ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:54, дипломная работа

Описание работы

Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп. Рост преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу в обществе.
Борьба с преступностью несовершеннолетних приобретает, и приобрела весьма актуальное значение сегодня в строительстве нового общества. А строительство нового гражданского общества неразрывно связано с созданием и формированием трезвого образа жизни.
Настоящая работа посвящена одной из наиболее сложных проблем расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2-5
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………….6
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………...6-27
1.2. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………...28-39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ……...40
2.1. Организация расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….40-51
2.2. Следственные ситуации и основные направления деятельности следователя при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….51-60
2.3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………...60-91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………92-95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..96-102

Файлы: 1 файл

ОРПСН.docx

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Следователь, дознаватель  обеспечивают участие педагога или  психолога в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого по ходатайству  защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя  задавать вопросы несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому, а по окончании  допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания  о правильности и полноте сделанных  в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или  психологу перед допросом несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, о чем  делается отметка в протоколе.

Перед началом допроса  следователь должен получить представление  о личности, интересах и образе жизни подростка. Очень важно  установить психологический контакт  с допрашиваемым подростком. Тон  общения следователя с допрашиваемым  должен быть ровным, благожелательным. Необходимо так формулировать вопросы, чтобы они соответствовали уровню интеллектуального развития допрашиваемого и были полностью понятны ему. Важно четко и доходчиво разъяснить допрашиваемому сущность преступления, в совершении которого он подозревается, и ответственность за данное преступление, предусмотренную законом. При допросе  несовершеннолетнего необходимо использовать методы как логического, так и  эмоционального убеждения. В связи  с частой склонностью подростков к фантазированию особое значение приобретает  правильная постановка контрольных вопросов. Все сведения, сообщенные несовершеннолетним, подлежат тщательной проверке.

При обыске по месту жительства или учебы несовершеннолетнего  большую роль играют психологические  приемы обыска. Это связано с тем, что подростки обычно хуже взрослых владеют своими эмоциями и их внешним  выражением. Так, при использовании метода «словесной разведки» в ходе обыска по поведению несовершеннолетних, их мимике, изменению интонации и т.д. можно установить место сокрытия каких-либо волнующих подростка предметов. Подростки менее чем взрослые, способны к организации сложных тайников.

Таким образом, в  качестве вывода следует отметить, что во всех ситуациях. Связанных с расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетним лицом, необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков. Если же подросток упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует настаивать на этом: подросток может замкнуться, психологический контакт будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а также о мерах, которые принимались для устранения негативных обстоятельств. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следователь должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия.

Завершающим и самым трудным  этапом индивидуально-профилактической работы с трудным подростком является пробуждение у него потребности  в самовоспитании.

Полагаем, что  при производстве по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних обязательным критерием расследования  должно являться изучение следователем и дознавателем личности подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего, при этом акцент должен делаться не только на отрицательные стороны  личности несовершеннолетнего, но в  первую очередь на положительные  качества последнего. И в этом будет  прослеживаться начало процесса самовоспитания несовершеннолетнего.

Проведенное дипломное исследование позволяет нам сделать вывод  о том, что наиболее актуальными  вопросами при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними является своевременное и полноценное представление им своих прав для эффективной реализации последних в уголовном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщающих выводов и практических предложений.

1. Несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков (10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.

2. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

3. К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

Установленный УПК РФ порядок  производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

4. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.

Методики расследования  преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних.

Практика показывает, что  расследованию преступлений, совершенных  несовершеннолетними, мешает некачественное проведение доследственной проверки. На основании анализа практики расследования  преступлений можно сделать вывод  о том, что на фоне увеличения количества уголовных дел данной категории, находящихся в производстве и  направленных в суд, уменьшилось; количество дел, возращенных для производства дополнительного расследования, что говорит об улучшении предварительного следствия.

4. В целях повышения качества расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними, предлагается усовершенствовать некоторые положения уголовно-процессуального законодательства в части правовой регламентации производства по делам несовершеннолетних.

Во-первых, необходимы дополнительные процессуальные гарантии законности при производстве по делам несовершеннолетних, которые были бы направлены на повышение защиты лиц по делам данной категории. В связи с этим, предлагается внести в УПК РФ положение об обязательном проведении предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закрепив его в статье 151 УПК РФ. Кроме того, главу 50 УПК РФ необходимо дополнить положением, согласно которому предварительное расследование по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должны производить следователи, прошедшие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Во-вторых, в целях обеспечения  прав и законных интересов несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела предлагается внести в ст. 426 УПК РФ следующее положение: «законные представители несовершеннолетнего имеют право на ознакомление со всеми материалами предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении их подопечного по нереабилитирующим основаниям».

В-третьих, в целях недопущения  произвольного толкования положения  ч. 2 ст. 108 УПК РФ, предлагается в уголовно-процессуальном законодательстве в отношении несовершеннолетних под «исключительными» случаями четко закрепить следующие обстоятельства: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 3) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

В-четвертых, вносится предложение  о дополнении пункта 3 части 7 ст. 108 УПК  РФ, который предлагается изложить в следующей редакции: «Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента задержания подозреваемого для предоставления одной из сторон дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде задержания. В постановлении о задержании лица судья указывает дату и время, до которого он продлевает срок задержания».

