РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

Файлы: 1 файл

ajdana_abduvaitova_doc_1343381812.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 

Московский  государственный университет

имени М. В. Ломоносова


 

 

Факультет журналистики

Кафедра теории и экономики  СМИ

 

 

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ  В КЫРГЫЗСТАНЕ

 

 

 

 

                                                            Диссертационная работа

                                                            магистранта программы

                                                     «Цифровые медиа и 

                                                                          межкультурная коммуникация»                                                  

                                                    А. И. Абдуваитовой

                                              

                                                             Научный руководитель:

                                                                          кандидат филологических наук

                              доцент

                                           М. М. Лукина 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

 

 

           ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1

ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ

МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9

1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9

1.2 Переход традиционных  СМИ в Интернет………………………………15

1.3 Контент и аудитория  интернет - СМИ…………………………………..22

1.4 Бизнес – модели  интернет -  СМИ………………………... …………….29

1.5 Структура редакции  интернет – СМИ……………………………….….36

 

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ

В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40

2.1. Законодательное  определение и регулирование Интернета .….…...40

2.2 Основные правовые проблемы  интернет - СМИ Кыргызстана……....50

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ

 В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54

3.1. Роль интернет - СМИ  в гражданском обществе Кыргызстана……….54

3.2. Изменение методов и форм работы журналиста

       Интернет - СМИ.     Новая журналистика……………………….……..63

3.3 Интернет – СМИ в  политическом контексте страны………………….69

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

 

 

 

 

 

 

Введение

      Изменения в современной системе средств массовой информации  продиктованы потребностями современной аудитории и развитием рынка СМИ в целом. Эти тенденции определяются уровнем проникновения Интернета, его ролью в формировании информационного общества и, как следствие, экономическими аспектами развития системы СМИ данной страны.  Уровень проникновения Интернета является показателем экономического развития, гражданской активности и политической свободы общества. Интернет представляет не только площадку для развития и деятельности СМИ, он создает синтез видов и жанров СМИ. Именно такие изменения происходят в системе СМИ Кыргызстана, которая переживает переходный этап своего развития, характерной чертой которого является переход традиционных СМИ в пространство Интернета. При этом необходимо заметить, что развитие интернет - СМИ Кыргызстана имеет специфический характер. Необходимо особо учитывать такие аспекты, как политическое и экономическое устройство, культуру, этнопсихологию, особенности менталитета постсоветского пространства в соотношении с этническими характеристиками, и многие другие аспекты, которые формируют экономическую и социально-политическую среду развития СМИ в целом.

Актуальность  исследования

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и  возрастании гражданской активности.  При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом  условиях Кыргызстана.

Историография исследования

С темой данного диссертационного исследования в первую очередь связаны  работы исследователей факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: Е.Л. Вартановой, М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой.

Наиболее подробно интернет – СМИ изучены в учебном  пособии, написанном коллективом авторов  под редакцией М. М. Лукиной «Интернет – СМИ. Теория и практика» (Интернет – СМИ. Теория и практика/под ред. М. М. Лукиной - М., 2010).

В учебном пособии «СМИ в пространстве Интернета» (СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева  - М., 2005) интернет – СМИ подробно описаны с теоретических и практических позиций.

Эти положения  были использованы в теоретической  части магистерской диссертации, в  которой рассматриваются общие  тенденции развития  и специфика  функционирования СМИ в Интернете.

Самоорганизация интернет – СМИ, его экономические  аспекты и бизнес-модели  описаны в учебном пособии Е. Л. Вартановой   «Медиаэкономика зарубежных стран» (Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003).

Базовые положения  интернет – СМИ также были изучены  в учебном пособии Л.А. Кохановой  и А.А. Калмыкова «Интернет – журналистика» (Интернет – журналистика. – М., 2005).

Интернет, как  новая площадка  циркулирования информации в обществе рассмотрен в  трудах ученых Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (Грядущее постиндустриальное общесвто. – М., 1999),  М. Кастельса  «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000),        О. Тоффлера «Третья волна» (Третья волна. – М., 1999) и Ф. Уэбстера «Теории информационного общества» (Теории информационного общества. – М., 2004).

Зарождение  интернет – СМИ в Кыргызстане  и его соответствие международным  стандартам  описывается в учебном  пособии Г. Торалиевой «Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана» (Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана. Б., 2008).

Правовой статус интернет – СМИ рассмотрен в учебных  пособиях Т. Э. Мамбеталиевой «СМИ и право в Кыргызской Республике» (СМИ и право в Кыргызской Республике. – Б.,2005) и А. Г. Рихтера «Правовые основы журналистики» (Правовые основы журналистики. – М., 2002).

Новизна исследования

Новизной данного  научного исследования является попытка  определения тенденции развития интернет – СМИ в медиасистеме Кыргызстана. Общий теоретический  подход в изучении Интернет – СМИ  достаточно разработан в зарубежной научной среде, но в кыргызской медиасообществе исследования носят эпизодический характер, основанный на эмпирических случаях. В данной работе рассматриваются интернет – СМИ в контексте экономической, правовой базы, а также их значение в общественно-политических процессах страны. В работе проведено комплексное изучение медийного сектора Интернета, который впервые получил статус объекта научного интереса. 

