Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:45, курсовая работа
Логистика - стержень бизнеса. Основная задача этой науки в обеспечении продвижения потоков товаров и других материальных ценностей от производителя к потребителю. Управление этим движением существенно влияет на конечную стоимость самого продукта, которая является одним из важнейших конкурентных факторов в условиях рынка.
Такой подход сокращает время и экономит средства на формирование индивидуальных программ. Логистические субъекты в связи с этим классифицируются по различным признакам.
1. По типу производства организации делятся на: единичные, серийные и массовые.
2. По характеру технологических процессов – на: непрерывные и дискретные.
Используются особые признаки, по которым происходит классификация логистических субъектов.
3. По структуре поставщика, по средней удаленности поставщиков, по уровню взаимодействия с другими предприятиями.
Большое количество признаков,
характеризующих особенности
Сущность моделирования основывается на определении подобия изучаемых систем или процессов, которое может быть полным или частичным. По этому признаку все модели экономических систем делятся на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные модели включают в себя характеристики реального субъекта, и их соответствие является полным.
Гомоморфные модели основываются на неполном подобии выбранной модели, другими словами, подобие является частичным.
При моделировании логистических систем полного подобия просто не может быть.
Важнейшей характеристикой логистических моделей является их материальность.
По этому признаку они делятся на два класса: материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические и функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов.
В логистике зачастую единственным
способом моделирования является абстрактное
моделирование, оно по способу выражения
может быть символическим и
Символические модели делятся на два вида.
1. Языковые, в основе которых лежит определенная совокупность слов, понимаемых однозначно.
2. Знаковые модели, суть которых состоит в том, что отдельным понятиям присваиваются некие условные обозначения, т. е. знаки.
Наиболее эффективным в логистике является математическое моделирование.
Самыми распространенными в логистике являются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.
Аналитическое моделирование заключается в своеобразном математическом подходе в процессе исследования логистических систем. Его цель – получение максимально точных решений. Сам процесс аналитического моделирования разбивается на три этапа.
На первом формулируются математические законы и зависимости, которые связывают отдельные объекты системы.
На втором этапе происходит решение уравнений и получение теоретических результатов.
На третьем осуществляется сопоставление полученных результатов с реальностью, приводится проверка на адекватность.
Преимуществами аналитического
моделирования являются большой
потенциал обобщения и
Имитационное моделирование
применяется в тех случаях, когда
аналитические способы
Имитационное моделирование используется как для анализа, так и для оптимизации работы логистических систем и является основным методом исследований потоковых процессов. Имитационное моделирование разбивается на два этапа: первый заключается в конструировании модели реальной логистической системы, второй – в проведении экспериментов на данной модели.
При использовании имитационного моделирования нужно учитывать два основных недостатка.
Во-первых, это высокая стоимость данного метода исследований.
Во-вторых, есть большая вероятность ложной имитации, так как не только потоковые, но и другие процессы в логистических системах имеют приблизительный характер.
Типичная логистическая система состоит из конкретного количества элементов и определенных взаимосвязей. Логистическое моделирование позволяет сопрягать не только возможные связи в условиях развития существующего рынка, но и эвристические отношения в прогнозируемом рынке. Такой характер моделирования управления логистическими системами имеет место и на макро-, и на микроуровне.
На моделирование
1.2 Модель «Точно вовремя»
Модель (концепция) «JUST-IN-TIME» – «точно вовремя» – участвует в разработке стратегии управления запасами предприятия. Ее суть состоит в том, что в любом звене логистической системы не должно скапливаться материальных запасов больше, чем может этот звено переработать в настоящее время. Таким образом, запасы в логистическом звене не появляются до тех пор, пока в них не возникнет необходимости. Все ресурсы по принципу «точно вовремя» должны поступать в нужное место, в требуемом количестве и точно вовремя. В данном случае отсутствует такой затратный показатель, как страховой запас какого-либо ресурса, который принуждает организацию к дополнительным затратам на его приобретение и хранение. Также не следует забывать и про упущенную выгоду предприятия, которое могло бы не изымать из денежного оборота средства на формирование запаса, а обратить их на дополнительное привлечение прибыли.
Модель «точно вовремя» характеризуется:
1) минимальными запасами ресурсов (в идеальном варианте – нулевыми);
2) небольшим объемом производимой продукции;
3) коротким производственным циклом;
4) высоким качеством производимой продукции;
5) небольшим числом поставщиков,
которые должны быть
6) ведением графиков прибытия грузов и отгрузки продукции;
7) хорошо развитым информационным обеспечением.
