Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:10, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как феномена культуры и сферы человеческой деятельности. Рост интереса к спорту высших достижений стал неоспоримым фактом современной цивилизации. Выявление образов спорта, формируемых СМИ, анализ конструируемой ими спортивной реальности, ее интерпретаций является актуальным. Можно сказать, что спорт как социокультурный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы. В данном контексте особенно актуально изучение взаимодействия пресс-служб российских футбольных клубов со СМИ.
В 2004 году неудачное выступление в чемпионате совпало с резкой критикой со стороны независимых СМИ президента клуба Иваном Саввиди, который, по мнению, в том числе и ведущих российских изданий в сфере спорта, вел непродуманную кадровую политику. Пресс-службе клуба было поручено максимально изолировать информацию о клубе в данных СМИ, что послужило толчком к появлению слухов и домыслов.
Закрытая информационная политика привела к конфликту с болельщиками, которые были недовольны подобным отношением. Апофеозом противостояния стал баннер «$аввиди — не наш президент», врученный президенту «Ростова» после одного из матчей активной фанатской группировкой «Ростовские Сетевые Маньяки». Чтобы снизить давление со стороны общественности, один из лидеров этого фан-движения Виталий Богаченко, до этого работавший руководителем PR-службы коммерческого банка «Центр-Инвест», был в начале 2005 года назначен на должность Директора по связям с общественностью и СМИ.
Однако и ему не удалось создать благоприятный фон вокруг клуба. СМИ продолжили жестко критиковать деятельность клуба. Логичным противостоянием противоборства стало решение акционеров отказаться от дальнейшего сотрудничества с ГК «Агроком» и лично Иваном Саввиди. Сменив летом 2005 года собственника и руководство, клуб с чистого листа начал выстраивать свои взаимоотношения с представителями СМИ.
В этом же году открылось ростовское региональное представительство газеты «Советский спорт», главным редактором которого стал менеджер пресс-службы «Ростова» Тимур Иванов, а начальником отдела футбола — другой сотрудник пресс-службы Максим Пономарев. Фактически это означало, что у клуба появилась собственная ежедневная газета. Пятый год на страницах самого популярного издания России можно найти эксклюзивные материалы о «Ростове». Это стало возможным благодаря резкой смене курса информационной политики. Открытость и персональных подход к каждому СМИ позволил в кратчайшие сроки наладить взаимоотношения с рядом изданий.
Универсальным лекарством
стал индивидуальный подход к каждому
типу СМИ. Телевизионным компаниям
предоставлялось необходимое
Печатные СМИ были условно поделены на лояльные и нелояльные, к которым относились, так называемая, «желтая пресса» — газета «Жизнь» и КП-на-Дону. Именно они доставляли пресс-службе наибольшее количество хлопот, публикуя слухи и заведомо ложную информацию. Однако чем информационная политика становилась открытее, тем у «акул желтого пера» стало меньше поводов для домыслов. Кроме того, генеральный директор клуба Рохус Шох всегда с удовольствием шел на контакт с данными газетами, делая подчас резкие — в их формате — заявления. Терять такого ньюсмейкера никому хотелось, поэтому к концу года и нелояльных клубу изданий не осталось.
В 2006 году было принято решение не только всерьез изменить внешний вид официального сайта, но и его информационную концепцию. Новая версия сайта, разработанная известным спортивным журналистом, собственным корреспондентом «Спорт-Экспресса» Юрием Плохотниченко, позволила ресурсу выйти на качественно новый уровень и вернуть себе лидерские позиции в России.
Новая версия была открыта
к первому домашнему матчу
клуба в сезоне и содержала
полностью переработанный контент,
матч-центр каждой игры команды, профайлы
игроков, тренеров и администрации
клуба, а также ряд новых сервисов.
У болельщиков появилась возмож
Кроме этого, стоит отметить, что с налаживанием отношений с болельщиками стали возможным проведения встреч с ними в крупнейших залах города, таких как ДК «Ростсельмаш» и ДК «Красный Аксай». А для журналистов стали проводиться презентации новичков.
