Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:38, доклад
В странах с рыночной экономикой стратегический менеджмент является важнейшим инструментом регулирования перспективной хозяйственной деятельности организации. Он позволяет решить задачу поддержания баланса между организацией и динамично меняющейся внешней средой на основе рационального планирования и эффективной организации процессов функционирования и развития.
И если еще в 50-х годах XX века для успешной деятельности фирмы было достаточно концентрировать усилия на текущем функционировании и долгосрочном развитии от достигнутого, то, начиная с 70-х годов, стратегическое управление становится обязательной функцией менеджмента организации. На этом этапе концепция стратегического менеджмента приобрела законченную форму и получила всеобщее признание.
Стратегическое управление
имеет специфические
I. Для стратегического менеджмента характерен взгляд на объект управления – организацию как на единое целое, как на особую социально-экономическую систему, обладающую только ей присущими признаками и показателями.
Как известно, любую организацию можно рассмотреть по трем основным уровням:
1) Стратегический (корпоративный) уровень – организация как единый организм.
2) Внутриорганизационный уровень – организация, как сложная система, состоящая из отдельных подразделений.
3) Персональный уровень – организация, как «человеческая система», состоящая из множества индивидуумов, личностей.
Стратегический менеджмент, прежде всего, рассматривает фирму как корпорацию (корпоративный уровень). При этом менеджеры сосредотачиваются на главном, на основных целях, ресурсах, на результирующих показателях текущей деятельности. Они задают себе вопросы: «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» [3, с. 89].
II. Стратегическое управление
является прерогативой высшего
звена руководителей
III. Для стратегического
менеджмента характерны
IV. Использование фирмой
стратегического управления
V. Для стратегического
менеджмента характерна
VI. Для стратегического менеджмента характерна фиксация двух состояний фирмы, связанных как с движением времени, так и с количественными и качественными изменениями ее деятельности.
VII. Следующей особенностью
стратегического менеджмента
Стратегическое планирование ориентировано не только на разработку стратегических планов, но и технических планов структурных подразделений (рис. 2).
Рис. 2. Механизм стратегического планирования
В целом стратегическое планирование ставит целью комплексное обоснование управленческих проблем в предстоящем периоде и разработка соответствующих показателей развития предприятия. Разработка стратегического плана показана на рис. 3 [3, с. 170].
Рис. 3. Цели стратегического планирования
Термин «стратегическое управление» был введен в 60—70 годах XX века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них — И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др. [2, с. 154].
Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:
• стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и внедрение);
• стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации и т.п.
Начиная с конца 80-х годов XX века, появился новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:
• в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;
• стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятельности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;
• стратегия — это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.
Элементами стратегии управления персонала являются:
• цель деятельности организации;
• система планирования организации;
• отношения высших управленческих кадров;
• организационная структура служб управления персоналом;
• критерии эффективности системы управления персоналом;
• ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
• взаимосвязь с внешней средой [18, с. 210].
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
- отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
- оценка квалификации;
- вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.;
- развитие персонала.
Модель стратегического
Основными составляющими модели являются:
- вклад работников, т.е. ожидаемое поведение индивидов с точки зрения получения общей прибыли деятельности организации;
- структура занятости служащих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав работающих, соотношение категорий работающих, количество уровней управления;
- компетенция работающих (требуемый от работников общий уровень квалификации);
- прием на работу с учетом уровня соответствия работников целям и задачам организации, степени их привязанности (преданности фирме).
Рис. 4. Модель стратегического управления организацией
Рассмотрим более подробно взаимосвязь и взаимозависимость стратегий развития фирмы и управления персоналом [11, с. 320 - 325].
Понятие «стратегическое управление человеческими ресурсами» превосходит, как подчеркивают многие авторы, просто объединение концепций социального управления, будь то классическое управление персоналом или современное управление человеческими ресурсами.
Главное, что отличает новое понятие, — определяемый им динамичный подход к ресурсам, которыми необходимо управлять (уметь планировать взаимосвязанные действия, оперативно управлять ими, контролировать результаты).
Основные этапы стратегического подхода к управлению человеческими ресурсами в соответствии с ранее предложенной схемой стратегического управления фирмой представлены на рис. 5.