В рассмотренных выше характеристиках модели «точно вовремя» под материальными ресурсами понимается сырье, материалы, товары, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция – все то, что может представлять собой запас материальных оборотных средств организации.
Реализация модели «JUST-IN-TIME» позволяет сократить затраты на всех стадиях процесса управления запасами, к которым, как известно, относят:
– прогнозирование возможного использования запасов продукции;
– мониторинг фактического использования запасов продукции;
– мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;
– мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства.
Определение потребности в материальных ресурсах при стратегии управления запасами «точно вовремя» в организации может осуществляться на основе двух методов: с помощью определения потребностей на основе заказов и путем определения потребностей на основе расходов. Оба метода предполагают элемент прогнозирования: в первом случае прогнозирование осуществляется исходя из имеющихся заказов, во втором – на основе анализа расхода материальных ресурсов в прошлые периоды времени.
Рассмотрим основные характеристики «JUST-IN-TIME».
Поставщики:
– несколько поставщиков;
– поставщики размещаются недалеко от предприятия;
– возобновление деловых отношений с уже проверенными поставщиками;
– развивая своих поставщиков до желаемого уровня цен, покупатели активно используют для этого методы анализа;
– необходимость концентрации отдельных поставщиков;
– конкурентные цены ограничиваются новым небольшим числом;
– план закупок потребителя препятствует вертикальной интеграции, которая ведет к прекращению бизнеса поставщика;
– поставщики поддерживают развитие системы JIT закупок для «своих» поставщиков и так далее по цепочке поставок.
Данная характеристика по поставщикам предполагает решение задачи выбора поставщика, которая основывается на следующих шагах:
1. Поиск поставщиков.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
3. Выбор поставщика, наиболее подходящего под установленные критерии.
4. Заключение контракта, правовое сопровождение сделки.
5. Оценка результатов работы с поставщиками.
Количество:
– устойчивая скорость выпуска;
– долгосрочные контракты по поставкам;
– максимальное освобождение от бумажной работы (автоматизация процессов обработки информации);
– доставляемое количество различно от поставки к поставке, но фиксировано в целом по контракту;
– небольшое или недопустимое количество излишних или просроченных выплат;
– поставщик поощряется за упаковку в точных количествах;
– поставщик поощряется за понижение им производственных размеров продукции.
Качество:
– минимальное число
– оказание помощи поставщикам, чтобы удовлетворить требования по качеству;
– хорошая обратная связь между персоналом покупателя и поставщика, ответственных за качество;
– поставщики поощряются за использование карт контроля процессов вместо использования выборочного контроля.
Отгрузка:
– составление графиков прибытия грузов;
– выигрышное управление отгрузкой за счет средств собственной компании.
Применение модели «JUST-IN-TIME» (JIT) предполагает повышенные требования к качеству всех элементов логистической системы.
Системы «MRP I», «MRP II» (системы планирования производственных ресурсов) и «DRP I», «DRP II» (системы планирования распределения ресурсов) принято относить к типу «толкающих» логистических систем, основной характеристикой которых является надежность, что обусловлено в первую очередь наличием в них запасов, позволяющих удовлетворить значительные колебания спроса на производимую продукцию (услуги, работы), а, вследствие этого, и возможность избежать прямой зависимости от организации работы поставщиков.
Лозунгом модели является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. Основное предположение – возможность синхронизации возникновения потребностей в ресурсах с их поставками.
JIT характеризуется:
- минимальными (в идеале – нулевыми) запасами;
- короткими логистическими цепями;
- небольшими объемами производства и пополнения запасов;
- взаимоотношением
по закупкам с небольшим
- эффективной информационной поддержкой;
- высоким качеством ГП и логистического сервиса.
1.3 Имитационное моделирование
Логистические системы функционируют в условиях неопределенности окружающей среды. При управлении материальными потоками должны учитываться факторы, многие из которых носят случайностный характер. В этих условиях создание аналитической модели, устанавливающей четкие количественные соотношения между различными составляющими логистических процессов, может оказаться либо невозможным, либо слишком дорогим.
При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком».
Процесс работы с имитационной моделью, в первом приближении, можно сравнить с настройкой телевизора рядовым телезрителем, не имеющим представления о принципах работы этого аппарата. Телезритель просто вращает разные ручки, добиваясь четкого изображения, не имея при этом представления о том, что происходит внутри «черного ящика».
Точно так же экспериментатор «вращает
ручки» имитационной модели, меняя
при этом условия протекания процесса
и наблюдая получаемый результат.
Определение условий, при которых
результат удовлетворяет
Имитационное моделирование
При этом могут преследоваться следующие цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.
Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров.
Перечислим основные условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование
1. Не существует законченной
математической постановки