Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;
- охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;
- изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;
- проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;
- выявить основные положения закона РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».
Общепризнано, что телевидение и радио являются не только более действенными, чем печать, средствами массовой информации, но и более доступными для несовершеннолетней аудитории43.
Исходя из этого в 1978 году Верховный суд (дело «Федеральная комиссия связи против фонда «Пасифика») подтвердил конституционное право Федеральной комиссии связи (ФКС), правительственного управления, ответственного за регулирование вещания и выдачу лицензий телерадиостанциям, ограничивать выход в эфир «неприличных» программ и передач. Спор возник после жалоб слушателей на сатирическую радиопередачу, в которой обыгрывалось значение семи слов ненормативной лексики. В результате этих жалоб ФКС применила штрафные санкции к владельцу радиостанции (фонд «Пасифика»), что и вызвало обращение в суд.
По своему смыслу, разъяснил Верховный суд, границы понятия «неприличность» уже границ понятия «непристойность» Неприличность определяется как «несоответствие принятым стандартам нравственности». В содержание таких материалов входят «вульгарные или шокирующие» выражения, при этом не обязательно наличие обращения к «низменным инстинктам» аудитории44.
До последнего времени существовал законодательный запрет сетям кабельного телевещания показывать «сексуально-ориентированные» программы «для взрослых» с 6 часов утра до 10 вечера. Правда, разрешалось их распространять в кодированном виде, делая указанные программы доступными только для подписавшихся абонентов. Эти меры были призваны защитить формирующуюся психику несовершеннолетних от вредного воздействия «сексуально откровенной» телевизионной продукции.
В настоящее время это ограничение продолжает распространяться только на эфирные телесети и большинство радиостанций. Нарушение запрета является преступлением (с наказанием в виде штрафа и (или) лишения свободы на срок до двух лет) и основанием для аннулирования Федеральной комиссией связи лицензии на вещание45.
Весной 2000 года Верховный суд признал запрещающую неприличия статью 505 Закона о телекоммуникациях 1996 года не соответствующей американской конституции.
Нормальной практикой является цензура станциями неприличного содержания транслируемых кинофильмов и песен.
Защита детей от просмотра порнографии или участия в ее производстве представляет собой предмет особой заботы американских судов и законодателей. Считается, что Первая поправка не распространяется на права несовершеннолетних. Производство, распространение, владение или просмотр порнографических материалов с участием детей до 16 лет преследуется федеральным законом «О защите детей от сексуальной эксплуатации» (1977) и соответствующими законами штатов46.
В Японии Национальной ассоциацией коммерческих вещателей (NAB) и Наблюдательным советом по стандартам вещания разработан документ, предписывающий предупреждать о нежелательности просмотра определенных передач определенной группой несовершеннолетних посредством титров или наложений в ходе демонстрации этих передач, а также в предварительных комментариях, размещаемых в печатных средствах массовой информации и на страницах Интернета. Вещатель обязан делать такие предупреждения, если в передаче есть сцены секса и насилия.
Законом от 30 марта 1999 года фламандский парламент в качестве меры по реализации статьи 22 Директивы «Телевидение без границ» Европейского Союза создал орган, призванный гарантировать защиту несовершеннолетних от злоупотребления свободой СМИ. Совет может принять решение о штрафе в размере 125 000 евро47.
В соответствии со статьей 32 Закона Чешской республики №231/2001 о телерадиовещании, Совет Чешской Республики по телерадиовещанию осуществляет защиту несовершеннолетних в отношении теле- и радиопрограмм.
Совет обеспечивает, чтобы по радио и телевидению не передавались программы, способные нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию несовершеннолетних, за исключением случаев, когда вследствие выбора времени передачи можно гарантировать, что при обычных обстоятельствах несовершеннолетние не услышат и не увидят подобные программы.
26 апреля 2004 года Совет оштрафовал радиостанцию Frekvence 1 на 20 тыс. чешских крон (660 евро) за передачу «Sexy live»48.