В-пятых, участие защитника  при расследовании изучаемой  категории дел обязательно, но на практике возникает определенные трудности  в защите несовершеннолетнего, если между защитником и несовершеннолетним не сложились доверительные отношения. В связи с этим предлагается дополнить статью 52 УПК РФ частью 4.

В-шестых, в статью 27 УПК  РФ необходимо включить дополнительное основание прекращения уголовного преследования, содержащееся в части 1 ст. 427 УПК РФ, а именно: прекращение  уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.

 При рассмотрении дел  о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых  лиц, необходимо тщательно выяснять  характер взаимоотношений между  взрослым и подростком, поскольку  эти данные могут иметь существенное  значение для установления роли  взрослого в вовлечении несовершеннолетнего  в совершение преступления или  антиобщественных действий.

Полагаем, что  при производстве по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних обязательным критерием расследования  должно являться изучение следователем и дознавателем личности подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего, при этом акцент должен делаться не только на отрицательные стороны  личности несовершеннолетнего, но в  первую очередь на положительные  качества последнего. И в этом будет  прослеживаться принцип гуманизма.

Данное положение  относится и к институту применения мер процессуального принуждения. Полагаем, что современная практика, направленная на применение мер пресечения, связанных с лишением (ограничением) свободы только в исключительных случаях находит полное оправдание, так как реальность наглядно демонстрирует, что содержание несовершеннолетнего в местах изоляции от общества (следственный изолятор, тюрьма, колония) зачастую не приводит к воспитательному воздействию, а наоборот разрушает личность несовершеннолетнего.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовая литература

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., Тесис, 2012.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Текст с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2011 года. М., ЭКСМО, 2012.
  3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина.  М.: ТК Велби, 2012.
  4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 4-е перераб. и доп.  М.: Норма,2012.
  5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2012.
  6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского.  М.: ЭКСМО, 2012.
  7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2012.
  8. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный),  М.: ВИТРЭМ, 2012.
  9. Комментарий  к уголовно-процессуальному  кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко.  М.: Юстицинформ, 2012.
  10. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., Питер, 2012.
  11. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.  М.: Контракт: ИНФРА-М, 2012.
  12. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. В.Т. Томин, М.Л. Поляков.  М.: Юрайт-Издат, 2012.
  13. Научно-практический   комментарий   к   Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев.  М.: Спарк, 2012.
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (с изменениями от 9 февраля 2012 г.)//СПС Гарант, 2012.

 

Специальная литература

 

  1. Аванесов Г. А. Криминология. М., 1994.
  2. Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Автореф. дисс… к.ю.н. - М.,2005.
  3. Аганов О. Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве, СПБ., Петербург, 2011.
  4. Алазырин Р.В. Изучения личности обвиняемого, – Екатеринбург, 2009.
  5. Антоняк Ю. М. Жестокость в нашей жизни.- М., 1995.
  6. Абольцев С. М., Драбин С. Д., Саюдовников С. А. Побои и истязания. Проблемы криминологии: учебное пособие для вузов. Под редакцией Аванесова Г. А.  М., 2009.
  7. Барбой А. В. Проблемы преступности несовершеннолетних в Москве // Преступность, статистика, закон. – М., 2007.
  8. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 2003.
  9. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М.,1997.
  10. Белкин Р.С. Тактика допроса // Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. - М., 1997.
  11. Борисов И.И. Производство по делам несовершеннолетних // Российский судья.  2008. № 2.
  12. Ведерников М.Т. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений. М.,1984.
  13. Вергунова С.Н. Уголовно-процессуальное положение несовершеннолетних при расследовании преступлений органами внутренних дел: Автореф. дисс… к.ю.н. - СПб., 2004.
  14. Волынская О.В. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования. М., 2007.
  15. Власенко Н.В., Степанов В.В. Сущность и тактика проверки показаний на месте. Саратов, 2004.
  16. Гаврилов А.К., Кулагин Н.И., Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних. - Волгоград, 2003.
  17. Гаврилин Ю.В. Шурухнов В.Г. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова. – М.: Книжный мир, 2004.
  18. Галинов О. Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПБ., Петербург, 2011.
  19. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. – М., 2002. - № 7.
  20. Головалев Ю.В. Особенности расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // ЮЖ. 2008. № 6.
  21. Дубинин Н.П., Карнец М.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность: (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). - М., 1982.
  22. Жбанов В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. М., 2003.
  23. Животягина О. Несовершеннолетние: психолого-правовой аспект // Юрист.- 2008.-№ 2.
  24. Игнатенко В.Н. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних; автореф. доктор юридических наук. М., 2003.
  25. Ищенко Е.П. Криминалистика. М., 2011.
  26. Каневский Л.А. Расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 2002.
  27. Каневский Л.Л., Лузгин И.М., Миньковский Г.М. Организация и методика расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1982.
  28. Кони И. М. С. Социология личности. М., 1987.
  29. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филлипова. М., 2009.
  30. Криминалистика / Под ред. Белкина. М., 2008.
  31. Криминалистика: Учебник/ под редакцией А. Г. Симонова. М., Юриспруденция, 2011.
  32. Криминология: Учебник для вузов: Под Ред. доктора юридических наук, профессора А. И. Долговой- 2-е издание, переработки и документы. - <span class="Nor

Информация о работе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