Объект  и предмет исследования

Объектом исследования является интернет - СМИ Кыргызстана, их место в системе СМИ, правовая, экономическая, техническая база, специфика его функционирования и актуальность в информационном обеспечении современной аудитории.

Предметом исследования являются  электронные версии традиционных печатных изданий и автономных интернет – СМИ,  государственные и частные интернет – издания, интернет – телеканалы, интернет – радио  и сайты информационных агентств, и интернет – ресурсы, позиционирующие себя как СМИ.

Хронологические рамки исследования

В рамках данного  диссертационного исследования интернет – СМИ Кыргызстана изучались в период с 2005 по 2011 год. На рынке СМИ Кыргызстана этот период характеризуется радикальными изменениями в области законодательного регулирования, общественно - политической сферы деятельности интернет – СМИ  и финансовым кризисом на рынке печатных СМИ. За последние шесть лет в Кыргызстане произошли два политических переворота, крупный межнациональный конфликт, в освещении которых интернет – СМИ принимали ведущую роль и тем самым определили свой статус информационных лидеров. Также этот период характеризуется на мировом медиарынке новыми тенденциями развития интернет – СМИ и расширением его инфраструктуры, развитием конвергентных медиа и формированием гражданской журналистики.

Рабочая гипотеза исследования

Рабочая гипотеза исследования формулируется следующим  образом:

  1. В ближайшие несколько лет в  медиасистеме Кыргызстана интернет – СМИ выйдут на ведущие позиции.
  2. Несмотря на приоритетные позиции интернет – СМИ их  развитие будет замедленным в силу цифрового неравенства регионов страны.
  3. Отсутствие специальной  правовой базы, регулирующей права и обязанности интернет – СМИ позволят государственным структурам препятствовать интернет – СМИ в освещении национальных вопросов.
  4. В связи с развитием гражданской журналистики, практики самостоятельного обучения на теоретических разработках новых СМИ  классическое журналистское образование потеряет актуальность.
  5. Интернет – СМИ станет катализатором формирования гражданского общества, проведения демократических изменений и политических реформ.

Цель  и задачи исследования

Цель диссертационной  работы - комплексное исследование интернет - СМИ Кыргызстана как  сегмента системы СМИ, оценка  его  качественных и количественных характеристик  и определение  перспектив развития  в современных политических, правовых и экономических  условиях Кыргызстана.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

1.   дать содержательное  определение  понятию «интернет  – СМИ»;

2.  провести анализ  аудитории и рынка интернет - СМИ в Кыргызстане, сравнив с мировыми показателями;

3.  рассмотреть функции  интернет – СМИ,  их бизнес - модели, определить структуру редакции;

4. рассмотреть законодательное  регулирование интернет – СМИ  Кыргызстана;

5. рассмотреть роль интернет – СМИ в общественно - политических процессах страны,  оценить уровень его политической свободы и независимости. 

Метод исследования

При разработке программы  изучения интернет - СМИ Кыргызстана  использовалась методологическая база проведения количественного и качественного анализа средств массовой информации, широко применяющихся в социологии СМИ. Подобный подход позволил определить уровень вовлеченности интернет – СМИ в информационные процессы и основные тенденции его развития. Проведение  сравнительного анализа  исследуемого предмета с результатами исследований в других странах позволило представить уровень развития и независимости интернет – СМИ по международным показателям.

Эмпирическая  база исследования

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили учебные пособия Интернет – СМИ. Теория и практика/под ред. М. М. Лукиной - М., 2010,  Лукина М. М., Фомичева  И. Д. СМИ в пространстве Интернета. - М., 2005,  Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003, Коханова Л.А., Калмыкова А.А. Интернет – журналистика. – М., 2005, Торалиева. Г. Международные стандарты он-лайн журналистики Кыргызстана. – Б., 2008, Мамбеталиева Т.Э. СМИ и право в Кыргызской Республике. – Б., 2005, Рихтер Г. Правовые основы журналистики. – М., 2002

Также были  использованы отдельные публикации политологов Н. Алишевой,  А. Князева и Б. Усеновой в кыргызских интернет – ресурсах, посвященные практическому функционированию интернет – СМИ в Кыргызстане. Эмпирической базой для исследования правовой основы деятельности интернет – СМИ стали законы Кыргызской Республики «О СМИ», «О профессиональной деятельности журналиста», «О рекламной деятельности», «О телевидении и радио», «Об информатизации», «О государственных секретах», «Об авторском праве и смежных правах». Также были использованы материалы таких медиаресурсов как Институт по освещению войны и мира  www.iwpr.net,  Интерньюс-Кыргызстан  www.internews.kg ,  Международный центр для журналистов   www.icfj.org , ОО «Журналисты» www.monitoring.kg, CIMERA www.cimera.org, Национальная информационная сеть Кыргызстана www.bulak.kg.

Информация о работе РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