Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа
Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра теории и экономики СМИ
РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
доцент
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции
интернет – СМИ……………………………….….
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ………………………………………………
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ…………………………………………
3.1. Роль интернет - СМИ
в гражданском обществе
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……
3.3 Интернет – СМИ в
политическом контексте страны…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Изменения в современной системе средств массовой информации продиктованы потребностями современной аудитории и развитием рынка СМИ в целом. Эти тенденции определяются уровнем проникновения Интернета, его ролью в формировании информационного общества и, как следствие, экономическими аспектами развития системы СМИ данной страны. Уровень проникновения Интернета является показателем экономического развития, гражданской активности и политической свободы общества. Интернет представляет не только площадку для развития и деятельности СМИ, он создает синтез видов и жанров СМИ. Именно такие изменения происходят в системе СМИ Кыргызстана, которая переживает переходный этап своего развития, характерной чертой которого является переход традиционных СМИ в пространство Интернета. При этом необходимо заметить, что развитие интернет - СМИ Кыргызстана имеет специфический характер. Необходимо особо учитывать такие аспекты, как политическое и экономическое устройство, культуру, этнопсихологию, особенности менталитета постсоветского пространства в соотношении с этническими характеристиками, и многие другие аспекты, которые формируют экономическую и социально-политическую среду развития СМИ в целом.
Актуальность исследования
Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.
Историография исследования
С темой данного диссертационного исследования в первую очередь связаны работы исследователей факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: Е.Л. Вартановой, М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой.
Наиболее подробно интернет – СМИ изучены в учебном пособии, написанном коллективом авторов под редакцией М. М. Лукиной «Интернет – СМИ. Теория и практика» (Интернет – СМИ. Теория и практика/под ред. М. М. Лукиной - М., 2010).
В учебном пособии «СМИ в пространстве Интернета» (СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева - М., 2005) интернет – СМИ подробно описаны с теоретических и практических позиций.
Эти положения были использованы в теоретической части магистерской диссертации, в которой рассматриваются общие тенденции развития и специфика функционирования СМИ в Интернете.
Самоорганизация интернет – СМИ, его экономические аспекты и бизнес-модели описаны в учебном пособии Е. Л. Вартановой «Медиаэкономика зарубежных стран» (Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003).
Базовые положения интернет – СМИ также были изучены в учебном пособии Л.А. Кохановой и А.А. Калмыкова «Интернет – журналистика» (Интернет – журналистика. – М., 2005).
Интернет, как новая площадка циркулирования информации в обществе рассмотрен в трудах ученых Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (Грядущее постиндустриальное общесвто. – М., 1999), М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000), О. Тоффлера «Третья волна» (Третья волна. – М., 1999) и Ф. Уэбстера «Теории информационного общества» (Теории информационного общества. – М., 2004).
Зарождение интернет – СМИ в Кыргызстане и его соответствие международным стандартам описывается в учебном пособии Г. Торалиевой «Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана» (Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана. Б., 2008).
Правовой статус интернет – СМИ рассмотрен в учебных пособиях Т. Э. Мамбеталиевой «СМИ и право в Кыргызской Республике» (СМИ и право в Кыргызской Республике. – Б.,2005) и А. Г. Рихтера «Правовые основы журналистики» (Правовые основы журналистики. – М., 2002).
Новизна исследования
Новизной данного научного исследования является попытка определения тенденции развития интернет – СМИ в медиасистеме Кыргызстана. Общий теоретический подход в изучении Интернет – СМИ достаточно разработан в зарубежной научной среде, но в кыргызской медиасообществе исследования носят эпизодический характер, основанный на эмпирических случаях. В данной работе рассматриваются интернет – СМИ в контексте экономической, правовой базы, а также их значение в общественно-политических процессах страны. В работе проведено комплексное изучение медийного сектора Интернета, который впервые получил статус объекта научного интереса.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является интернет - СМИ Кыргызстана, их место в системе СМИ, правовая, экономическая, техническая база, специфика его функционирования и актуальность в информационном обеспечении современной аудитории.
Предметом исследования являются электронные версии традиционных печатных изданий и автономных интернет – СМИ, государственные и частные интернет – издания, интернет – телеканалы, интернет – радио и сайты информационных агентств, и интернет – ресурсы, позиционирующие себя как СМИ.
Хронологические рамки исследования
В рамках данного диссертационного исследования интернет – СМИ Кыргызстана изучались в период с 2005 по 2011 год. На рынке СМИ Кыргызстана этот период характеризуется радикальными изменениями в области законодательного регулирования, общественно - политической сферы деятельности интернет – СМИ и финансовым кризисом на рынке печатных СМИ. За последние шесть лет в Кыргызстане произошли два политических переворота, крупный межнациональный конфликт, в освещении которых интернет – СМИ принимали ведущую роль и тем самым определили свой статус информационных лидеров. Также этот период характеризуется на мировом медиарынке новыми тенденциями развития интернет – СМИ и расширением его инфраструктуры, развитием конвергентных медиа и формированием гражданской журналистики.
Рабочая гипотеза исследования
Рабочая гипотеза исследования формулируется следующим образом:
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы - комплексное исследование интернет - СМИ Кыргызстана как сегмента системы СМИ, оценка его качественных и количественных характеристик и определение перспектив развития в современных политических, правовых и экономических условиях Кыргызстана.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать содержательное
определение понятию «
2. провести анализ аудитории и рынка интернет - СМИ в Кыргызстане, сравнив с мировыми показателями;
3. рассмотреть функции интернет – СМИ, их бизнес - модели, определить структуру редакции;
4. рассмотреть законодательное регулирование интернет – СМИ Кыргызстана;
5. рассмотреть роль интернет – СМИ в общественно - политических процессах страны, оценить уровень его политической свободы и независимости.
Метод исследования
При разработке программы изучения интернет - СМИ Кыргызстана использовалась методологическая база проведения количественного и качественного анализа средств массовой информации, широко применяющихся в социологии СМИ. Подобный подход позволил определить уровень вовлеченности интернет – СМИ в информационные процессы и основные тенденции его развития. Проведение сравнительного анализа исследуемого предмета с результатами исследований в других странах позволило представить уровень развития и независимости интернет – СМИ по международным показателям.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили учебные пособия Интернет – СМИ. Теория и практика/под ред. М. М. Лукиной - М., 2010, Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. - М., 2005, Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003, Коханова Л.А., Калмыкова А.А. Интернет – журналистика. – М., 2005, Торалиева. Г. Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана. – Б., 2008, Мамбеталиева Т.Э. СМИ и право в Кыргызской Республике. – Б., 2005, Рихтер Г. Правовые основы журналистики. – М., 2002
Также были использованы отдельные публикации политологов Н. Алишевой, А. Князева и Б. Усеновой в кыргызских интернет – ресурсах, посвященные практическому функционированию интернет – СМИ в Кыргызстане. Эмпирической базой для исследования правовой основы деятельности интернет – СМИ стали законы Кыргызской Республики «О СМИ», «О профессиональной деятельности журналиста», «О рекламной деятельности», «О телевидении и радио», «Об информатизации», «О государственных секретах», «Об авторском праве и смежных правах». Также были использованы материалы таких медиаресурсов как Институт по освещению войны и мира www.iwpr.net, Интерньюс-Кыргызстан www.internews.kg , Международный центр для журналистов www.icfj.org , ОО «Журналисты» www.monitoring.kg, CIMERA www.cimera.org, Национальная информационная сеть Кыргызстана www.bulak.kg.