Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа
Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85
Именно реклама является основным источником дохода интернет – СМИ Кыргызстана. Например, около 20% площади главной страницы интернет – издания «CA-NEWS» занимают рекламные материалы. Стоимость рекламы на площадках интернет – СМИ в среднем варьируется от 300 до 600 долларов (см. рисунок №3). Наиболее активными рекламодателями являются компании сотовых операторов, бренды одежды и сервисные компании.
Онлайновые услуги. Помимо продажи контента и рекламы, немалую часть дохода составляют плата за онлайновые услуги, которые они предоставляют. Доли доходов от рекламы и пользовательской платы в структуре доходов интернет-компаний могут сильно меняться. Главными критериями здесь являются типы предлагаемых компанией услуг в Интернете, период существования компании, популярность корпоративного бренда.
Продажа клиентских баз данных. Этот способ получения прибыли, уже упомянутый выше, нечасто встречается в онлайновых СМИ, которые предлагают свои услуги пока еще бесплатно. Однако специализированные сайты (например, бесплатная почта) очень часто предлагают клиентам зарегистрироваться и добровольно сообщить свои данные, рисующие их потребительский профиль. Последующая продажа этих данных или сдача их во временную аренду, а также продажа сведений об интересах пользователей, которые сайты также отслеживают, все чаще становятся источником существенного дохода. Любопытно, что многие провайдеры услуг и содержания в Интернете даже не спрашивают у пользователей разрешения передать информацию о них крупным рекламодателям.
Интернет, как динамично развивающаяся сфера меняет условия и принципы своей деятельности, учитывая прогрессирующую суть Интернета и гражданского общества как следствие, необходимо рассматривать и искать другие варианты привлечения дохода. Все вышеотмеченные бизнес - модели в своей стратегии опирались только на Интернет и ее возможности. Международная журналистская сеть предлагает альтернативные бизнес - модели деятельности интернет - СМИ, которые будут зависеть напрямую от ее аудитории.
Финансирование за счет общественных средств. Кампании по общественному финансированию собирают средства рядовых граждан, которые лично заинтересованы в освещении событий, не получивших должного раскрытия в средствах массовой информации. Эта бизнес-модель подходит для уже существующих проектов, нуждающихся в дополнительных средствах, и позволяет журналистам сохранить свою редакторскую независимость. Kickstarter, провозглашающий себя «самой большой спонсорской платформой для творческих проектов», привлекает средства для финансирования журналистики и устанавливает крайний срок сбора денег. Если проект не соберет необходимое количество средств по истечении определенного срока, происходит возврат денег. В качестве примера успешной кампании можно привести информационный проект Newsmotion, собравший на Kickstarter на 5 тысяч больше заявленной необходимой суммы, которая составляла 35 000 долларов США. Еще одна платформа Spot.us, которая спонсирует в первую очередь журналистику, собирает пожертвования для финансирования более 200 проектов.
Мини-гранты. Предоставляя необходимые финансовые средства без бюрократической волокиты, мини-гранты являются прекрасным способом создания стартового капитала для запуска дополнительных проектов. Как правило, каждый из доверителей выделяет небольшую сумму денег для журналистов-предпринимателей и фрилансеров.
Эта модель актуальна в странах, где рынок интернет – СМИ еще в зачаточном состоянии и в связи с этим проникновение зарубежных донорских организаций в регулирование рынка СМИ возрастает. В Кыргызстане, почти каждый третий интернет – СМИ создан при поддержке правозащитных организаций и международных фондов, эта модель актуальна. Примером успешности этой модели в Кыргызстане является новостной веб-сайт Kloop.kg, который был создан в 2006 году при финансовой поддержке нидерландского гуманитарного фонда Hivos. Вначале он был спроектирован как виртуальная площадка общественного фонда «Клооп Медиа», но к 2009 году стал самостоятельным информационным сайт. Несмотря на принцип функционирования, ресурс отказался от статуса СМИ. Помимо освещения общественно значимых событий, Kloop.kg занимается обучением журналистов стандартам новых медиа и развитием гражданской журналистики в стране. Кроме этого, Kloop.kg стал первым интернет – проектом, предоставившим блог – платформу для пользователей. К концу 2010 года ресурс состоял из 2500 блогов, 300 из которых постоянно обновляются и имеют высокую посещаемость. 14
Кооперативы. США объявили 2012 год годом кооперативов, что дает возможность реализации таких проектов, как Banyan. Этот первый локальный журналистский кооператив в США на базе интернета, деятельность которого направлена на преодоление информационного кризиса, может послужить новой плодородной почвой для развития журналистики. Похожая модель уже работает в других странах, среди которых Мексика и Германия. В Канаде существует кооператив работников, который спонсирует публикацию единой национальной еженедельной газеты, составленной из материалов отдельных информационных сайтов различных городов. Такая организация является наиболее демократичной и обоснованной бизнес-моделью для нынешнего экономического климата, так как она не предполагает высоких затрат и, в отличие от корпоративного подхода, где все решения принимаются наверху и направляются вниз, предоставляет людям право самостоятельно решать, что публиковать.
Благотворительность/
§5 Структура редакции Интернет-СМИ
Интернет - СМИ, как и любое СМИ, имеет свою редакцию, которая иначе называется веб-редакцией. Редакция работает в режиме 7/24- 7 дней в неделю, 24 часа в сутки и делится на две группы - дневную и ночную.
