Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:29, лекция
История развития паблик рилейшнз. Хотя сам термин «связи с общественностью» (Паблик рилейшнз (ПР) появился сравнительно недавно, единичные случаи подобной активности известны с древнейших времен. Перед тем, как коснуться современной истории, интересно вспомнить несколько ранних примеров из области ПР.
В истории Древней Греции и Рима можно найти достаточно свидетельств тому, что уже тогда воздействию на общественное мнение уделялось большое внимание. Создается впечатление, что отношения с общественностью составляли тогда органическую часть системы управления. Римляне выразили свое отношение к общественному мнению в девизе:» vox populi – vox dei», т.е. «глас народа – глас Божий».
История развития паблик рилейшнз. Определение понятия « паблик рилейшнз». Социально-психологические основы РЯ-деятельности Цели паблик рилейшнз. Функции паблик рилейшнз. Основные принципы паблик рилейшнз. Новая роль паблик рилейшнз: воздействие интеграционных коммуникативных процессов.
История развития паблик рилейшнз. Хотя сам термин «связи с общественностью» (Паблик рилейшнз (ПР) появился сравнительно недавно, единичные случаи подобной активности известны с древнейших времен. Перед тем, как коснуться современной истории, интересно вспомнить несколько ранних примеров из области ПР.
В истории Древней Греции и Рима можно найти достаточно свидетельств тому, что уже тогда воздействию на общественное мнение уделялось большое внимание. Создается впечатление, что отношения с общественностью составляли тогда органическую часть системы управления. Римляне выразили свое отношение к общественному мнению в девизе:» vox populi – vox dei», т.е. «глас народа – глас Божий».
Питер ДЖ. Осгуд, приводит примеры ранней практики искусства связей с общественностью: к примеру, практика направления бригад для подготовки путешествия какого-либо сановника или политика была изобретена задолго до Гарри Трумена или Ричарда Никсона. Их политические предшественники в Вавилоне, Древней Греции и Риме понимали важность этих мероприятий не хуже современных политиков; Святой Иоанн Креститель проделал великолепную подготовительную работу для Иисуса из Назарета.
Паблисити, налаживание связей с общественным окружением, подготовка речей, позиционирование, налаживание связей с правительственными организациями, работа с кадровым персоналом и даже отношения с инвесторами,- если вы задумаетесь о том, что представляют из себя все эти виды деятельности, какие навыки нужны для выполнения подобной работы, то вам станет ясно, что корни всех этих направлений уходят в историю.
Есть множество других примеров. Так, например, в ХІв., используя обширную иерархию Римской католической церкви, папа Урбан ІІ смог убедить тысячи людей обратиться к служению Богу и получить отпущение своих грехов, присоединившись к Священному крестовому походу против мусульман. Шестью столетиями позднее католическая церковь оказалась среди тех, кто впервые стал использовать слово пропаганда. Это случилось тогда, когда папа Григорий ХV основал Колледж пропаганды, предназначенный для надзора за заграничными миссиями и для подготовки священников, которые должны были пропагандировать христианскую веру.
Также широко известны истории о том, как испанские исследователи рекламировали так никогда и не открытые «семь золотых городов» или сказочный фонтан «вечной молодости», для того, чтобы убедить других отправиться в Новый Свет.
Думается, что нет больше необходимости продолжать этот список, так как уже ясно, что история ПР столь же древняя, как и само человеческое общество.
Термин «public relations» имеет американское происхождение. Впервые он был употреблён в 1807 г. Томасом Джефферсоном. В черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» он вычеркнул слова «состояние мысли» и вписал «общественные отношения». В 1832 г. в Иельском университете впервые заговорили о Паблик Рилейшнз в смысле «relations for the general good» (отношения ради всеобщего блага). В конце XIX в. стала известной фраза американского предпринимателя Вильяма Вандербильда «the public be damned» (общество должно быть проклято). Это выражение позднее было заменено новым девизом «the public be informed» (общество должно быть информировано).
Паблик рилейшнз в современном смысле стали развиваться только с начала XX столетия. Для этого существовали две предпосылки:1) растущая индустриализация обусловила напряжённые отношения между общественностью и предпринимателями;2) удешевление производственного процесса в средствах массовой информации сделало их более доступными и их влияние на общество возросло.