В настоящее время в большинстве стран, входивших в состав СССР, установлены отдельные правовые нормы или даже приняты специальные законы, направленные на защиту детей от вредного воздействия СМИ. Например, 20 ноября 2003 года вступил в силу Закон Украины «О защите общественной морали», который устанавливает правовые основы защиты общества от распространения продукции, которая негативно влияет на общественную мораль. Указанным Законом Украины определены основные направления государственного регулирования информационной продукции, которая влияет на общественную мораль, такие как:
С 1 января 2002 года введен в действие Закон Грузии «О защите несовершеннолетних от вредного влияния», целью которого является защита несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукцией, потреблением и реализацией алкогольных напитков и табака и участием в азартных играх.
В прошлом году Республика Молдова отказалась транслировать программы некоторых российских телеканалов вследствие нарушения ими статьи 7 европейской Конвенции о трансграничном телевидении, требующей от вещателей, чтобы распространяемые ими передачи не оказывали вредного воздействия на детей50.
Согласно рекомендациям Совета Европы законодательство многих зарубежных стран предусматривает уголовную ответственность за распространение среди детей вредной для их психики и нравственного развития информации51. УК ФРГ - за подстрекательство к противоправным деяниям, а также за показ актов насилия и демонстрацию жестокости и бесчеловечности способом, ущемляющим человеческое достоинство. УК Голландии - за демонстрацию изображений или предметов, показ которых должен считаться вредным для лиц до 16 лет. УК Швейцарии - за пропаганду насилия, выставление безнравственных изображений или сочинений. УК Швеции - за незаконное изображение насилия, а также распространение среди детей или молодежи литературы, изображений или технических записей, которые могут привести к грубости или жестокости или иным образом создать серьезную опасность для морального воспитания молодежи. УК Дании - за продажу непристойных изображений или предметов. УК Испании - за распространение информации, пропагандирующей насилие, и иной негативной информации.
В Литве, Латвии, Армении также действуют законы, защищающие детей от вредного информационного воздействия: они ограничивают оборот информации, которая может повредить физическому, психическому или нравственному развитию несовершеннолетних; устанавливают возрастные категории фильмов и обозначающие их знаки; вводят реестры фильмов и печатной продукции, оказывающих вредное влияние на детей; запрещают использование их образов в продукции эротического характера, а также при проведении зрелищных мероприятий сексуального характера; устанавливают ограничения по времени трансляции «опасной» информации, порядок ее анонсирования и маркировки и заблаговременного предупреждения о ее содержании52.
Как показывает зарубежный опыт, принятие законодательных актов, устанавливающих ограничения на деятельность СМИ, направленные на защиту здоровья и обеспечение нормального умственного и духовного развития детей, не только не мешает объективному информированию граждан, но и является обязательным с точки зрения международного права.
Ассоциация американских кинематографистов – это американское отделение международной Кинематографической ассоциации. МРАА была основана в 1922 году как отраслевая ассоциация для защиты американской киноиндустрии от нараставшей в стране волны критики. Сейчас эта организация отстаивает интересы не только кинематографистов, но также продюсеров и дистрибьюторов развлекательной продукции для широковещательного телевидения, видеопроката и кабельного ТВ.
Первоначальным механизмом системы самоцензуры, принятой голливудскими студиями и регулировавшей содержание производимых ими фильмов, служил Кодекс производства кинематографической продукции (The Motion Picture Production Code), более известный как Кодекс Хейса. Он был разработан Организацией американских кинопродюсеров и прокатчиков во главе с Уиллом Х.Хейсом на основе созданного ими же в 1927 г. так называемого «списка запретных тем»53.
Кодекс Хейса принимается в марте 1930 г., всего через пять месяцев после биржевого краха. Мотивировкой для принятия Кодекса послужил ряд громких скандалов, связанных с частной жизнью голливудских знаменитостей, и многочисленные общественные требования о введении цензуры в кино54.
Кодекс жёстко ограничивал способы демонстрации насилия и содержал конкретные запреты: на указание методов совершения преступлений, на высмеивание святости брака, на изображение христианских священнослужителей в дурном свете, на употребление даже мягких богохульственных выражений, на включение в фильмы сексуальных сцен, поз и жестов (регламентировал любые проявления сексуальности, вплоть до танцевальных номеров и характера одежды), на сексуальные отношения между представителями черной и белой расы, гомосексуализм, наконец, на изображения казни, процесса родов и другие откровенно натуралистичные сцены.
Фильм выходил на широкий экран только после того, как производители получали разрешение на прокат в виде «Печати Непорочности» (Purity Seal of approval), т.е. одобрения «офиса Хейса» − так называли администрацию, следившую за выполнением одноименного кодекса. Кроме того, в контракты кинозвезд были включены пункты о праве студий увольнять их за скандальное поведение в частной жизни. Так, актриса Ингрид Бергман, бросившая мужа Петера Линдстрома ради итальянского режиссера Роберто Росселлини, на протяжении семи лет была лишена возможности работать в Голливуде55.
В мае 1966 г. президентом Американской кинематографической ассоциации становится Джек Валенти. Это также было непростое время для США, отмеченное волнениями в университетских городках, ростом движения эмансипации, уличными протестами молодёжи, выпадами в сторону института брака − в общем, практически под вопрос были поставлены социальные традиции. Конечно же, кино как «универсальная форма досуга», не могло остаться незатронутым происходящими изменениями в обществе. Поэтому, вступив в должность, новый президент сразу же столкнулся с вопросами этического характера56.
К этому времени ряд режиссеров − Алфред Хичкок, Престон Стёрджес, Отто Людвиг Преминджер и другие − находили различные способы обходить кодекс Хейса, а социальные перемены в обществе постепенно приводили к его неофициальному смягчению. После того, как в апреле 1968 г., американский Верховный Суд поддержал конституционную власть штатов об ограничении доступа детей к книгам и фильмам, предназначенным только взрослым, стало очевидно, что старая система саморегулирования себя изжила. Кроме того, отношение нового президента Американской кинематографической ассоциации к Кодексу Хейса было довольно критичным: Валенти усматривал в нем «одиозный запах цензуры»57.
1 ноября 1968 г. Американская
кинематографическая
В настоящее время выходящий в американский прокат фильм может получить один из следующих пяти рейтингов59:
1. G - General Audiences.
Общая зрительская аудитория без ограничений.
Данный рейтинг получают фильмы, в содержании которых не присутствует сцен, которые могут хоть как-то негативно повлиять на детскую психику. Тем не менее, если картина получает рейтинг G, то это никоим образом не предполагает, что фильм предназначен только для детей.
Обнажение, сексуальные эпизоды и сцены приёма наркотиков отсутствуют; сцены насилия минимальны; отрывки диалога могут выйти за рамки вежливой беседы, но не выходят за пределы обычных ежедневных выражений.
Преимущественно рейтинг G присваивают классическим семейным комедиям и мультфильмам.
2. PG - Parental Guidance Suggested.
Рекомендуется просмотр под наблюдением/в сопровождении родителей/опекунов.
Явные сексуальные эпизоды и сцены употребления наркотиков отсутствуют; показ наготы, если присутствует, то весьма ограниченно, ужас и насилие не превышают умеренного уровня.
До просмотра фильма рекомендуется объяснить и обсудить материал, который, возможно, не подходит для детей, но может присутствовать в фильме.
Рейтинг PG обычно не присваивают ленте жанра хоррор или триллер.
3. PG-13 - Parents Strongly Cautioned.
Настоятельное предупреждение для родителей/опекунов. Данный рейтинг введен с 1 июля 1984 г.
Некоторые сцены адресованы аудитории старше 13 лет. Дети до 14 лет должны допускаться на просмотр фильма только с родителями/опекунами60.