Каждый из перечисленных вариантов стратегии развития организации предполагает свой (соответствующий ему) вариант стратегии управления персоналом.
Рис. 5. Этапы стратегического управления персоналом (человеческими ресурсами)
Стратегия предпринимательства характерна для организаций, которые развивают новые направления деятельности. Это либо предприятия, только начинающие свою жизнь на рынке (у них много проектов, но мало средств для их осуществления); либо предприятия, которые могут себе позволить вкладывать средства в направления с высокой долей финансовых рисков.
Успех данной стратегии в значительной степени основан на потенциале персонала организации или подразделения, которое решило воплотить принципиально новую идею, и получило поддержку со стороны руководства организации. Прием на работу осуществляется преимущественно из числа молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом и компетенцией. Оценка деятельности производится преимущественно по индивидуальным результатам и мало формализована.
Вознаграждение осуществляется достаточно часто в виде привлечения сотрудников к непосредственному участию в реализации стратегии фирмы, в разработке управленческих решений.
Стратегия управления персоналом — это подсистема стратегии организации, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования и развития потенциала персонала организации в целях обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества.
Стратегия использования и развития потенциала персонала наряду с продуктово - маркетинговой стратегией является функциональной ключевой стратегией организации [9, с. 240].
Одна из особенностей современной российской ситуации заключается именно в том, что стратегия управления персоналом, или так называемая «стратегия человеческого фактора», все больше становится первичной и главной не столько в силу логики желаемого стратегического развития, но все чаще как единственный реально возможный стратегический фактор.
Стратегия управления человеческими ресурсами должна быть всеобъемлющей в смысле нацеливания кадрового состава организации на достижение целей ее долговременного развития. Ментальной основой создания такой стратегии является адекватное понимание следующих основных видов решений, которые принимаются организацией в области стратегии управления персоналом.
Эти конкретные стратегические решения занимают ключевые позиции в стратегии использования и формирования потенциала персонала конкретной организации.
В 90-е годы XX века в России появляется много новых явлений: Интернет, сотовая связь и вендинг-бизнес. В США, Канаде, Японии торговые автоматы стали совершенно привычным и даже обыденным явлением. У нас же - наоборот: появление новой серии автоматов вызывает бурный восторг у населения, что сулит высокие прибыли вендинг-бизнесменам. Все новое российскому покупателю в радость.
Итак, XX век в России ознаменовался зарождением нового перспективного вида бизнеса – вендинг-бизнеса [1]. Он принес большие прибыли его начинателям, стабильно высокие прибыли большинству из продолжателей. И в настоящее время вендинг-бизнес – это бизнес с большой буквы.
Наступило новое время – время торговых автоматов. В Японии, США и ряде других стран каждая пятая покупка совершается через торговые автоматы. Торговые автоматы везде - от парковки до магазина - это сервис, товары, услуги. Торговые автоматы в развитых странах приносят их владельцам миллиардные прибыли. Общий мировой оборот через торговые автоматы составляет многие десятки и сотни миллиардов долларов [26, с. 254].
Чем обусловлено стремительное развитие вендинга по всему миру?
Принося 300-500% прибыли годовых с вложенных средств, торговые автоматы за свой срок службы окупают себя 30-40 раз.
Каждый день в мире появляются тысячи новых торговых автоматов. Все что может продавать человек – может продавать и машина. Кроме того, в отличие от обычного продавца торговые автоматы – одинаково «вежливы» со всеми. Автоматы не «болеют», не отдыхают, другими словами - работают 24 часа в сутки. Торговые автоматы ежеминутно обслуживают многих и многих покупателей по всему миру.
И в России с каждым днем становится все больше разнообразных торговых автоматов, с каждым днем растут продажи через них. Конечно, наша страна развивается в этой сфере несколько медленнее, чем зарубежные государства, но в этом и заключается перспектива данного бизнеса: постоянное развитие, постоянная работа, постоянная прибыль.
К настоящему времени уже сформировались правила вендинг-бизнеса, законы успеха.
Фактически
всем гражданам России и стран
ближнего зарубежья (СНГ) известно, что
предметом продажи через