РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

Файлы: 1 файл

ajdana_abduvaitova_doc_1343381812.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Безусловно, интернет - СМИ как новое явление в  медиасистеме требует  законодательного оформления. Это, в первую очередь, необходимо самим журналистам для защиты своих профессиональных прав. Нарушение их профессиональных прав в основном происходит в порядке запроса и получения информации или специальной аккредитации на закрытые мероприятия, так как они не относятся к СМИ, а соответственно их профессиональные права в этих вопросах недействительны.

Ярким примером, заставившим  задуматься интернет - СМИ о своем правовом статусе стал запрет на осуществление агитационной деятельности в рамках предвыборной кампании. 20 августа 2011 года Центризбирком Кыргызстана принял решение исключить информационные агентства из числа изданий, имеющих право принимать участие в агитационной кампании по выборам главы государства. ЦИК, принимая такое решение, исходил из того, что в перечне закона «О СМИ» нет понятия «интернет - СМИ», они не зарегистрированы в Министерстве юстиции, следовательно, не имеют права заключать договоры с кандидатами и выставлять свои расценки на «политическую рекламу». В итоге 11 информационных сайтов, позиционирующих себя как СМИ, в том числе и сайты информационных агентств были ущемлены в своем праве участвовать в предвыборной агитации. Но, с другой стороны, согласно  Кодексу «О выборах» средства массовой информации, участвующие в агитационной кампании в предвыборный период - это радио, телевидение и печатные издания. Следовательно, интернет - СМИ туда не попадают, и тогда возникает правовой казус, так как кодекс не может им запретить проводить агитационную кампанию. После громких дискуссий и вмешательства общественных и правозащитных организаций право участие в предвыборной кампании интернет – СМИ ЦИК утвердил. 

В январе 2012 года парламент страны вновь поднял вопрос об обязательной регистрации ресурсов в качестве СМИ. В медийном пространстве страны началась дискуссия, в котором участвуют  СМИ, общественные и правозащитные организации и активисты гражданского общества. Профессиональное сообщество журналистов выступает против этого проекта, так как он сокращает возможности Интернета и развития СМИ в этом пространстве.

Но вместе с  площадкой для открытых дискуссий  Интернет  является и сферой правонарушений в области авторского права, конфиденциальности личной жизни, информационной безопасности и регулирования межнациональных,  религиозных и идеологических вопросов.

В сфере урегулирования этих вопросов действуют нормативные  правовые акты, применяемые к защите чести и достоинства, порнографии, авторскому праву, разглашения государственной  тайны и также иной охраняемой законом информации, применяются  и к материалам, размещенным в Интернете так же, как они применяются к традиционным СМИ.

Наиболее наказываемые нарушения в сфере интернет - СМИ  предусмотрены в законах «Об  авторском праве и  смежных  правах», «О защите государственных  секретов», «О противодействии экстремистской деятельности», «О доступе к информации, находящихся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления».25

Ни в одной  стране нет правового определения  Интернет, так как это явления  глобального масштаба и не поддается  регулированию локальным законодательством. В мире актуальна тенденция саморегулирования этого пространства. В Соединенных Штатах Америки и некоторых Европейских странах уже давно существует и успешно развивается Институт саморегулирования сферы Интернет. Основное преимущество  заключается в том, что вопросы, вытекающие из онлайн отношений разрешаются не государственными и судебными органами, а независимой экспертной комиссией на основании разработанных ими и принятых интернет -  сообществом норм, в виде Правил или  Кодекса сетевой этики.26

 

В этом направлении  движется  и Кыргызстан, стремясь обеспечить свобода Интернета от государственного контроля путем саморегулирования. Общественный фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» выдвигает инициативу по созданию Ассоциации веб-ресурсов Кыргызской Республики и формированию независимого органа по рассмотрению жалоб на нарушения правил пользования в сети Интернет, о порядке распространения, получения и поиска информации в Интернете. Подобные правила будут объединять вопросы этического и технического характера. Однако данное регулирование не имеет силы уголовного наказания и ограничивается внутри - административными нормами, а только призвано воспитать культуру отношений в Интернете.