В функции веб-редакции входят:
- создание контента;
- поддерживание и обновление гипертекстовых информационных ресурсов;
-обеспечения
их связи с другими ресурсами
и их потребителями
-постоянный
мониторинг информационных
-разработка новых проектов и приложений для аудитории.
Редакция интернет-СМИ так же, как традиционных СМИ состоит из:
- главного редактора;
-его заместителей;
-редакторов рубрик;
- корреспондентов, фото- и видеокорреспондентов;
-дизайнеров
и ряда технических
Но в силу специфичности интернет - СМИ сформировал новые специальности. Штат веб-редакции, кроме традиционных для редакции газеты специалистов, состоит их нескольких групп технических специалистов.
-Группа инфографики
(художники-инфографики, 3D-инфографики,
флэш-программисты и аниматоры)
-Программисты,
обеспечивающие техническая
безопасность сайта. На другую
специальную группу
-Промоутеры.
К ним относятся интернет-
-Администраторы, которые обеспечивают работоспособность ресурса и соответствие его технологических характеристик. Его также можно отнести в группу технических сотрудников сайта. Администратор, как правило, обладает наиболее полными правами доступа к данным и настройкам сайта и отвечает за распределение этих прав доступа между сотрудниками редакции. Он также отвечает за безопасность ресурса, мониторинг несанкционированных публикаций издания на других сайтах и восстановление информации в случае сбоев.16
Если веб-редакцией поддерживается свой форум, то появляется необходимость администрирования не только сайта, но и форума, а также модерирование дискуссионных тем. Модератор отвечает за постоянную поддержку дискуссий, а также фильтрацию публикаций, нарушающих устав форума.
Бильд-редактор по заказу редакции или по запросу дизайнера находит и отбирает иллюстративный материал к определенным текстам. Бильд-редактор относится к категории специалистов, он подчиняется непосредственно главному редактору; заведующему редакционно-издательским отделом или иному должностному лицу.
Он осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий, участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет подбор иллюстраций, составляет проекты трудовых договоров с людьми, привлекаемыми для изготовления графического материала и выполнения других работ по художественному оформлению и участвует в подготовке документов по расчетам за выполненные ими работы.
Вся редакция интернет - СМИ работает над сайтом проекта, который выглядит следующим образом:
-главная страница;
-страницы рубрик;
-блок интерактивности (комментарии, форумы);
-рекламный блок;
-спецпроекты сайта (отдельные мультимедийные приложения);
-информация о сайте (контакты, выходные данные, кадровый состав).
Анализа таких крупнейших интернет – СМИ страны, как «АКИпресс», «24 kg» и «Кабар» позволил определить характерные особенности структуры редакции кыргызских интернет – СМИ.
Корреспондентская сеть. Интернет – СМИ Кыргызстана не имеют широкой международной корреспондентской сети и по масштабу она локальна. Информационные заметки о событиях в зарубежных странах создается путем рерайтинга из материалов национальных информационных агентств. Практика фрилансинга иностранных корреспондентов еще развита.
Язык контента. Контент во многих интернет – СМИ предоставляется на кыргызском, русском и английском языке. Практика билингвистической журналистики актуальна и поэтому главным требованием для журналистов является совершенное владение русским и кыргызским языком, так как штат переводчиков требуют дополнительных расходов. Созданный на этих языках материал переводится на английский язык и проходит редактирование.
Несмотря на то, что в стране проживает большое количество узбекского населения, контент интернет – СМИ не переводится на узбекский язык. Поэтому в стране популярен международный информационный ресурс «CA- NEWS». «CA- NEWS» имеет свои представительства в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Казахстане и Кыргызстане, которые работают на национальном и русском языке. Исключение составляет кыргызская редакция, которая переводит контент и для узбекскоязычного населения страны.
Технические сотрудники. Руководители интернет – СМИ признают, что профессиональная подготовленность технических сотрудников не отвечает требованиям интернет – СМИ, а их обучение замедляет развитие СМИ. Но, несмотря на это, руководители многих интернет – СМИ обучают своих сотрудников на дополнительных курсах и приглашают специалистов. Курсы по инфографике, где журналистов самих обучают создавать графические материалы, являются самыми востребованными в сфере дополнительного журналистского образования страны.
Глава 2. Правовое регулирование интернет - СМИ в Кыргызстане
§1 Законодательное определение и регулирование Интернета
В правовой сфере
актуальна проблема законодательного
определения Интернета. Динамично
развивающая среда Интернета
затрудняет выработку профессиональных
критериев и правовых подходов к
его определению и
Попытки правового урегулирования интернет - пространства, которые предпринимали в различных странах, признаются мировым сообществом не демократичными. Международные документы, призванные регулировать сферу информационно-коммуникационных технологий, лишь определяют общие принципы размещения информации в Интернете, а также этику распространения информационных материалов. 17
Попытка урегулировать
Интернет может создать условия,
которые будут способствовать торможению
развития сектора информационно-
Во многих странах
нет самого законодательства об Интернет,
а в других - слово «Интернет»
даже не упоминается в
В Кыргызстане также нет специального закона об Интернете, но эта сфера регулируется посредством других нормативных документов, касающихся информационного обеспечения общества.
Закон Кыргызской Республики «Об информатизации» от 8 ноября 1999 года определяет, что государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа. Отнесение информации к государственной тайне или конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (Ст.11). Сам закон, не предлагает определения Интернету, но учитывая вышеприведенные понятия ученых, информационные ресурсы и сеть Интернет не абсолютно тождественны, но взаимосвязаны.