РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

Файлы: 1 файл

ajdana_abduvaitova_doc_1343381812.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Закон Кыргызской Республики  «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных  органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», принятый 28 декабря 2006 года, направлен на обеспечение  реализации и защиты права на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, и достижение максимальной информационной открытости, гласности и прозрачности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Он  регулирует отношения, связанные с доступом физических и юридических лиц к находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления информации.

Опять же, понятие  «Интернет» в данном законе не дается, однако, предусмотрено, что доступ к информации может быть обеспечен путем предоставления информации физическим и юридическим лицам на основании их запроса (Ст.6). При этом, запросы об информации могут быть направлены по электронным каналам связи (Ст.7). В случае если запрос получен по электронной почте, ответ на запрос направляется на обратный адрес электронной почты запрашивающего информацию лица (Ст.14).

 Для обеспечения  права на доступ к информации  из автоматизированных информационных  систем государственные органы  или органы местного самоуправления: подключают названные системы к сети связи общего пользования и размещают информацию на официальном сервере (сайте, портале) государственного органа и органа местного самоуправления для неограниченного доступа граждан и организаций, подключенных к данной сети; создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легкодоступных, для граждан и организаций: в помещениях государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и в других местах, определенных законодательством;  выделяют адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации; несут ответственность за содержание, достоверность и полноту информации, размещаемой на официальном сервере (сайте, портале).

Немаловажным  является закон КР «Об электронной  цифровой подписи» от 17.07.2004 года. Его  цель — обеспечение правовых условий  для использования электронных  цифровых подписей в процессах обмена электронными сообщениями, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи; обеспечение правовых условий предоставления услуг по удостоверению электронных цифровых подписей.

В  законе даются определения основным понятиям, имеющим  значение для развития информационной среды, таким как «электронное сообщение», «электронная цифровая подпись (ЭЦП)» (Ст.2). Значимым является и то, что согласно данному нормативному правовому акту, в случае возникновения спора допускается представление суду электронных сообщений, подписанных ЭЦП и заверенных удостоверяющим центром в соответствии с этим Законом и изданными в его исполнение нормативными правовыми актами.

Закон КР «Об  электронных платежах» от 6 ноября 1999 года устанавливает юридический  статус электронных платежей и регулирует взаимоотношения, возникающие в процессе проведения электронных платежей (Ст.2).

 Особенно  актуальным является вопрос обеспечения  охраны и защиты авторских  и смежных прав в сети Интернет. Закон КР «Об авторском праве  и смежных правах» от 14 января 1998 года. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В законе предусмотрено, что если международным договором, в котором участвует республика, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

 Основная  проблема в этой сфере состоит в том, что изначально, действие законодательства по охране и защите авторских прав и смежных прав определялось территориальными границами, то есть национальное законодательство страны регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) на территории Кыргызской Республики.  Конечно, наличие нормы о приоритете положений, предусмотренных международными договорами, Конвенциями, Соглашениями, ратифицированными Кыргызстаном, позволяет расширить территорию охраны авторских прав далеко за пределами страны. Однако применительно к Интернету сложно выделить какие-либо государственные границы в его пространстве. Масштабность глобальной сети, ее специфика поставили в затруднение не только отдельные государства, но и все страны мира.

Существующее  законодательство имеет достаточно действующих норм для защиты обычных  авторских и смежных прав. Его нормы позволяют авторам или правообладателям осуществлять защиту своих прав в судах, органах прокуратуры, дознания и предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. Однако этого не достаточно, чтобы решить все вопросы для случаев «цифрового» использования охраняемых   объектов. На данном этапе, международные нормы и нормы действующего законодательства применяют по аналогии права и аналогии закона на отношения в сети Интернет. Так авторские и смежные права охраняются вне зависимости от того, реальная это среда или же виртуальная. 19

В целях развития информационного пространства Кыргызской Республики 14 декабря 2007 года постановлением Правительства Кыргызской Республики утверждаются единые требования по созданию и поддержке веб-сайтов государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Данный нормативный правовой акт содержит общие требования к оформлению сайта, информационным материалам веб-сайта, программному обеспечению веб-сайта, к дизайну и рекомендации для Государственного Интернет Портала. При этом, «Интернет» в нем рассматривается как глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией.

Также Закон  КР «О рекламе от 24.12.1998 года содержит норму, запрещающую несанкционированную рассылку рекламы (спам) по Интернету, мобильным телефонам и факса.

Для правоприменительной  практики большое значение для регулирования  Интернета  имеет такой нормативный  правовой акт как «Инструкция  о порядке совершения нотариальных действий нотариусами КР», утвержденная постановлением Правительства КР от 20 апреля 2011 года Пункт 156 данной Инструкции допускает свидетельствование копии Интернет - страниц. При этом нотариус осматривает информацию, размещенную в сети Интернет: интернет-страница полностью распечатывает на бумажный носитель с обязательным указанием даты печати и адреса файла, установленных в автоматическом режиме. После распечатки печатная версия сличается с электронным вариантом. В удостоверительной надписи нотариус указывает адрес страницы в сети Интернет, реквизиты документа, при необходимости указывается заголовок текста или графической информации, ее месторасположение на интернет — странице. Также он предусматривает условия для рассмотрения в качестве вещественного доказательства информация, размещенная в сети интернет. И следует отметить, что суды КР принимают в качестве доказательства, надлежаще оформленные распечатки интернет -страниц.