В 1903 г. Айви Ледбеттер Ли оставил работу репортёра и стал газетным агентом. В 1904 году он основал первое агентство по Паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз имели в то время исключительного функцию этакого «отбеливателя» и концентрировали свои усилия в основном на работе с прессой. Став в 1914 году личным советником Джона Д. Рокфеллера младшего, Ли много сделал для изменения общественного мнения о Джоне Д. Рокфеллере старшем; ему удалось убедить общественность, что тот совсем не «старый скряга капиталист», а добродушный старичок, раздающий мелочь детям и миллионы на благотворительность.
Первая широкая ПР-кампания была проведена в Соединённых Штатах для подготовки населения к вступлению США в первую мировую войну. После первой мировой войны Паблик рилейшнз получают мощный толчок . Президент Вильсон создаёт комитет по общественной информации, который вырос в огромное предприятие, показавшее значение организованной службы ПР.
В Германии в 1903 г. фирма Круппа создала у себя отдел по работе с прессой. В Магдебурге уже в 1906 г. существовало городское пресс-агентство. Собственно же развитие ПР в Германии началось после второй мировой войны. Происходившее в пятидесятых годах «немецкое экономическое чудо» сделало ПР необходимыми и интересными для предпринимателей. Тогда же ПР начинают рассматриваться как один из инструментов маркетинговой деятельности.
Так же быстро, как и практическая публичная деятельность, изменялись и теоретические основы ПР. В данной связи стоит упомянуть Эдварда Бернейса. Его книга «Анализируя общественное мнение», вышедшая в 1923 г., стала первым серьёзным трудом в области общественных отношений. В соответствии с его представлениями, ПР – процесс приведения к взаимному согласованию частных интересов и общественного блага. Целью Паблик рилейшнз, таким образом, является «инжиниринг консенсуса» или, попросту говоря, достижение взаимопонимания. В соответствии с разработанной Э. Бернейсом теорией консенсуса, у ПР имеются две функции: информировать общественность; способствовать собственно убеждению общественности, влиять на её представления.
Паблик рилейшнз занимаются интегрированием мнений и взглядов администраций предприятий с мнением общественности, и наоборот. Это представление о ПР как об инструменте интерпретации и интеграции было затем перенято и пионерами ПР в Германии Карлом Хаундхаузеном и Альбертом Оэклом.
А. Оэкл исходит из того, что постоянные изменения в современном индустриальном обществе предъявляют высокие требования к крупным организациям в политическом, экономическом и социальном плане. Отдельным личностям трудно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. А.Оэкл видит задачи ПР в том, чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение. Определение задач ПР в подобной форме является ничем иным как описанием задач журналиста. Хотя следует признать, что в настоящее время его точка зрения на ПР не рассматривается как правильная, но до сих пор актуальны общественные функции ПР, описанные Оэклом.
Бернейс представляет ПР как возможность генерировать новые идеи и вместе с этим создавать, основываясь на идеях плюрализма, противовес господствующим мнениям. Таким образом, общей целью ПР является достижение и сохранение состояния понимания и доверия, а понимание и доверие, в свою очередь, становятся базой для достижения согласованности в действиях .
Определение Паблик рилейшнз. За последние 60 лет предлагалось множество самых разных толкований понятия «public relations».
Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в феврале 1948 года, принял все еще действующее (хотя и с некоторыми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение ПР. Оно звучит так:«Public Relations» – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью».
Лучшее из ныне существующих определений содержит Мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций ПР выступили в Мехико 11 августа 1978 года. В нем говорится:«ПР – это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности».
Д-р Рекс Харлоу, старейший специалист по ПР из Сан-Франциско, изучил 472 различные определения ПР и на их основе разработал собственное:
«ПР – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследовании и открытое общение в качестве основных средств деятельности».
Предлагаемая ниже выдержка взята из официального заявления о ПР, выпущенного Обществом Общественных отношений Америки (Public Relations Society of America – PRSA) 6 ноября 1982 года:«ПР, способствуя установлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности.
ПР служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своих целей эти организации должны установить прочные отношения с множеством разнообразных аудиторий или общественных групп: работниками, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и т.д., а также с обществом в целом.
Достижение целей организации требует от ее руководителя знаний и понимания взглядов и ценностей людей, с которыми его организация работает. Сами же цели определяются внешними факторами. Специалист по ПР выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего тому перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику».
«Паблик рилейшнз» (Public relations) в переводе с английского означает «общественные связи», «рассказ для публики», «общественные отношения», «изучение и формирование общественного мнения». Английские специалисты дают следующее определение Паблик рилейшнз: » Паблик рилейшнз – управляемый процесс коммуникации между фирмой и обществом, призвание которого информировать общественность о деятельности фирмы с коммерческими, специальными или иными целями. Цели же эти должны быть ясными, социально полезными, а информация по их достижению – точной и без пропагандистской окрашенности.»
Социально-психологические основы ПР-деятельности Зачем осуществлять ПР-деятельность? Если исходить из прагматических определений «паблик рилейшнз», то обобщенный ответ будет, видимо, таким: ПР-деятельность осуществляется с целью побуждения целевых групп к совершению определенных действий.
Логика PR-деятельности связана с социально-психологическими аспектами деятельности. Итак, чтобы такое побуждение имело реальный эффект, необходимо оказать влияние на следующий комплекс позиций. Ценности – базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей. Полностью изменить ценностные ориентации вряд ли способна даже самая масштабная ПР-кампания. Но пытаться оказать на них влияние и, во всяком случае, учитывать их можно и необходимо, поскольку именно ценностные ориентации управляют потребностями, т. е. иерархическим комплексом желаний (материальных и духовных), без которых человек не мыслит своей жизни. В то же время совокупность потребностей, их иерархия носят гибкий, подвижный характер, и ПР-методы вполне способны оказывать воздействие на их формирование
Социально-психологические аспекты PR-деятельности
ЦЕННОСТИ, которые управляют
ПОТРЕБНОСТЯМИ, которые влияют на
ИНТЕРЕСЫ, которые формируют
ОТНОШЕНИЯ, которые проявляются в
МНЕНИЯХ, которые мотивируют
ДЕЙСТВИЯ
Близки к потребностям интересы – то, что не только осознается как необходимое, но и воспринимается как собственное, свое, во имя чего стоит предпринимать конкретные действия. Способствовать лучшему пониманию интересов – это уже профильное направление для ПР-специалистов.
Однако за интересами еще не следуют действия. Между ними существует прослойка отношений, когда из огромного числа окружающих его объектов человек начинает выделять те, которые его касаются, и мнений, когда некоторые из воспринятых объектов индивид начинает оценивать с той или иной мерой симпатии, а другие – с разной степенью негативизма. Стать своеобразным «маркером» в формировании мнений, мягко и ненавязчиво разъяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», – это уже не только профильная, но и первостепенная задача PR. Отсюда совсем недалеко до действий: поддержать (купить, проголосовать и т. п.) то, что нравится, и отвергнуть воспринимаемое со знаком «минус».
Цели Паблик рилейшнз. Одной из стратегических целей системы мер, проводимой в рамках ПР, является создание благоприятного общественного мнения и завоевание расположения целевых аудиторий, отдельных социальных групп, основанных на доверии. Решение этой стратегической цели невозможно без обеспечения коммуникации фирмы с ее социальной средой: клиентами, органами власти, средствами массовой информации, сотрудниками фирмы. При этом ПР-специалист пытается внедрить в общество идею, что фирма ставит интересы общества и отдельного потребителя превыше всего.
Функции Паблик рилейшнз. ПР, или связи с общественностью, как важный компонент управленческой деятельности имеют четко очерченный комплекс функций. Как функция управления ПР включают в себя набор работ по обеспечению руководства организации информацией об общественном мнении, оказанию ему помощи в выработке направлений деятельности, мер соблюдения общественных интересов; поддержанию руководства в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, преодоления отчуждения в состоянии цейтнотовых ситуаций. Многоплановая деятельность включает в себя комплекс функций, необходимых для достижения целей и решения задач ПР:
– аналитико-прогностическая функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий в динамике. Она включает тщательное изучение партнеров, анализ конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, настроений и реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия эффективных решений.
Информация о работе Паблик рилейшнз: связи с общественностью