Регулирование Интернета, его правового определения требует всестороннего, тщательного анализа рынка телекоммуникации, технологических тенденции и общественных отношений и лишь на их основе можно разработать уникальный документ, который станет формообразующим нормативным документом для многих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 3. Перспективы развития интернет – СМИ в Кыргызстане

§1 Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана

В последние  годы, говоря об обществе, подчеркивают именно ее гражданскую составляющую, то есть его активное  участие в общественно-политической жизни и представление позиции всего общества.

Современное гражданское общество - это система, в которой  представлены  все группы общества,  а именно  религиозные, этнические группы, политические организации и профессиональные союзы, структурно организованные и представляющие собой целую инфраструктуру  общественного влияния. Гражданское общество образует ту социальную среду обитания индивидов, где протекает их общественная жизнедеятельность. Основные функции гражданского общества можно определить следующим образом:

- социализация  индивидов, в результате которого они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;

- самоорганизация  и самоуправление в обширной  мозаике частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения (гражданское право), а в них действуют устойчивые внутренние регуляторы - нравы, обычаи, традиции, моральные нормы и стереотипы поведения;

- интеграция  общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, функционирующих на базе данной социально-культурной общности, смысловых значений и символов, сложившихся веками форм социальной солидарности, основанной на многовековом опыте уровня компетентности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;

- создание базовых  форм межличностной солидарности, основанной на общности или  близости частных интересов, выработка  механизмов согласования руководящих интересов и урегулирования конфликтов, развертывание широкого дискурса общественно-политических сил как средства достижения согласия и стабильности;

- стимулирование  правового нормотворчества выдвижением  требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в самом гражданском обществе.27

Гражданское общество включает в себя следующие  типы общественных объединений:

- общинные организации;

- политические  партии;

- свободные  СМИ;

- частный сектор;

-  активные  граждане.

В Кыргызстане  влияние гражданского общества на социально-политические процессы имеет более давние традиции, в силу большей влиятельности  гражданского общества. В 90-годах ее называли «островком демократии», и уровень грантовой поддержки со стороны международного сообщества был шире, чем в соседних странах региона. Это обусловило глубину и широту гражданской активности населения, циркуляцию лиц из гражданского общества во власть и обратно. Несмотря на то, что в Кыргызстане гражданское общество участвует в социальных процессах уже более 20 лет, ее возможности начали реализоваться лишь с 2005 года. Как и в других странах,  гражданское общество страны представлено неправительственными правозащитными организациями, действующими в сфере обеспечения и защиты прав национальных, религиозных и сексуальных меньшинств, политическими оппозиционными группировками, независимыми СМИ и активной частью населения, которые до 2005 года не были представлены в широкой массе.

2005 год принято  считать точкой отсчета современной  истории Кыргызстана.  Именно  тогда в стране произошли важные  перемены, которые определили курс  развития общества  на ближайшие  десять лет. Политический переворот  в марте 2005 года, конституционная  реформа, определение новых приоритетов и проблем  создали широкое поле деятельности для неправительственных организаций и благоприятную атмосферу для активизации гражданского общества страны в целом.

Гражданское общество ассоциируется с институтами  демократии и остается наиболее активным и видимым актором в продвижении демократических ценностей. Гражданское общество состоит из трех уровней – это  личность, общество и государство. Интересы личности представлены в обществе, а ее интересы, в свою очередь осуществляет государство. Все эти формообразующие  элементы пересекаются на информационном поле. Роль модератора двустороннего диалога общества и власти выполняют средства массовой информации.

Средства массовой информации - важнейший институт гражданского общества, коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. Как любой из институтов гражданского общества он существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе. В связи с революционными изменениями, которые в последние годы происходят на рынке СМИ, современные исследователи рассматривают его не только как фактор развития, но и структурный элемент гражданского общества. Именно СМИ отведена задача построения канала обмена мнениями и представления позиции сторон.