С 2007 года началась оптимизация работы пресс-службы, которую возглавила тележурналистка Мария Петрова. У каждого сотрудника появились четко прописанные должностные обязанности. Это позволило избежать дублирования функций: каждый отвечал за какое-то конкретное направление. 20 августа пресс-атташе клуба стал Максим Пономарев, а Тимур Иванов занял должность менеджера пресс-службы.
Из новшеств стоит отметить проведение пиар-акций — открытой тренировки команды и мастер-класса футболиста основного состава с юными воспитанниками клубной школы. Регулярными стали встречи в преддверии праздника — Международный женский День. В пресс-центре клуба в канун праздника собираются вдовы и дочери футболистов команды, которых с нами больше нет. Эти встречи всегда проходят в теплой и семейной обстановке.
Однако этот спортивный сезон ознаменовался вылетом команды из элитного дивизиона — впервые с 1993 года. Это привело к сокращению штатов в самом клубе. Так с 2008 года в штате есть только две единицы — пресс-атташе и менеджер пресс-службы, которыми по-прежнему являются Максим Пономарев и Тимур Иванов соответственно.
Несмотря на уменьшение количества сотрудников, пресс-служба в 2008 году успешно справлялась со всем функционалом. Это можно объяснить как опытом исполнителей, так и назначением на должность генерального директора клуба Леонида Ковалева, много лет проработавшего пресс-секретарем губернатора Ростовской области. Наработки, опыт и знания Леонида Федоровича пригодились пресс-службе клуба для создания посредством региональных СМИ в городе и области футбольного бума, которое совпало с возвращением «Ростова» в премьер-лигу.
2.2. Методы и средства PR, используемые в деятельности пресс-службы ОАО Футбольный клуб «Ростов»
Повседневная деятельность пресс-службы
клуба, прежде всего заключается в регулярном
контакте со СМИ. Ростовская пресса постоянно
нуждается в информации из клуба, поэтому
связь с прессой является одни м из ключевых
направлений в работе.
По мнению известного теоретика и практика PR С. Блэка, для того чтобы наладить удовлетворительное сотрудничество с журналистами, необходимо понять, как они работают и каков их образ мыслей. Работнику пресс-службы не обязательно самому иметь личный опыт журналистской работы, однако если у него его нет, ему следует посетить одну-две газетных редакции и ознакомиться с условиями работы там. Желательно поддерживать регулярные контакты с журналистами, а не обращаться к ним, только когда возникнет какая-нибудь сенсация38.
До 2007 года работа с прессой велась достаточно поверхностно. Как было сказано выше, клуб очень часто упрекали в закрытости от представителей СМИ. Активная работа с прессой началась в январе 2007. Прежде всего, была выстроена система аккредитации представителей СМИ.
Донская пресса была разделена на группы, согласно этой систематизации определялась квота на сезонную аккредитацию.
В первую группу вошли общественно-политические издания: «Наше время», «Вечерний Ростов», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», «Молот», «Коммерсант», «Домашняя газета». Для подобных изданий квота составляет 1 репортер + 1 фотокорреспондент.
Вторая группа вобрала в себя специализированные спортивные издания - «Советский Спор», «Спорт-Экспресс», региональные газеты - «Футбольный Курьер», «Юг-Спорт». Редакции этих газет получают квоту до 3 журналистов и 1 фотокорреспондента.
И, наконец, третья группа — издания, которые являются специализированные в узкой направленности, однако регулярно выпускают спортивную полосу. Квота для таких изданий — 1 аккредитация для пишущего корреспондента.
Поскольку специализированные спортивные издания составляют меньший процент, то основная работа ведется именно с изданиями первой группы.
Пресс-служба клуба
проводит регулярный мониторинг СМИ, с
последующим «отсеиванием»
Помимо традиционных отношений со СМИ, ФК «Ростов» имеет договорные отношения с изданием «Советский Спорт», а также интернет-порталом Чемпионат.ру, которые являются информационными партнерами клуба.
Договоры заключены на достаточно большие суммы, и предполагают годовое обслуживание клуба в вышеуказанных СМИ. Практически любая информация, поступающая от пресс-службы клуба, является обязательной для публикации, но что примечательно, не имеет рекламного статуса.
