Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:25, доклад
Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.\
Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения*. Вторая — совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.
Волженкин Б.В., Отмывание денег, С.-Пбг., 1998г.
Апель А., Гунько В., Соколов И., Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах, С.-Пбг, 2002г.
Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления
в сфере экономической
Горбунов Н.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом, М., 1999.
Зорин Г.А., Танкевич О.В. Стратегия
борьбы с транснациональной
Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ними. М., 1999.
Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996.
Дата добавления: 30.09.2003
Понятие, сущность и криминалистическая характеристика «легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем»
Один из руководителей Группы международных финансовых действий (GAFI) Э.Янг, выступая на конференции стран – членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября – 1 декабря 1994г.) отметила следующие негативные последствия отмывания денег:
- у преступников создается
ощущение безнаказанности. Это
делает преступление
- преступные организации
получают возможность
- неконтролируемое
- сосредоточение экономической
и финансовой власти в руках
преступных организаций в
В самом общем виде «отмывание
грязных денег» можно определить
как «перевод незаконно полученных
наличных денег в другой актив, сокрытие
истинного источника или
Легализация по своей сути
– преступная деятельность по выведению
денежных средств («грязных» денег)
из сферы «теневого» капитала и введение
их в сферу законного обращения,
т.е. придание денежным средствам или
какому-либо имуществу статуса законной
собственности определенного
Следовательно, приобретенное незаконным путем становится фактически законной собственностью. Процесс легализации еще в 20-х годах прошлого столетия с легкой руки «крестного отца» чикагской мафии Аль Капоне получил название «отмывание».
Легализация имеет две формы: простую и сложную. Простая форма по своей структуре является всего лишь стадией сложной легализации, представляющей собой многоходовую мошенническую финансовую операцию, в которой участвуют легальные коммерческие финансово-банковские структуры. В Украине по оценкам некоторых экономистов «теневой» капитал составляет около 60% всего оборота.
Отсутствие легальных источников дохода у физических лиц либо явное несоответствие их операциям с большими денежными суммами, приобретение недвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающие доходы юридического либо физического лица, - все это признаки легализации.
Предметом непосредственного посягательства этого преступления являются денежные средства или имущество. Под денежными средствами подразумевают не только деньги и валюту, но и банковские и дорожные чеки, денежные переводы, инвестиционные ценные бумаги, облигации, сертификаты, товарораспорядительные документы, предъявление которых является достаточным для вступления в права, договора купли-продажи, займа, документы кредитования. Имущество – это недвижимость, а также транспортные средства, драгоценности, благородные и редкие металлы.
По способу совершения
легализация как действие по выведению
денежных средств из незаконных доходов,
из «теневой» экономики и придание
им законного статуса
1.финансовых операций;
2.сделок купли-продажи, займа, кредитования;
3.предпринимательской
4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм, предприятий).
Способы легализации непосредственно
связаны с совершением других
преступлений, например, взяточничество,
злоупотребление служебным
участие должностных лиц государственных учреждений в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;
«перекачка» государственных средств в коммерческие структуры и «обналичивание» денег;
предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной) с отвлечением государственных ресурсов;
воздействия на средства массовой информации для получения личной или корпоративной прибыли;
использование государственными служащими подставных фирм, чаще всего оформленных на родственников, в коммерческих структурах;
использование служебного положения
для манипулирования
бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве материальных средств для их «переброски» в другие коммерческие структуры, политические партии, благотворительные фонды с прямой личной выгодой;
лоббизм при принятии нормативных актов в интересах определенных групп;
представление государственных финансовых ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов.
Необходимо добавить также такие способы как:
создание благотворительных фондов лицами, имеющих цель скрыть источник своих доходов, и анонимное « пожертвование» этих денег в свои же фонды;
неконтролируемое введение
в коммерческий оборот денежных средств
с помощью образования
участие в приватизации;
создание предпринимательской
оболочки, видимости высокой
приобретение ценных бумаг через подложные счета;
использование банковских механизмов, усложненных схем финансовых отношений и движения денежных средств;
перечисление средств на ЛОРО-счета нерезидентов;
инвестиционная деятельность;
обналичивание с использованием оффшорных фирм и др.
Нередко самым сложным в расследовании легализации становится установлении личности преступника. Это лица так или иначе участвующие в политической, экономической и общественной деятельности, среди которых – депутаты, работники министерств и иных государственных учреждений, директора, экономисты, бухгалтера предприятий с государственной либо коллективной формой собственности, руководители предпринимательских структур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п.
В настоящее время по вопросу
субъекта данного преступления имеются
две точки зрения. Согласно первой
– субъектом этого преступления
может быть любое лицо, в том
числе и совершившее первичное
преступление, согласно второй – субъектом
может быть только лицо, которое
не совершило первичное
Информация о работе Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем