Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Реклама, проникая во все сферы жизни, обладая огромным потенциалом воздействия, не только способствует продаже товаров и услуг, она внедряет стереотип мышления и поведения, формирует новые материальные потребности и ценностные установки, тем самым создавая вторую символическую реальность, не менее важную, чем материальная. Способность рекламы реализовать подобную социально-конструирующую функцию в современном мире ярко воплощается в жизнь в технологии создания социальных мифов.
Введение 3
Глава I. Социальная мифология XXI в.: история и специфика развития 6
1.1. Эволюция мифа в сознании людей: от первобытности до наших дней 6
1.2. Брэнд vs миф: взаимодействие и проникновение 17
Глава II. Коммерческая реклама как инструмент распространения современного социального мифа 23
2.1. Реклама – конструктор ориентиров и идеалов в современном обществе 23
2.2. Технология конструирования социального мифа 28
2.3. Визуализации социальных мифов в современной рекламе 36
2.4. Популярные социальные мифы в современной российской рекламе 40
Заключение 46
Библиографический список 48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
Гуманитарный факультет
Кафедра культурологии и журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МИФОВ В СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЕ
(Дисциплина ОПД. Ф. 01.03 "Социология культуры")
Выполнила студентка III курса
гуманитарного факультета
(специальность «Культурология»)
Борисова Мария Владимировна
Научный руководитель –
кандидат философских наук, доцент
Городилова Татьяна Сергеевна
Курсовая защищена с оценкой______________________ «__»__________2011
Члены комиссии______________________
______________________________
______________________________
КИРОВ
2011
Оглавление
Введение 3
Глава I. Социальная мифология XXI в.: история и специфика развития 6
1.1. Эволюция мифа в сознании людей: от первобытности до наших дней 6
1.2. Брэнд vs миф: взаимодействие и проникновение 17
Глава II. Коммерческая реклама как инструмент распространения современного социального мифа 23
2.1. Реклама – конструктор ориентиров и идеалов в современном обществе 23
2.2. Технология конструирования социального мифа 28
2.3. Визуализации социальных мифов в современной рекламе 36
2.4. Популярные социальные мифы в современной российской рекламе 40
Заключение 46
Библиографический список 48
Реклама,
проникая во все сферы жизни, обладая
огромным потенциалом воздействия,
не только способствует продаже товаров
и услуг, она внедряет стереотип
мышления и поведения, формирует
новые материальные потребности
и ценностные установки, тем самым
создавая вторую символическую реальность,
не менее важную, чем материальная.
Способность рекламы
Актуальность: Современная реклама является одним из видов современного мифотворчества, воздействует на сознание потребителей, конструирует виртуальный мир бытия человека и образов его социальной престижности, формирует виртуальные представления о жизни социума, навязывает рекламируемый образ жизни и материальные потребности индивиду, большим и малым социальным группам.
Связывая человека с окружающей действительностью, погружая его в иллюзорный мир социального комфорта, в условиях дефицита достоверных знаний о реальном мире, реклама конструирует с помощью мифов мир, построенный на общезначимых ценностях: любви, здоровье, заботе, красоте.
Современная реклама создает, в первую очередь, миф о самом человеке, предлагая ему для подражания новый мифологический образ – человека владеющего – и заставляет каждого потенциального потребителя поверить в то, что этот миф реален. Используя психологические техники воздействия на сознание потребителя, с помощью коммерческой рекламы в обществе закрепляются новые иррациональные социальные модели, которые становятся мифами, основываясь на вере в них потребителей.
Объект исследования: социальные мифы XX-XXI вв.
Предмет исследования: коммерческая реклама как средство распространения социальных мифов
Цель работы: изучить сущность и структуру социальных мифов, созданных рекламой начала XXI века, а также сходство способов и приемов манипуляции сознанием и искусственного конструирования образа мира с помощью рекламы и социального мифа.
Задачи исследования:
- рассмотреть эволюцию феномена мифа от первобытности, до современного состояния;
- раскрыть характеристики
- проанализировать
- обосновать соотнесенность мифа как мировоззрения и рекламы как средства донесения до масс мифологического мировоззрения;
- выявить функции и методы рекламы, конструирующей, с помощью мифологических приемов, виртуальную реальность потребителя;
- раскрыть технологии
- на примере российской рекламы выявить активно бытующие социальные мифы XXI века.
К числу основных источников относится работа российского исследователя социальных мифов А. Ульяновского «Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы», в которой рассматривается становление и способы бытования социальных мифов. В этой работе исследуется природа самого термина «социальный миф» и средств, с помощью которых он реализуется в коммерческой рекламе.
Изучить процесс эволюции мифа от первобытных синкретичных представлений о мире до современного состояния помогли работы философов и социологов: Л. Леви-Брюль «Первобытное мышление», К. Леви-Стросс «Структурная антропология», К.Г. Юнг «Архетип и символ», А. Лосев «Диалектика мифа».
Феномен «социального мифа» более глубоко анализируется в работах: Ж. Сореля «Теория социальных мифов», Р. Барт рассматривает термин «социального мифа» как продукта идеалогии в работе «Мифологии», российский философ, специалист по философской антропологии П. Гуревич в многочисленных статьях, к примеру «Старые и новые расовые мифы», раскрывает понятие как сконструированное господствующими в обществе силами.
Обоснование роли рекламы как конструктора социальных мифов в современном обществе потребления было сделано с упором на работы, анализирующие состояние современного общества: Ж. Бодрийар «Общество потребления», Э. Фромм «Здоровое общество». В романе «99 франков» Ф. Бегбедера проблема общества потребления также раскрывается с художественной и личностной стороны.
