РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

Файлы: 1 файл

ajdana_abduvaitova_doc_1343381812.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Положения, выносимые на защиту:

  1. Переход традиционных СМИ в пространство Интернета в условиях цифрового неравенства регионов Кыргызстана носит характер необратимого, но замедленного процесса.
  2. В условиях экономического кризиса на рынке традиционных СМИ, его монополизации и коммерциализации, интернет – СМИ имеет потенциал политически независимого, экономически выгодного ресурса для формирования гражданского общества;
  3. Вовлеченность интернет - СМИ в общественно-политические процессы,  взаимодействие с социальными сетями, формирование новых видов, жанров и платформ  журналистской деятельности сформирует новый тип СМИ;
  4. Политика добровольной регистрации СМИ хоть и поддерживает его развитие, затрудняет определение  его правовых рамок, которые необходимы в первую очередь для защиты  профессиональных прав журналиста.

Научно-практическая значимость исследования

В кыргызском сообществе медиа исследователей тема интернет – СМИ популярна, однако кроме отдельных научных публикаций, изучающих теорию интернет – СМИ на основе международного опыта, еще не изданы специальные учебные пособия, посвященные изучению истории и тенденциям развития интернет – СМИ именно в кыргызской  национальной медиасистеме. Данное диссертационное исследование может быть использовано в качестве основы для дальнейшего изучения интернет – СМИ Кыргызстана и составления обзорного материала рынка новых СМИ страны. 

Структура работы

Исследование  состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка, включающего более 50 наименований. Общий объем диссертационного сочинения составляет 91 страница печатного текста.

Во введении заявлена тема исследования, также обосновывается ее актуальность и новизна, дается историографический обзор. Также во введении формулируются объект и предмет исследования, цель и задачи работы. Характеризуются методологические подходы к теме, определяются рамки исследования. Введение содержит также рабочую гипотезу и положения, вынесенные на защиту. Указывается научно-практическая и теоретическая значимость диссертации.

В первой главе  «Интернет-СМИ в современных медиасистемах» описываются особенности интернет – СМИ, их преимущества перед традиционными СМИ, формы и методы деятельности. Также приводится обзор рынка интернет – СМИ Кыргызстана и его сравнение с рынками других стран.

Во второй главе  «Правовое регулирование интернет-СМИ в Кыргызстане» рассматривается законодательное регулирование  этого медийного сегмента такими смежными законами в области СМИ, как законы об авторском праве, рекламной деятельности, защиты государственных секретов и другими нормативно - правовыми документами. Также изучаются основные категории правовых проблем в его деятельности.

В третьей главе  «Перспективы развития интернет-СМИ в Кыргызстане» рассматривается роль интернет – СМИ в формировании активного гражданского общества Кыргызстана. В рамках  их освещения  общественно-политических процессов и конфликтных ситуаций, взаимоотношения с государственными структурами определяется уровень экономической и политической независимости этих СМИ. На основе анализа современного состояния и сравнение с мировыми тенденциями на рынке интернет – СМИ определяется потенциал интернет – СМИ и перспектива развития в национальном контексте Кыргызстана.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, подтверждаются положения, выносимые на защиту, определяется перспектива развития темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Интернет-СМИ» в современных медиасистемах

§1 Понятие «интернет-СМИ»

      Интернет – это современное  поле реализации функций всех  социальных  институтов. Уровень  проникновения Интернета является  показателем экономического развития, гражданской активности и политической  свободы общества. 10 лет назад  измерителем этих же показателей являлся уровень качества и свободы СМИ.

      Появлению интернет- СМИ способствовали развитие информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение Интернета в общеобразовательное пространство. Также немаловажным фактором в развитии интернет - СМИ явился кризис печатных изданий, связанный с тяжелыми экономическими условиями.

     Что  же собой представляет интернет - СМИ?

    Интернет-СМИ (также web-СМИ, онлайн-СМИ) - род ресурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации.  СМИ в Интернете, так  же как и традиционные медиа - газеты, телевидение, радиовещание производят информацию, создаваемую с определенной периодичностью журналистским коллективом и отражающую жизнь общества.

      Функции СМИ в Интернете соотносятся с классическими функциями традиционных СМИ, но специфичны в силу технических возможностей Интернета. Функции интернет - СМИ, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание, а с другой – приобретают специфику, обусловленную средой.

     В сетевых СМИ особый смысл приобретает коммуникативная функция. В интернет - СМИ, в отличие от традиционных СМИ, наиболее успешно осуществляется двусторонняя модель коммуникации. Читатель интернет - СМИ не только получатель информации, но и полноправный участник информационного обмена. Общение происходит в режиме реального времени в одной и той же коммуникативной среде. Например, дополнительные коммуникативные функции сайтов позволяет устраивать обсуждения темы, участвовать в опросах и рейтингах популярных тем. Также можно участвовать в онлайн пресс-конференциях и задавать вопросы эксперту или журналисту. Однако для реализации этого потенциала необходимо приложить усилия, как со стороны журналиста, так и со стороны аудитории, то есть, с их стороны необходимы активность и доступ к Интернету. 1

      Интернет - СМИ способны выполнять ценностно-регулирующую функцию,  присущую СМИ в целом. Для этого они располагают уникальными возможностями, обусловленными оперативностью и интерактивностью. 2

       Помимо этих функций, присущих как сетевым, так и традиционным СМИ, интернет-издания выполняют также функции форума и канала социального участия. Функция форума возможна только при двустороннем общении. Таким образом, открываются новые возможности для многостороннего обсуждения проблем, общественного дискурса между населением и представителями власти. Однако далеко не все СМИ эту функцию реализуют. Многостороннее обсуждение невозможно без готовности журналистов организовывать и стимулировать его, а читателей – пользоваться такой возможностью. 

