Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 00:37, отчет по практике
Объектом исследования в работе было выбрано предприятие ОАО «Молочные продукты». Предметом исследования является изучение организационной структуры предприятия, анализ основных экономических показателей и анализ маркетинговой и логистической деятельности предприятия.
Основными вопросами, которым необходимо уделить внимание в данном отчете являются: изучение основных экономических показателей производства, изучение функций и значения логистической службы в системе управления предприятием.
Загружается и отгружается продукция при помощи электрокар, электропогрузчиков, электролебедок. Также в состав складского оборудования входят: поддоны, ящики, контейнеры, тележки, частично транспортер.
2.2. Торговый
знак и фирменный стиль предпри
Технология производства пищевых продуктов в настоящее время такова, что продукты, изготовленные на разных предприятиях, имеют схожие характеристики, внешний вид, и потребителю достаточно сложно ориентироваться в этом многообразии. Вместе с тем, известно, что потребители предпочитают приобретать товар, к которому уже сформировалось доверие. Для этого товар должен обладать отличительными признаками, которые не позволят спутать его с продукцией других производителей.
В молочной промышленности Беларуси активно развивается брендинг, ряд предприятий уже имеют свою торговую марку. Наиболее известной торговой маркой является «Савушкин продукт» ОАО «Брестский молочный комбинат». Отличительным внешним признаком цельномолочной продукции Рогачевского МКК является помещенная на упаковке торговая марка под названием «Деревенское утро». На ней изображена крынка с льющимся молоком. В этом символе видится что-то родное, с детства знакомое. Такие изображения с названием предприятия недавно появились на общественном транспорте в Минске и Гомеле. На бортах всего транспорта самого комбината размещается эта торговая марка. Что касается других видов продукции (молочные консервы, молоко детское и сыры), то они позиционируются на рынке под другой торговой маркой, в которой указано название города, в котором произведена продукция. Но для оригинальности оно пишется в старой, дореволюционной транскрипции – «Рогачевъ». Также над этой надписью размещается аббревиатура «РМК» и вместе с ней они образуют торговую марку, которую невозможно спутать с любой другой. Связано это с тем, что эти группы товаров реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Запатентована эта торговая марка была 3 декабря 1998 года.
Возможности и положение ОАО «Рогачевский МКК» на рынке (высокое качество продукции, известность) дают ему основание быть лидером в создании себе марки по данному виду продукции.
Основными цветами фирменного стиля комбината являются белый и синий.
Слоганы комбината:
- «Вкус настоящего»;
- «Попробуй настоящее качество на вкус».
Фирменный стиль «Рогачевского МКК» является своеобразной формулой коммуникации, с помощью которой комбинат воздействует на покупателей.
2.3. Конкурентоспособность продукции предприятия
В настоящее время в Республике Беларусь действуют 85 предприятий по переработке молока. По областям перерабатывающие предприятия распределены равномерно и насчитывают:
- Брестская область – 10;
- Витебская – 12;
- Гомельская – 12;
- Гродненская – 9;
- Минская – 21;
- г.Минск – 3;
- Могилевская – 18.
Большинство предприятий производят широкий ассортимент молочных продуктов, но предпочтение отдается цельномолочной продукции, которая имеет короткий срок реализации и не может доставляться на большие расстояния.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что степень концентрации производства в молочной отрасли невысокая. Исключение составляют только «Глубокский МКК» и «Рогачевский МКК», на которых сосредоточено почти все производство молочных консервов в республике, а также Волковысское ОАО «Беллакт», где сконцентрировано все республиканское производство сухих смесей для детей.
Оценим конкурентные позиции ОАО «Рогачевский МКК» на внутреннем рынке Республики Беларусь по основным видам выпускаемой продукции.
Молочные консервы
Основным конкурентом ОАО «Рогачевский МКК» по молочным консервам в республике является ОАО «Глубокский МКК», расположенный в г.Глубокое, Витебской области. Доля импорта молочных консервов в республику незначительна (3-5%). Импортируют молочные консервы в основном российские производители (Главпродукт, Гагаринский молочный завод и др.).
