Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».

Файлы: 1 файл

Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации.docx

— 215.70 Кб (Скачать файл)

В течение первых 15 секунд каждой прошедшей через классификационную систему телевизионной программы, длящейся до получаса, изображение рейтинговой категории появляется в левом верхнем углу телевизионного экрана. Если программа длится час или дольше, то в начале каждого получаса. Начиная с середины 2005 года, многие вещатели показывают изображение после каждой рекламной паузы. «Эй-Би-Си» была одной из первых телевизионных вещателей, которые начали выставлять классификационный значок программы после каждой рекламной паузы в дополнение к его изображению в начале программы. Некоторые телесети, как «Си-Би-Эс», продолжают маркировать рейтинги только в начале программы, причем используют меньшие изображения по сравнению со стандартом. У «Фокс»(Fox), наоборот, маркировка больше, чем у оригинального обозначения, и появляется на экране как в начале программы, так и после каждой рекламной паузы, начиная с 9 апреля 2007 г. Большинство каналов, специализирующихся на трансляции художественных фильмов, презентуют классификационные обозначения перед показом фильма. Что касается субрейтинговых отметок D-L-S-V, то, к примеру,  «Эн-Би-Си», «Пи-Би-Эс» и аффилированные кабельные сети стали использовать их лишь с 2005 г76.

2.2. Основные проблемы систем возрастной классификации аудиовизуального контента

Факт использования рейтинговой системы не гарантирует высокую степень результативности в процессах регулирования аудиовизуальной информации. Интересно, что сама Федеральная комиссия по связи, по прошествии более 10 лет, признавая полезность классификационных систем в целом, тем не менее, ставит вопрос об их низкой на сегодняшний день эффективности, когда речь заходит о защите детей от нежелательного контента77.

Действительно, слабости подобных систем обнаруживаются уже на этапе дефиниций. В частности, как точно определить, что является «непристойным» материалом? Ответ вроде бы нашелся в решении Верховного суда США по делу 1973 г. «Миллер против штата Калифорния». Материал определяют непристойным по трем критериям, а именно, когда рядовой гражданин, опираясь на современные общественные нормы, находит, что материал:

● в целом вызывает низменные инстинкты;

● изображает или описывает сексуальное поведение оскорбительным образом (специально определенным законом штата);

● лишен существенной литературной, художественной, политической, научной ценности (известной как the LAPS test: literary, artistic, political, scientific).

Однако нечеткость этого определения позволяет интерпретировать его различным образом. Некоторая размытость формулировок касается и других ключевых положений.

Сегодня вновь остро ставится вопрос и о «неприличном» материале как о «несоответствующем принятым стандартам нравственности». Многие аффелирующие «Эй-Би-Си» станции отказались от трансляции фильма «Спасая рядового Райна» в День ветерана из-за некоторой ненормативной лексики. После того, как ФКС объявила этот фильм приемлемым для трансляции, многие вещатели остались в недоумении, как интерпретировать неприличный материал в будущем.

Сама Федеральная комиссия по связи уже не первый год ставит вопрос о более четком определении понятия «violence» («жестокость/насилие») для регулятивных целей в отношении телевидения и в упомянутом докладе предлагает на рассмотрение Конгресса пути выработки юридически жизнеспособного определения.

Трудности возникают не только из-за неотчетливости характеристик основных «оценочных» терминов, но и из-за сужения границ этих понятий в ходе драматических изменений общественных норм и зрительских предпочтений. Когда в 1896 г. на кинопленку впервые сняли поцелуй, этот короткий двадцатисекундный фильм под названием «Майский поцелуй Ирвина» был назван порнографией и вызвал возмущение Римской католической церкви. Сегодня же американцы полагают, что сцены неоправданно жестокого насилия во многих телепрограммах аморальнее, чем вульгарный показ наготы или трансляция сквернословия78.

С этой же проблемой связан и вопрос негативных сдвигов в культурном пространстве. Применение рейтинговой системы главным образом связано с вопросами секса и насилия на экране; другие же последствия аудио-визуального воздействия на детей, такие как утрата традиционных ценностей и падение общественного уровня культуры, по мнению экспертов, остаются незатронутыми79.

Кроме того, если классификационные системы не воздействуют на информационные процессы, если они играют роль лишь упаковочной маркировки, позволяющей потребителю знать, что ему предлагается, то опять-таки возникает вопрос достоверности маркировки.

Несмотря на то, что классификационные системы носят всего лишь рекомендательный характер, нередко тот или иной рейтинг значительно влияет на судьбу телевизионной программы или сборы фильма в прокате. Поэтому, играя столь важную роль в аудиовизуальном контенте, система неизбежно подвергается критическим нападкам с двух сторон: с одной ее осуждают поборники свободы слова, инкриминирующие ей де-факто цензуру, с другой ей достается от недовольных «слишком снисходительными» стандартами оценок80.

Американские телевещатели приходят к рейтинговой системе каждый «своим путем», по мере осознания степени необходимости подобной классификации. Ведь несмотря на то, что рейтинговая система специально разрабатывалась таким образом, чтобы использоваться с ви-чипом, сама система никакой юридической силы не имеет. Кроме того, поскольку классификационная система предполагает добровольное участие, ее используют не все телевизионные вещатели. К тому же рейтинговая система не распространяется на рекламу, а также на новостные и спортивные программы, транслируемые, к примеру, на «Си Эн Эн»(CNN)», «Си-Эн-Би-Си»(CNBC), «И-эс-пи-эн»(ESPN), «Фокс ньюс чэнэл»(Fox News Channel)и «Фокс Спортс Нэт»(Fox Sports Net). Заметим, что это, конечно, не означает, что эти вещатели и программы не имеют определенные профессионально-этические обязательства перед аудиторией и иные средства саморегулирования81.

Как показала практика, V-chip не пользуется популярностью в США. При том, что каждый телевизор в США оснащен такой системой, к помощи V-chip прибегают не более 15 процентов американцев82.

Попытки пересмотреть сам подход к вопросу оценивания фильма, критерии его объективного анализа, явились, в частности, мотивацией создания альтернативных классификационных систем, таких как рейтинговая система Консультативного правления по фильмам и Христианский проект по защите детей. По мнению последних, Американская кинематографическая ассоциация занижает рейтинговые стандарты (к примеру, когда вместо категории R фильмы часто получают рейтинг PG-13), тем самым нанося вред неокрепшим детским душам. Поэтому своей Целью Христианский проект по защите детей видит анализ содержания фильмов с точки зрения фундаментального христианства и определения их соответствия христианским нормам. Результаты своих оценок Христианский проект размещает в интернете «для пользования родителями»83.

Опыт США демонстрирует социально ориентированную практику нормативного регулирования, основывающуюся на социальной теории прессы. Этот опыт охватывает прошедшие исторический отбор формы, методы и процедуры государственного регулирования, позволяющие им, исходя из фундаментального конституционного принципа свободы слова, осуществлять нормативное регулирование многообразной деятельности средств информации, обеспечивать отражение широкого спектра многообразных мнений при согласовании интересов различных политических и иных общественных организаций по вопросам освещения их деятельности в эфире телерадиоканалов и печати84.

Тем не менее, сегодня все существующие системы классификации, рейтингов и иных специальных инфоблокировок ставят перед американским обществом новый вопрос – о переосмыслении концепции свободы слова. Само введение системы рейтингов вызывает вопрос – где проходит граница между добровольностью и принуждением? Законодательство США больше концентрируется на свободе слова, в то время как Европейская Конвенция о правах человека и ее аналоги в других регионах гарантируют не только право распространять, но и право получать информацию. В своем докладе Конгрессу США Федеральная комиссия по связи признала, что телепередачи с «жестким контентом» находятся под защитой Первой поправки. Но при этом подчеркнула, что в правительственные интересы входит также защита детей от чрезмерной трансляции жестокости и насилия, а значит, телевизионные программы с подобным содержанием должны быть соразмерны конкретным целям. Как видим, решение одних проблем этического характера немедленно рождает другие, не менее сложные.

 

Глава 3. Опыт россии в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию

3.1. Правовое регулирование аудиовизуальной информации, предназначенной для детской аудитории

Система возрастной классификации кинопоказа в России – совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принято соответствующее законодательство.

Применительно к кинематографу (фильмам и иным аудиовизуальным произведениям) действуют как нормы законодательства (статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»85), так и подзаконных актов («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утверждённое постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396)86.

В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений, заносимая в разрешительное удостоверение, выдаваемое каждому фильму (отечественному или зарубежному):

  • для любой зрительской аудитории;
  • для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов);
  • для лиц старше 16 лет.

Была мера отказа в выдаче разрешительных удостоверений фильму, что подразумевало, в том числе не только политические мотивы, но и нравственно-этические.

В Российской Федерации контроль и надзор в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, а также нормативно-правовое регулирование контроля и надзора в данной области осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Правовые нормы, ограничивающие распространение информации, способной нанести вред здоровью и психическому развитию граждан Российской Федерации (особенно детей), содержатся в следующих законах: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О средствах массовой информации» и закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» допускает возможность вмешательства государства в деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры в случае, если она ведет к «пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии» (ст. 31)87.

Ограничение демонстрации насилия, жестокости и порнографии предусматривается в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации». Использование материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости не допускается88. Но Закон «О СМИ» не выделяет ребенка как отдельный субъект правоотношений и не предусматривает запрета или ограничения распространения информации, систематически эксплуатирующей интерес детей к сексу, провоцирующей ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение»89.

Серьезным шагом вперед в направлении ограничения показа информации, вредной для несовершеннолетних, стала Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости», подписанная 8 июня 2005 г. в Госдуме руководителями шести федеральных каналов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ, СТС и REN TV). Хартия провозглашает недопустимость «использования средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; распространения в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их компонентов и пропаганды каких-либо преимуществ их использования и предписывает руководителям каналов ввести добровольные ограничения при освещении событий и демонстрации материалов, способных причинить серьезный вред умственному или моральному развитию детей»90.

Регулирование проката видеопродукции в РФ осуществляется на основании Приказа Министерства культуры РФ N 192 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений». Однако единая система классификации аудиовизуальных произведений (фильмов и программ) в России была создана только в 2005 г. на основе Приказа Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112. В ее основу был заложен принцип запрещения фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную и другую классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию91.

Классификация фильмов в Российской Федерации была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Также классификация призвана с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие, его воздействие на членов общества против их воли.

Информация о работе Проблемы регулирования аудиовизуального контента США и России в защите детей от вредной информации