Интернет  - СМИ  выполняют также и рекреативную функцию. Для этого они располагают  специфическими возможностями, которые  создают  интерактивность и гипертекстуальность. То есть, интернет - СМИ это то же СМИ, но только в Интернете. Но вместе с тем, во Всемирной коммуникационной сети есть множество информационных ресурсов, которые также выполняют эти функции и соответствуют признакам. У всех сайтов есть контент, содержащий текстовые и аудио- и видеофайлы, которые обновляются с определенной периодичностью. Также есть штат людей, которые наполняют и модерируют этот ресурс. К ним относятся автор, редактор сайта, технический редактор и дизайнер. Учитывая это, сложно выявить принципиальные различия между информационным ресурсом и интернет – СМИ.

     Если  ресурс позиционирует себя как  СМИ и проходит регистрацию  в специальных органах, регулирующих СМИ, то он юридически определяется как СМИ, наделяется правами и обязанностями, предусмотренными в законах о СМИ.

       Модель социальной коммуникации Г. Лассуэлла наиболее точно определяет различия между интернет - СМИ и интернет - ресурсом.     

        Коммуникатор. В интернет - СМИ коммуникатор является специалистом, который занимает определенную должность в профессиональной иерархии редакции. Он имеет права и обязанности, предусмотренные в редакционном уставе и законодательстве о профессиональной деятельности журналиста, которые накладывают на него юридическую и профессионально-этическую. ответственность.

     В  рамках своих профессиональных  прав журналист интернет - СМИ, то есть коммуникатор может быть аккредитован,  также он может отправить соответствующий запрос и получить информацию в органах власти, чего не может делать сотрудник интернет - ресурса.

      Контент. Сообщение, которое отправляет для своей аудитории интернет - СМИ носит массовый характер и общественное значение. Сайт какой-либо организации содержит контент, интересный узкой аудитории. Например, сайт Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества имеет специфичный контент, который заинтересует не каждого пользователя. И наоборот, сайт интернет - газеты Lenta.ru содержит информацию интересную и значимую для аудитории национального масштаба. Для контента интернет - СМИ, как и традиционных СМИ, характерны универсальность тем, документальность и социальная значимость.

      Канал. В Интернете канал характеризуется периодичностью обновлений. Сайт интернет - СМИ, в отличие от сайта ресурса обновляется чаще и без определенной периодичности, которая зависит от временных параметров происходящих событий. Периодичность обновления контента интернет – ресурса не носит регулярный характер.

      Аудитория. Аудитория интернет - СМИ, в отличие от аудитории интернет - ресурса, численно большая, рассредоточенная по всем социальным слоям, разная по гендерному, возрастному и социальному составу. Интернет-ресурсы ясно представляют возраст, гендерный состав, интересы и финансовые возможности своей аудитории. Контент, соответствующий их интересам, не привлекателен для массового читателя, а универсальность тем, документальность и масштабность контента интернет-СМИ привлекателен для всех пользователей.       Эффект. Эффекты, производимые интернет - СМИ были уже перечислены выше. По этому параметру трудно, практически невозможно отделить интернет ресурс от СМИ.  Любой интернет - ресурс, предоставляя информацию читателю, развлекая его и стимулируя к организованной общественной деятельности, вызывает тот или иной эффект. Различия в производимых эффектах могут быть в оперативности, масштабе и общественной значимости.3

      Резюмируя все вышенаписанное, можно  определить, что для  интернет- СМИ, в отличие от интернет – ресурса, характерны:

1. официальный статус;

2. выходные данные, контакты СМИ;

3. профессионализм контента и сотрудников;

4. массовый охват аудитории, а также ее интересов;

5. обязательное и регулярное обновление контента;

6. высокая посещаемость и использование в качестве ссылки;

7. юридическая и профессионально-этическая ответственность за деятельность интернет - СМИ.

     Таким  образом, несмотря на наличие всех параметров интернет - СМИ субъективно является СМИ тогда, когда получает соответствующий статус и лицензию в специальных органах и объективно – когда выполняет функции, аналогичные функциям традиционных СМИ.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

§2 Переход традиционных СМИ в Интернет

     Проникновение  Интернета в деятельность СМИ  создало совершенно новую систему,  для которой характерны изменения,  вызванные техническими возможностями  Интернета.

     Техническую  основу современных СМИ составляют  цифровые и компьютерные технологии, в результате изменяется их социально-политическая функциональность. Их работа осуществляется в режиме реального времени и по принципу «узкого вещания», то есть все более глубокой специализации.

      Массовое  распространение Интернета породило новые формы массовой коммуникации, которые характеризуются глубокой интерактивностью, открытостью, отсутствием пространственных и временных ограничений.

     Также изменились  стандарты и требования журналистской  работы и образования. 

     Все эти  отличия сформировали  ряд преимуществ  интернет-СМИ. 

     Во-первых, интернет  – СМИ имеют свою социальную  нишу, которая отличается от аудитории  «старых» СМИ по ряду параметров (в количественном отношении она  существенно меньше, при этом  моложе, более состоятельна и образованна, имеет некоторые особенности информационного поведения).

      Во-вторых, в Интернете у СМИ появились  новые возможности в скорости  и оперативности обновления своей  информации, при более гибком  подходе к фиксированной периодичности.

     В-третьих,  интернет - СМИ имеют особый ареал  распространения, их информация  распространяется по новым информационно-коммуникационным  каналам, которые глокальны по  своей природе, то есть глобальны  по широте охвата аудитории  и при этом локальны по возможностям доступа к малым социальным группам, рассредоточенным по интересам и территориям.

Информация о работе РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