Структура рынка молочных консервов в Беларуси в 2009 году представлена данными таблицы 2.3.1. (Приложение К)
Анализ структуры рынка молочных консервов в республике показывает, что ОАО «Рогачевский МКК» принадлежит основная доля рынка – 57%, на втором месте по производству консервов стоит ОАО «Глубокский МКК» - 39%. Такое лидирующее положение РМК на рынке обусловлено высоким качеством производимой продукции, о чем свидетельствуют многочисленные награды и медали в области качества, полученные на различных выставках-ярмарках, конкурсах в Республике Беларусь и за ее пределами.
Структура реализации молочных консервов ОАО «Рогачевский МКК» на внутреннем рынке республики по областям представлена в таблице 2.3.2. (Приложение Л)
Как видно из таблицы 69% реализации молочных консервов на внутреннем рынке приходится на Гомельскую и Минскую области. Меньше всего молочных консервов производства ОАО «Рогачевский МКК» продается в Витебской области, где доминирует продукция ОАО «Глубокский МКК». На рынке Гомельской области молочные консервы производства ОАО «Рогачевский МКК» являются приоритетными, а объемы продаж достигли максимума и на протяжении последних лет меняются незначительно. Что касается других областей, то особенно динамично продажи молочных консервов развиваются на рынках Минской и Могилевской областей. По Минской области продажи по сравнению с 2008годом увеличились на 46,5%, а по Могилевской - на 31%. Маркетинговая служба ОАО «Рогачевский МКК» считает наиболее перспективными для предприятия, наряду с Гомельской областью, Минскую и Могилевскую области, прежде всего из-за территориальной близости.
Масло сливочное
На комбинате производится масло «Крестьянское» сладкосливочное несоленое 72,5% жирности. Основным рынком сбыта в Республике Беларусь является Гомельская область. На рынке Гомельской области представлено достаточно большое количество производителей масла для создания довольно жесткой конкуренции.
Производители Гомельской области:
- Октябрьский молочный завод;
- ОАО «Мозырьские молочные продукты»;
- ОАО «Речицкие молочные подукты»;
- ОАО «Жлобинский молочный завод»;
- ОАО «Калинковичский завод ЗЦМ»;
- ОАО «Светлогорский молочный завод».
Также на рынке Гомельской области присутствует масло предприятий из других регионов Республики Беларусь (Брест, Минск, Могилев).
Так как на рынке масла по Гомельской области пока нет лидера, то основным критерием для покупателя является цена. По ценовому фактору масло комбината несколько уступает аналогичной продукции конкурентов.
Однако масло сливочное выпускаемое ОАО «Рогачевским МКК» под торговой маркой «Деревенское утро», выделяет продукт среди аналогичной продукции других производителей. При правильном подходе к популяризации торговой марки, а также совершенствовании торгово-сбытовой сети имеются все шансы увеличить объемы продаж этого продукта.
Майонез
Майонез выпускаемый ОАО «Рогачевским МКК» фактически весь реализуется в Гомельской области. На предприятии производятся следующие виды майонезов:
- майонез «Провансаль», 67% жирность;
- майонез «Провансаль «Мой родны кут», 61% жирность;
- майонез «Провансаль «Салатный», 50% жирность;
- майонез «Провансаль «Троицкий», 45% жирность;
- майонез «Европейский», 39% жирность.
Основным конкурентом на данном рынке является РУП «Гомельский жировой комбинат». Также на рынке Гомельской области присутствует майонез других производителей Республики Беларусь (в основном Минск), а также производителей Российской Федерации.
Производство майонеза на комбинате освоено сравнительно недавно, и завоевание своего сегмента на этом рынке сопровождалось значительными трудностями, прежде всего из-за того, что РУП «Гомельский жировой комбинат» являлся практически монополистом. При условии приблизительно равных цен Рогачевский майонез может спокойно конкурировать с продукцией РУП «Гомельского жирового комбината».