Технологии реализации социальных мифов в коммерческой рекламе анализируются во многих работах, посвященных эффективности рекламы. В том числе подробный анализ содержится в вышеназванной работе А. Ульяновского «Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы». Выделить способы мотивации и аргументации в рекламе помогли материалы специализированных сайтов: www.slogans.ru, www.advworld.ru, www.reclama.su.
Источником статистической информации о наиболее популярных брэндах и успешно воплощенных ими социальных мифах стало агентство Interbrand и публикуемые официальные результаты их ежегодных исследований.
В работе были использованы следующие научные методы: метод сравнительного анализа, метод обобщения, опросы, аналогии и классификации.
Миф – один из древнейших феноменов культуры. В зависимости от эпохи он принимал различные формы и выполнял функции: от мировоззренческой до эстетически-просветительской. Понятие «миф» имеет обыденную и научную трактовку.
Сам термин пришел из греческого языка, в котором слово «mythos» означало «сказание, предание». Обыденное, житейское понимание сформулировано в Толковом словаре русского языка под редакцией С. Ожегова. Прямое значение этого слова – «древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы», переносное – «недостоверный рассказ, выдумка, вымысел».1 В аналогичной буквально-описательной традиции мифология понимается как совокупность сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире, совокупность мифов какого-либо народа. Мифологией также называют и науку, изучающую мифы и сказания.
В научном дискурсе понятие «миф» приобретает терминологическое значение. Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов. В соответствии с этой концепцией, мифология значит нечто совсем иное, чем то, что буквально в ней содержится. Аллегорическое толкование мифов представляет мифологические образы персонификациями некоторых общих понятий физических стихий или нравственных, духовных явлений: персонификация мудрости – богиня Афина, персонификация воды – бог Посейдон, персонификация огня – бог Гефест и т. д. Позже аллегорическое толкование развивалось в трактатах Дж. Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Так, по мнению Ф. Бекона, история Мемнона изображает судьбу молодых людей, подававших большие надежды, но слишком легкомысленных. Персей есть символическое изображение войны, а нападение его на одну из горгон, которая не бессмертна, должно означать, что следует воевать лишь в том случае, когда возможен успех. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В. Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке М. Мюллер в своей работе «Очерки сравнительной мифологии», 1856 г. развивал лингвистическую концепцию. Он считал, что человек персонифицирует явления природы и обожествляет солнце, луну, гром, небо. Боги – это прилагательные, которые становятся «именами», а мифологию можно назвать «болезнью языка».
Антропологическая школа в лица Э. Тайлора и В. Вундта связывала происхождение мифов с верованиями первобытных предков, с анимизмом. В XX веке возникли функциональная – М. Малиновский, социологическая школа – Л. Леви-Брюль. Л. Леви-Брюль пришел к выводу, что миф – это продукт раннего, детского состояния человечества. При этом он особо подчеркивает, что даже в первобытном мышлении практические навыки и мифологизированные представления не смешиваются. Миф дает объяснение, а логика помогает выжить в мире реальных вещей. 2
В структуралистской концепции К. Леви-Строса миф – это язык образов, способный передать научные знания о мире не хуже абстрактной логики.3 Представитель архетипической школы К. Юнг называет мифами в первую очередь психические явления, выражающие глубинную суть души. «Всё мифологизирование естественных процессов не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутреннее и бессознательной драмы души»4. Формы и образы коллективного бессознательного К. Юнг называет архетипами. Как составные элементы мифов архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, «которые передаются не столько посредством традиций и миграций, сколько с помощью наследования. Архетип – это не знак, а первообраз, это внутренние диспозиции, которые производят одинаковые представления, относятся к универсальным и неизменным структурам психики».5
А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» определяет миф как «наивысшую по своей конкретности, максимально интенсивную и в величайшей степени напряженную реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть, прежде всего, диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще».6 Таким образом, миф, по А.Ф. Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств человека.
В качестве философского анализа можно рассмотреть то общее что объединяет исторические парадигмы изучения классической мифологии с мифологией социальной:
– «Солярное» направление компаративной школы (М. Мюллер, А. Кун), связывающее мифологию с небесными явлениями, описывает современные массовые ожидания, связывающие секуляризованные христианские ожидания и маловероятные феноменальные явления – Апокалипсис в результате падения большого метеорита на Землю либо ядерного взрыва
– Ритуалистическая школа Дж. Дж. Фрезера, которая свела миф к магии и доказала приоритет ритуала над мифом. Исследования современных ритуалов обнаруживают их связь с мифологизированием научной рациональности, ритуал сопровождает недавний социальный миф в исторических тоталитарных практиках.
– Функциональная школа этнографа М. Малиновского связана с рассмотрением мифа как механизма воспроизведения культурной традиции и психологической интеграции социума. Такие наиболее сакральные, социализированные виды современных корпоративных посвящений, как воинская присяга и клятва Гиппократа указывают на релевантность положений функциональной школы современной мифологии.
– Концепции описания повторяющихся мифологических мотивов, продуцируемых, наиболее древними областями человеческого мозга представителей аффективно-эмоциональной школы и в частности К. Юнга оказываются все более востребованными в современных условиях резкого возрастания негативного в социальной жизни, усиливающихся сомнений в адекватности социальных разумных претензий человека.
Миф и мифологическое сознание актуально для любой культурной эпохи – меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Путь эволюции «мифа» продолжается и в наши дни.
Место мифологизированного восприятия мира в сознании людей в разные эпохи менялось: от первобытного синкретизма до рационализма.
Несмотря на то, что миф как понятие оформился в культуре античности, в первобытности он выступает наиболее четко как цельная система, эквивалент науки, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Первобытный человек не выделял себя из окружающей природы и социальной среды, мыслил все вокруг неразрывным, синкретичным.
Информация о работе Конструирование социальных мифов в современной рекламе