Работа с этими изданиями продолжается уже на протяжении уже трех лет и является весьма плодотворной. Количество публикаций за год доходит до 280, что несомненно является более весомым показателем, нежели традиционное сотрудничество с аккредитованными СМИ, но требует серьезных затрат из бюджета клуба.
Подобное сотрудничество
позволяет увеличить
Предоставляя информацию, журналистам необходимо разъяснить, могут ли они цитировать эти сведения как официальное заявление, сделанное конкретным лицом, или же им нужно ссылаться на некоего абстрактного «представителя» организации. С другой стороны, журналисту можно сказать, что он может использовать эту информацию не ссылаясь на источник, или указать, что она носит строго конфиденциальный характер и в печати появляться не должна.39
Достаточно
часто между пресс-службой
Чтобы избежать подобных конфликтов, со всеми сотрудниками и футболистами были заключены дополнительные соглашения, которые включают в себя пункты об обязательствах перед клубом в плоскости общения с прессой.
С октября 2007 года,
любое несанкционированное
Такая система работы позволяет с одной стороны дисциплинировать сотрудников и футболистов клуба, с другой — установить жесткие условия в отношении СМИ, которые достаточно часто переходят рамки дозволенного.
Кроме того пресс-службой клуба определен круг журналистов и изданий, сотрудничество с которыми плодотворно ведется уже на протяжении многих лет. Руководство клуба старается всячески поощрять СМИ, организуя различные банкеты, либо давая возможность журналисту отправиться на выездной матч вместе с командой.
За многие годы клуб смог добиться лояльного отношения с непростыми журналистами, частенько критиковавшими ФК «Ростов». Найдя грамотный подход, удалось добиться лояльности среди основной массы спортивных журналистов, в числе которых Виктор Шпитальник, Евгений Серов, Александр Пестряков, Юрий Соколов, Александр Митропольский – мэтры донской спортивной прессы.
Со старта сезона 2009 по инициативе пресс-атташе клуба была проведена активная работа по улучшению условий для работы журналистов. Автономная ложа прессы, теперь представляет собой практически аналог пресс-центра. Наличие беспроводного интернета, электрических розеток, а также пресс-бара для журналистов является очень серьезным подспорьем в работе.
После каждого матча все аккредитованные СМИ получают на электронную почту протокол поединка со статистикой, а также комплект из 5-6 фотографий в печатном качестве, что естественно облегчает деятельность редакции.
Важную роль во взаимоотношении пресс-службы со СМИ играет официальный сайт ФК «Ростов». Клубный сайт, как уже было сказано выше, стал одним из первых в российском интернет пространстве. Разумеется, статус официального был присвоен не сразу, а лишь спустя несколько лет.
Современные тенденции развития официальных клубных сайтов диктуют направления, которых придерживаются практически все порталы российских клубов.
Впервые в нынешнем виде официальный сайт появился в 2006 году. Новая версия стала итогом плодотворной работы, длившейся на протяжении трех лет.
Официальный сайт
ФК «Ростов» неотъемлемый помощник для
любого СМИ. Многофункциональный интернет-
Клубный сайт — обязательный инструмент в руках любого спортивного журналиста. Именно здесь можно найти самые свежие новости команды, через специальную форму в разделе «Общение» задать вопрос любому сотруднику клубу, узнать, какая тема наиболее остро волнует и интересует болельщиков (потенциальных читателей) на форуме или в гостевой книге.
Перед каждым матчем на сайте проводится опрос общественного мнения на злободневный вопрос — как закончится предстоящая игра? Зачастую результаты опроса, в котором принимает участие около двух тысяч респондентов из более чем 30 городов мира, затем используются в изданиях в рамках отчета к матчу.
Уникальная система модулей статистики позволяет в режиме реального времени обсчитывать не только личные данные каждого в отдельности футболиста, но и команды в целом.
Так, например, не только у болельщиков, но и у представителей СМИ, пользуется популярностью турнирная таблица чемпионата, представленная на главной странице сайта. Ее оперативное обновление сразу после финального свистка позволяет ознакомиться с распределением мест в табели о рангах.
Электронные СМИ
зачастую используют фото-материалы
с прошедшего матча, которые оперативно
появляются в разделе «Медиа». Кроме
того, уникальная система профайлов
позволяет подробнее познакомит