Цельномолочная продукция
Основным рынком сбыта ЦМП является Гомельская область и в частности город Гомель. На комбинате производятся такие виды ЦМП как молоко, кефир, ряженка, сметана, творог, десерт творожный для сластен на основе ДМ, йогурты. Все продукты выпускаются под торговой маркой «Деревенской утро».
Гомель является наиболее
удобным сегментом рынка
Продвижение продукции комбината в других городах Гомельской области, а также других областях Республики Беларусь затруднено, прежде всего, из-за наличия в торговой сети аналогичной продукции местных заводов, которые в своих регионах занимают приоритетное место.
Детское питание
В данный момент на комбинате производится 5 вида продукции для детского питания:
- молоко детское стерилизованное витаминизированное;
- кефир детский;
- творог детский ДМ;
- молоко стерилизованное для детского питания обогащенное железом и витамином С;
- молоко стерилизованное для детского питания обогащенное лактулозой.
Как и ЦМП детское питание реализуется в основном по Гомельской области. Хотя в 2009году наблюдались довольно высокие темпы роста объемов продаж детского питания комбината во всех областях республики: Гомельской – в 1,7 раза, Минской – в 3,4 раза, Брестской – в 4 раза, Витебской – в 3,3 раза, Могилевской – в 3,9 раза, Гродненской – в 2,6 раза. В натуральном выражении наибольшим было увеличение объемов продаж в Гомельской и Минской областях. Такие показатели достигнуты благодаря развитию сбытовой сети и проведению широкой рекламной кампании. В г.Гомеле и г.Минске работают Торговые дома «Деревенское утро», в Гродно, Бобруйске и Могилеве действуют региональные представители.
Основными конкурентами по Республике Беларусь являются:
- ОАО «Мозырьские молочные продукты», г.Мозырь;
- ОАО «Стемол», г.Гомель;
- КПУП «Гормолзавод №3», г.Минск;
- ОАО «Могилевский молочный комбинат», г.Могилев.
Из всего ассортимента продукции, выпускаемой ОАО «Рогачевским МКК», оценить конкурентоспособность на внешнем рынке реально лишь у молочных консервов, так как они составляют более 80% экспорта комбината. Кроме того, аналогичная продукция представлена на внешнем рынке большим количеством производителей.
Внешний рынок комбината
– это в основном рынок
Сертификаты соответствия СТБ выданы РУП «Гомельский ЦСМС» и зарегистрированы в Государственном реестре Республики Беларусь, сертификаты РСТ выданы Госстандартом Республики Беларусь и зарегистрированы в системе сертификации ГОСТ Госстандарта России.
Следует отметить, что продукция из Беларуси, занимая достаточно прочные позиции на российском рынке, отличается тем, что при ее изготовлении используются высококачественные натуральные компоненты, в отличие от продукции других производителей, где зачастую используется восстановленное молоко.
Это связано с тем, что российские предприятия, получив доступ к дешевому сырью - сухому молоку (в том числе получаемому из Беларуси), стали производить сгущенку по упрощенным схемам в ущерб качеству, в отличие от сгущенки, выпускаемой по ГОСТ на ОАО «Рогачевский МКК» из цельного молока.
Ежедневно ведется ведомственный контроль по физико-химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Областной Центр стандартизации и метрологии осуществляет контроль не только по вышеперечисленным показателям, но и по токсикологическим параметрам.
Что касается молока сухого цельного, то недостаток молочного сырья в России и относительно низкое потребление молока, будут создавать условия для роста его потребления. Кроме того, для многих регионов, где проблематично производство натурального молока и где вместо натурального, но неоднородного по качеству молока, заводы получают однородный сухой продукт со стабильным содержанием основных компонентов (белка, углеводов и пр.) и длительным сроком хранения, СЦМ предпочтительнее.
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», утверждаемой директором комбината.
Основой программы «Качество» является выпуск сгущенных молочных консервов, сухих молочных продуктов и цельномолочной продукции, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке, безопасных и доступных по цене. С этой целью на предприятии была внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ИСО 9001-2001, и планируется проводить работу в соответствии с требованиями программы безопасности пищевых продуктов, разработанной с учетом принципов ХАССП.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»