Таким образом, изучение нормативных правовых актов  в сфере Интернет регулирования показывает, что основа для применения норм обычного законодательства к отношениям в виртуальной среде, в принципе, заложена.

Уже отработанные принципы подобного регулирования  Интернета законодатели Кыргызстана  пытаются совместить с принципами регулирования СМИ, придав интернет - ресурсам, иначе говоря, веб-сайтам  статус СМИ. Эта практика актуальна в постсоветском пространстве, где развитие и уровень проникновения Интернета являются фактором развития демократических принципов. Проведем краткий обзор опыта законодательного регулирования в этих странах.

Казахстан, одна из немногих стран СНГ, которая имеет  на законодательном уровне определение  веб-сайта. Причем веб-сайты в общедоступных  телекоммуникационных сетях (Интернет и другие) входят в иную форму периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации и все это расценивается как средство массовой информации. 20

Узбекские законодатели к СМИ относят форму периодического распространения массовой информации, имеющую постоянное название и выходящую в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде (газеты, журналы, ведомости, бюллетени и другие), и (или) электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях), и иные формы периодического распространения массовой информации. 21

Следовательно, веб-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях, относятся к СМИ. Но законодатель не дает определение «веб-сайту» и  не объясняет, что следует включать в  «иные формы периодического распространения массовой информации».  

В узбекском  закондательстве есть оговорка, что если международными договорами предусмотрены другие правила, то национальное законодательство не применяется.

Законодательство Азербайджанской республики относит Интернет к СМИ, не давая ему определения.

В законе этой страны «О телерадиовещании» допускается  способ вещания через Интернет, но для этого требуется специальное  разрешение, выданное соответствующим  органом исполнительной власти.   

Закон Таджикистана «О печати и других средствах массовой информации» не содержит информацию  о «веб-сайтах». Но там разработаны Правила предоставления услуг Интернет на территории Республики Таджикистан. По определению Интернет представляет собой совокупность различных телематических служб и служб передачи данных, которая базируется на различных физически неоднородных коммуникационных сетях, объединенных между собой в единую логическую архитектуру и построенной на основе международных протоколов передачи данных. А в законе «О телевидении и радиовещании»  дается упоминание Интернета в качестве сети для эфирного радиовещания.

В Кыргызстане  вопрос определения веб-сайтов стала  актуальной в связи с политическими  событиями, в которых он играл  ведущую  роль. В течение 10 лет власти страны несколько раз  пытались взять под контроль Интернет и приравнять его к СМИ.

Впервые в 2000 году Правительство Кыргызской Республики своим постановлением внес на рассмотрение в Парламент законопроект по расширению перечня средств массовой информации. В качестве СМИ оно предлагало включить: «информацию, передаваемую по компьютерным сетям, предназначенную для неограниченного круга лиц». Два последних дополнения в закон «О СМИ» инициировали  парламентарии в 2007 и 2008 году. Их предложения подчинить закону «О СМИ» «иные формы распространения массовой информации, предназначенные для публичного распространения и выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами» не был принят из-за повышенного внимания активистов, журналистского сообщества и международных организаций к состоянию свободы слова в Кыргызстане.

Согласно закону Кыргызской Республики «О СМИ» от 2 июля 1992 года, к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами.  

Если печатное издание признается или не признается законом как средство массовой информации в зависимости от тиража, то в случае определения интернет ресурса органом СМИ по этому критерию невозможно, так как единственный показатель спроса на контент интернет-СМИ-количество пользователей не поддается подсчету и нерегулярно.

Другая сложность  регулирования Интернета посредством  нормативных документов о СМИ  заключается в том, что он не ограничен  дефицитом частот, в нем каждый может быть издателем. Также он глобален и не признает каких-либо территориальных  границ. Распространение информации через Интернет не имеет тех ограничений, которые присущи традиционным СМИ, он не ограничен рамками физического распространения как у печатных материалов и он также не ограничен техническими рамками и силой сигнала как у вещательных СМИ. 22

По закону Кыргызской республики «О средствах массовой информации» любой гражданин Кыргызской Республики, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. А поскольку интернет-сайт можно создать за рубежом в обход требованиям о гражданстве, то попытка урегулировать Интернет в рамках требований к СМИ является противоречием.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    §2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ

Выше было отмечено, что регулирование Интернета  посредством нормативных актов, применимых к СМИ практически  невозможно. Таким образом, интернет – СМИ, сформированное на стыке двух сфер реализации свободы слова и демократических принципов, тем не менее является полем грубейших нарушений прав гражданина.

В законе «О СМИ» отсутствует понятие интернет - СМИ  и он не подлежит обязательной регистрации  в таком качестве. В настоящее  время СМИ предоставлена свобода  в выборе статуса. Интернет-ресурс является СМИ тогда, когда он проходит специальную регистрацию в Министерстве юстиции  и причисляет себя к средствам массовой информации добровольно, соответственно переходит на правовое поле СМИ, которое регулируется специальными законами о СМИ. Законы «О СМИ», «О профессиональной деятельности журналиста», «О телевидении и радиовещании», «О гарантиях и свободе доступа к информации» и другие нормативно-правовыми документами.24

Попытки контроля интернет - СМИ в Кыргызстане носят  характер политического давления. В последние годы активность медиасообщества во влиянии на политическую жизнь страны возросла, с чем связывают попытки определить интернет-сайт к СМИ.

Информация о работе РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