  • демонстрация сексуального насилия в отношении детей;
  • неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;
  • методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причём подобные сцены занимают основное экранное время;
  • сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;
  • сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнажённых гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;
  • сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами95.

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Роскультурой. Эти сведения указываются на обложках дисков DVD и видеокассет, соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе кино-видеозрелищных предприятий96.

Классификационные сведения после их присвоения фильму или программе должны быть внесены в прокатные удостоверения аудиовизуальных произведений, указаны на обложках дисков DVD и видеокассет, размещены в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий, на официальном сайте Федерального агентства по культуре и кинематографии и внесены в Государственный реестр фильмов97.

Несмотря на то, что в отдельных законодательных актах присутствуют нормы, уполномочивающие государство ограничивать пропаганду насилия, жестокости и порнографии и запрещающие распространение данной информации в СМИ, реализация указанных требований затрудняется вследствие отсутствия либо неоднозначности формулировки норм ответственности за нарушение данных требований в Уголовном кодексе РФ.

Анализируя российскую систему противодействия распространению агрессивной информации, следует отметить, что на данный момент действующее российское законодательство не наделяет органы, ответственные за контроль и надзор за сферой массовой информации и массовых коммуникаций, реальными механизмами контроля за содержанием распространяемой информации, в том числе наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Законодательство также не предусматривает ответственности для радио- и телевещательных компаний за размещение информации, вредной для несовершеннолетних, и не уполномочивает лицензирующие органы налагать санкции за ее распространение.

Система классификации аудиовизуального контента в России – значительный шаг по пути развития цивилизованного кино- и видеорынка. Но, как полагают специалисты, значительные ниши, например, телепоказ и сеть Интернет остались в стороне от регулирования и создания полной системы информационной безопасности несовершеннолетних.

С 1 сентября 2012 года в России будет действовать эффективная система защиты несовершеннолетних от вредной информации. Вступит в силу Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Он позволит в полной мере реализовать права ребенка на гармоничное развитие, отраженное в принципе 2 Декларации прав ребенка ООН. В соответствии с ним «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы»98.

3.2. Особенности закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, давно ждет своего решения. Комитет Государственной думы по информационной политике отклонил более 40 законопроектов, содержавших поправки в Закон РФ «О средствах массовой информации», касавшихся защиты детей от вредной информации в электронных СМИ99.

В Государственной Думе работа по подготовке законопроекта, направленного на защиту детей от вредной информации велась с 2008 года. Проект федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был разработан институтом укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокураторе Российской федерации. В конце 2010 года проект закона доработала рабочая группа при Комитете Государственной думы ФС РФ по делам женщин, семьи и детей.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее Закон) был принят в ударном темпе. 21 декабря его приняла в третьем чтении Госдума, 24 декабря – одобрил Совет Федерации, а 29-го – подписал президент России. Уже с 1 сентября 2012 г. книги, газеты и журналы, аудиовизуальная продукция, компьютерные программы и сайты – всю информационную продукцию, содержащую вредные для детей сведения, будут маркировать специальными знаками100.

Целью этого закона является обеспечение государственной и общественной защиты прав детей, охраны их физического и психического здоровья, а также нравственного и духовного развития.

Новый закон запрещает распространять в местах, доступных для детей, информационную продукцию, причиняющую вред их здоровью и развитию, без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты. Печатные издания с недетской информацией надо будет украсить специальными «информационными знаками» и продавать в запечатанных упаковках. Перед началом телепередач нужно будет показать на телеэкране такой же знак или текстовое предупреждение. Знаки разместят также на афишах и билетах зрелищных мероприятий, в телепрограммах. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана, афиши или билета мероприятия101.

Исключение сделано для официально утвержденных учебников, а также «периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера»102.

Для начала следует уяснить, распространение какой информации, по мнению законодателей, необходимо ограничить. Об этом говорится в части 3 статьи 5 Закона. Данная статья определяет виды информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация103:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей  страх, ужас или панику, в том  числе представляемая в виде  изображения или описания в  унижающей человеческое достоинство  форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного  случая, аварии или катастрофы  и/или их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Запрещенной, согласно части 2 статьи 5 Закона, для распространения среди детей является информация104:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая  допустимость насилия и/или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

4) отрицающая семейные  ценности и формирующая неуважение  к родителям и (или) другим членам  семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную  брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Как разъяснила депутат Государственной думы Елена Мизулина, закон распространяется только на информацию, доступную для детей. При этом, если производитель считает, что контент для детей безвреден, то никакой возрастной маркировки можно не делать. Однако бдительные граждане могут пожаловаться на газету или фильм в специальный уполномоченный орган (его еще предстоит определить правительству). Если экспертиза признает информацию вредной для детей, ее производителя привлекут к ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях. Пока что в КоАПе нет соответствующих статей – они должны появиться в течение года105.

Законом не разрешается распространять запрещенную (п. 1-5 ч.2 ст.5 Закона) для детей информацию с 4:00 до 23:00 по местному времени.  Ограничивается распространение некоторых пунктов вредной для детей информации (отдельные бранные слова и выражения; изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной) с 7:00 до 21:00 часа. Исключение составляют «трансляции на платной основе с применением декодирующих технических устройств». В другое время передачи и фильмы, попадающие под данную категорию, могут транслироваться лишь при условии сопровождения их предупреждением об ограниченном распространении данной информации, например, в виде бегущей строки.

Информация о работе Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации