Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».
При присвоении классификации тому или иному информационному продукту будут учитываться: его тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия содержащейся в нем информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в нем информацией вреда здоровью и (или) развитию детей106.
Предлагается введение возрастных групп информационной продукции по следующим категориям: «До 6 лет», «С 6 лет», «С 12 лет», «С 16 лет», «С 18 лет» (т.е. информация, запрещенная для детей). Предлагаем рассмотреть каждую классификационную категорию подробнее, опираясь на статьи 7-10 Закона.
Материал содержит информацию, не причиняющую вреда здоровью и развитию детей. Сюда же относится информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического/психического насилия. При этом добро должно торжествовать над злом. Следует выражать сострадание к жертве насилия и осуждать насилие. Запрещено изображать сексуальное насилие107.
2. Категория «6+».
Продукция содержит оправданные ее жанром или сюжетом:
1) кратковременные и
2) ненатуралистические
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодическое изображение или описание этих действий и преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим108.
3. Категория «12+».
Допускается к обороту информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодическое изображение или описание жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию;
2) изображение или описание, не побуждающее к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, табачных изделий. Без обоснования и оправдания допустимости антиобщественных действий, выражение отрицательного, осуждающего отношения к ним и содержание указания на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса
к сексу и не носящие
4. Категория «16+».
В данной категории допускается использование продукции, содержащей оправданные ее жанром или сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание
жестокости или насилия (за исключением
сексуального насилия) без натуралистического
показа процесса лишения жизни
или нанесения увечий при
3) информация о наркотических средствах или о психотропных, об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса
к сексу и не носящие
Предполагается, возрастная классификация будет выполняться за счет производителей и распространителей информационной продукции. Распространение информационной продукции без указания рекомендуемой возрастной категории допускаться не будет111.
Несколько слов скажем и о проведении экспертизы по присвоению классификационной категории информационным материалам. Она может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).
В качестве экспертов привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.
Экспертами не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
Также участвовать в присвоении классификации не могут производители, распространители информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представители112.
На проведение экспертизы информационной продукции отводится 90 дней. В течение пяти дней после подписания экспертного заключения оно направляется в федеральный орган исполнительной власти113.
В течение пятнадцати дней федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о соответствии или же несоответствии информационной продукции Законодательству РФ114.
Следует отметить, что закон получился неконкретным, поэтому Минкомсвязи и другие ведомства должны принять больше десятка подзаконных актов, которые определят, как будут выглядеть информационные знаки и в каких случаях их следует использовать.
«Разработка и принятие этого закона – классический пример того, как политическая целесообразность превалирует над здравым смыслом и юридической техникой, – считает юрист Михаил Якушев. – Замысел закона – правильный, но реализация... Из аналогий вспоминается, пожалуй, только законопроект «О пчеловодстве», где было высоконаучное определение пчел»115.
Вот пример некорректности: новый закон оперирует неюридическими понятиями добра и зла – первое должно победить второе. «Между прочим, даже в порнографических фильмах добро очень часто торжествует над злом», – иронизирует Якушев116.
По словам Мизулиной, после первых двух чтений из законопроекта пропало множество конкретизирующих деталей. Например, были исключены описание возрастных предупреждающих знаков, правила маркировки сайтов и нормы о специальной, детской зоне российского интернета. В изначальном варианте предполагалось размещение значка в правом верхнем углу на главной странице сайта с информацией, запрещенной для детей («18+») или ограниченной в распространении среди них («6+», «12+» и т. п.). «Конечно, такая работа потребует времени, но, например, в Великобритании за один год промаркировали 5–7 млн. сайтов, – говорит депутат. – У нас, наверное, процесс запуска закона будет идти медленнее, чем в Европе, потому что сопротивление очень большое»117.
Отметим, что для полноценной работы закона нужно принять еще минимум 11 нормативных актов. Среди них – поправки в КоАП, в законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О рекламе», «Об информации...» и другие.
И все-таки напомним, нормы, заложенные в Федеральном законе Российской Федерации «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию», соответствуют общемировой практике. Они отвечают требованиям международного права, выраженным, например, в статье 7 «Обязанности телевещателя» Европейской конвенции о трансграничном телевидении ЕТS 132 от 5 мая 1989 г., согласно которой:
Принятие в России Федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» будет способствовать формированию цивилизованной системы защиты прав и интересов детей в информационной сфере.
Изображение насилия, порнографии, жестокости средствами массовой информации наносит вред, здоровому развитию подрастающего поколения, оказывает негативное влияние на психику и нравственность детей и юношества, формирует в сознании несовершеннолетних неправильные стереотипы мышления, увеличивая риск антиобщественного поведения в будущем, иными словами, опасно как для личности, так и для всего государства в целом.
Анализ практики современных российских электронных СМИ свидетельствует о явной недостаточной защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия.
В соответствии с требованиями международного права в любом случае возникновения общественного конфликта, связанного с угрозой нарушения прав несовершеннолетних, следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты.
Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ориентируют государства на поощрение средств массовой информации в сведении к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием, требуют избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме.
Практически во всех развитых странах действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях приняты различные классификации кино- и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки.
В Соединенных штатах Америки государственная классификация программ и фильмов запрещена. В этой связи производители и распространители аудиовизуальной продукции устанавливают рейтинги на добровольной основе.
На данный момент в США действует рейтинговая система телевидения США, которая регулирует содержание телевизионных передач. Кроме нее функционируют еще три классификации, регламентирующие содержание фильмов. Первая система классификации фильмов разработана Американской кинематографической ассоциацией, активно используется производителями и распространителями кинопродукции. Вторая конкурирующая классификация – маркировка Консультативного правления по фильмам - используется в основном дистрибьюторами коммерческого видео. А последняя система – это Христианский проект по защите детей, который видит свою цель в анализе содержания фильмов с точки зрения фундаментального христианства и определения их соответствия христианским нормам.
Все выше перечисленные классификации большое внимание обращают, в зависимости от возраста аудитории, на содержание в фильме или передаче тех или иных элементов насилия, агрессии, ненормативной лексики, непристойного поведения.
У нас в России после долгих споров о свободе слова и праве личности на информацию Закон о защите детей от негативной и вредной для них информации принят. Он направлен на защиту детей и подростков от травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Однако, несмотря на то, что данный правовой акт был подписан Президентом РФ в конце 2010 года, он вступит, в силу только 1 сентября 2012 года.
Внедрение практики маркировки (в терминологии Закона - возрастной классификации) информационной продукции, создание реестров информационной продукции, содержащих сведения о запрещенной к обороту информации, учет критерия доступности для ребенка тех или иных телевизионных программ при введении ограничений распространения информации через электронные СМИ, поддержка института добровольной экспертизы потенциально вредной информации. Все вышеуказанные методы в той или иной мере используются в государствах, которые создают специальные правовые механизмы защиты информационных прав несовершеннолетних и могут быть оценены как позитивные и соответствующие международно-правовым и конституционным стандартам защиты прав и свобод человека.
К сожалению, избрав верное направление развития законодательства, авторы данного закона не наполнили его соответствующим правовым содержанием. К очевидным недостаткам документа относится чрезмерная сложность и неравномерность предлагаемого правового регулирования, наличие норм, ущемляющих права на свободу мысли, слова и информации, недостаточный уровень общественного контроля.
На наш взгляд, для создания эффективной нормативной правовой системы, в полной мере соответствующей мировым стандартам прав и свобод человека необходимы следующие шаги: Во-первых, разработка и принятие целого ряда нормативных правовых актов, корректирующих компетенцию органов государственной власти, на которые возложены обязанности по исполнению закона, и устанавливающих ответственность за его нарушение. Во-вторых, создание независимого контролирующего органа, сочетающего элементы государственного и общественного участия, который будет координировать, и контролировать реализацию государственной политики в области защиты информационных прав детей. Еще одной мерой по повышению эффективности действия закона должно стать внесение поправки в Закон «О рекламе», а также принятие комплекса законодательных, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных мер, направленных на защиту информационной безопасности несовершеннолетних.