Однако в  Кыргызстане, как и в других центральноазиатских  странах, СМИ имеет концепцию, которая  отличается от общепризнанной модели  демократических СМИ тем, что  СМИ имеют ярко выраженную политическую окраску, являясь либо  пропрезидентским, либо оппозиционным СМИ, которые финансируются зарубежными донорами и подвергаются гонениям. Это обусловлено спецификой государственной политики, медленного развития рынка СМИ и как следствие, низкого уровня свободы слова в стране.   28

До 2005 года деятельность оппозиционных СМИ в стране была практически невозможна. В 2004 году в  рейтинге свободы слова международной  организации «Репортеры без границ»  Кыргызстан занял 160 место из 182 стран, оставив позади себя лишь страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов с авторитарным режимом правления. Такая ситуация была вызвана усилением режима первого президента Аскара Акаева и подготовкой к четвертым президентским выборам в 2005 году, в которых он собирался принять участие. Затем,  в 2005 году после «тюльпановой» революции приоритетом нового правительства были ведущая роль гражданского общества и высокий уровень свободы слова в стране. В период с 2005 по 2010 год в стране были зарегистрированы 148 неправительственных организаций и 47 печатных изданий. В это же время в стране наблюдается активное проникновение Интернета, который стал новой площадкой дискуссии граждан. Затем картина повторилась в 2009 году, когда эксперты отмечали растущее давление власти. Так, в 2010 году по данным организации "Репортеры без границ" Кыргызстан в рейтинге свободы слова занял 159-е место из 178. По сравнению с 2009-м страна скатилась на 25 позиций вниз.  По мнению экспертов, причиной резкого ухудшения свободы слова стали политический переворот в апреле 2010 года и этнический конфликт на юге страны, освещение  которых во избежание эскалации насилия и этнической ненависти в южных городах и других регионах страны подвергались жесткой цензуре со стороны властей.

В этой ситуации тезис «СМИ - четвертая власть»  долгое время подвергался критике, так как национализация и коммерциализация СМИ ставили под сомнение  ее объективность в освещении конфликтных  ситуаций. Потенциал традиционных электронных  и печатных СМИ в формировании гражданского общества характеризируется однонаправленностью процесса воздействия от коммуникатора к реципиенту,  публичностью сообщений и массовостью аудитории. 

Традиционным  печатным и электронным СМИ не всегда удавалось обеспечить этот диалог на качественном уровне, так как финансовая зависимость, политическое влияние государственных структур затрудняли проходимость общественного мнения массовой информации.

Выше было отмечено, что пространство Интернета можно  считать наивысшей точкой демократизации СМИ. В таком случае интернет - СМИ отведена особая роль  в формировании гражданского общества и в реализации его задач. В этом случае стоит рассматривать  интернет – СМИ не только как СМИ в пространстве Интернета, но и включить в это понятие всю медийную инфраструктуру Интернета. В ней участвуют новые медиа, гражданская журналистика и блогосфера. В отличие от традиционных СМИ, интернет - СМИ вещает не однонаправленно, а по принципу «от многих ко многим», благодаря чему публичность сообщений  и массовость аудитории имеют колоссальный масштаб. 

Взаимодействие  интернет - СМИ и гражданского общества проходит по следующим направлениям:

- содействие  сотрудничеству путем реализации  совместных проектов (информационная  поддержка, совместные исследования и расследования);

- предоставление  площадки для выступления организаций,  активистов;

- освещение  проблем гражданского общества.

На основе получаемой информации у граждан формируется  мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Это мнение является одним из главных факторов вовлечения массовой аудитории в гражданское общество. 29

 Например, в  случае традиционных СМИ резко  упал интерес к российским  телеканалам, которые до 2010 года могли конкурировать с национальными телеканалами по охвату аудитории. По мнению местного населения, российские телеканалы были необъективны в освещении этнического конфликта с узбекским населением на юге страны июне 2010 года, предоставляя искажающую одностороннюю информацию, что повлияло на имидж страны. Тогда, группа националистически настроенных людей  просила властей ограничить вещание и выпуск иностранных СМИ на территории страны. Это, безусловно, противоречит принципам рынка свободного СМИ, но, тем не менее, подобные популистские заявления нашли поддержку у широкого населения. Тенденцию спада интереса и доверия к зарубежными СМИ в Кыргызстане  подтвердили результаты социального опроса социального опроса, который был проведен с 4 по 22 февраля 2012 года компанией Baltic Surveys/The Gallup Organization по заказу Международного республиканского института (МРИ). Социальный опрос показал следующую картину предпочтения аудитории:

Информация о работе РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