. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

Содержание Введение…………………………………………………………..…………2

Глава 1. Теоретические  основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания 

о здоровом образе жизни….………………………………………………6

  1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей   старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13

1.3.Возможности дидактической  игры в формировании знаний  о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20

Выводы по первой главе…………………………………………..………..28

 Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30

2.1. Выявление уровня сформированности  знаний о здоровом образе жизни  у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30

2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37

2.3. Оценка эффективности  дидактической игры в формировании  знаний о здоровом образе жизни  у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46

Выводы по второй главе……………………………………………………..48

Заключение…………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………………..53

Приложения…………………………...……………………………………...60

 

 

Введение 

Актуальной проблемой  для нашей страны является снижение уровня здоровья населения, особое беспокойство вызывает ухудшение здоровья подрастающего  поколения. Всемирная организация  здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое  и социальное благополучие ребенка. Здоровье человека представляет собой  комплекс таких факторов, как наследственность, состояние окружающей среды, качество и образ жизни человека, причем степень влияния образа жизни  на здоровье оценивается в 50 %. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера  педагогических воздействий. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение  социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному  расхождению взглядов различных  социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.   

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового  образа жизни, осознанной потребности  в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проблема укрепления здоровья и формирования здорового  образа жизни детей нашла отражение  в многочисленных исследованиях  психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов: Бехтерева  В.М, Леонтьева А.Н., Стожаровой М.Ю., Выготского Л.С., Подласого И.П., Сластенина В.А. и др.

Словосочетание «формирование  здорового образа жизни» заняло прочное  место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов  образовательной структуры. Сегодня  важно формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Решить данную проблему поможет формирование у детей знаний научных основ здорового образа жизни, умений и навыков укрепления здоровья, воспитание ценностного отношения к нему. Таким решением может быть дидактическая игра.

Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон:

-она используется как средство; как форма организации деятельности игровая форма проведения учебных занятий;

- как метод и прием руководства детской игрой; как вид деятельности.

В разное время ученые-исследователи  – Тихеева Е. И., Блехер Ф. Н., Хачапуридзе  Б. И., Сорокина А. И., Иваницкая Е. Ф., Удальцова Е. И., Усова А. П., Бондаренко А. К. и др. разрабатывали теорию и  методику дидактической игры. Многие игры сохранили свою привлекательность  для современной практической педагогики и до сих пор пользуются популярностью  в детских садах.

 Дидактическая игра  приобретает все большее значение, однако в практике формирования детей она еще используется недостаточно. Имеющиеся данные позволяют выявить противоречие между необходимостью формирования знаний о ЗОЖ и недостаточным использованием возможностей дидактической игры в решении данной проблемы.

Проблема: каковы возможности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста».

     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.

   Объект: процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста.

   Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста.    

     Гипотеза: мы предполагаем, что дидактическая игра будет являться эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни, если:

     1. будет составлен комплекс дидактических игр, направленных на формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.

   2. дидактические игры будут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

3.если будет осуществляться  приемственность в работе детского  сада и семьи.

Задачи исследования:

   1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.

2. выявить уровень сформированности  знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

3. подобрать и апробировать  на практике дидактические игры  для формирования знаний здорового  образа жизни у детей  дошкольного возраста.

   Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем изучена проблема формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость: составленный комплекс дидактических игр и подобранные диагностические методики могут быть использованы воспитателями ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания  о здоровом образе жизни

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной  Организации Здравоохранения, под  здоровьем понимают «состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не только отсутствие болезни». [34, 175].

 В современной литературе  существует свыше 100 определений  понятия «здоровье». По определению  Солопова Б.Я. здоровье – «индивидуальное  психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности  человека оптимально удовлетворять  основные жизненные потребности» [34, 176]. Здесь же дается и другое  и определение здоровья – это  «естественное состояние организма,  характеризующееся его уравновешенностью  с окружающей средой и отсутствием  каких-либо болезненных изменений;  состояние полного телесного,  душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного  количества энергии, энтузиазма  и настроения для выполнения  или завершения дела». Поскольку  ни одно существующее определение  понятия здоровья не признается  эталонным, о состоянии здоровья  человека судят на основании  объективных данных: физическое  развитие, физическая подготовленность  и лабораторные исследования, соотнесенных  со среднестатистическими показателями  с учетом половозрастных, профессиональных  и других поправок.

Ряд исследователей выделяет множество факторов, обуславливающих  здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп: - биологические  факторы (в частности генетические);

- физическая среда (факторы  внешней среды);

- социальная среда (среда,  в которой растут дети, условия  жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью);

- индивидуальный образ  жизни (исключение негативных  воздействий, например, курения и  алкоголя, правильное питание, личная  гигиена, физическая культура, режим  труда и отдыха и др.).

Здоровье человека закладывается  в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50-55 % образом  жизни, на 15-20 % –наследственностью, на 20-25 % – состоянием окружающей среды  и примерно на 10-15 % – возможностями  медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.[40, 17]

Таким образом, здоровье каждого  человека в большей степени зависит  от его окружения и личного  поведения в отношении своего здоровья, т. е. от образа жизни, чем  от вредных факторов или медицины.

Как отмечает Соковня–Семенова И. И. [37, 34], образ жизни личности можно  считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству и пространству агрессивности в  опасных формах.

Выделяют  четыре типа здоровья:

1) «индивидуальное здоровье»  (человек, личность);

2) «здоровье группы» (семья,  профессиональная группа);

3) «здоровье населения» (популяционное,  общественное). В соответствие с  типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная  и количественная характеристика.

4) «здоровье психологическое» (определяющее душевное, эмоциональное  благополучие человека).

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии. [34, 177]

По мнению И.В. Дубровиной [11, 36], основу психологического здоровья составляет полноценное психическое  развитие ребенка на всех этапах. Автор  утверждает, что психологическое  здоровье следует рассматривать  с точки зрения духовного богатства  личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).     

Согласно исследованиям  Лисиной М.И, «эмоциональное благополучие»  детей дошкольного возраста можно  определить как устойчивое эмоционально-положительное  самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. [25, 40]

В психолого-педагогическом направлении Акс.нов Г. П., Бальсевич  В. К., Виленский М. Я., Дитлс Р., Мартынюк И. О., Кобелянская Л. С. и др. здоровый образ жизни рассматривается  с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Имеются и другие точки  зрения, например, медико-биологическая, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение  одной проблемы . укрепление здоровья индивидуума. [6, 5-9]

 

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

 – рациональный режим;

 – правильное питание; 

– рациональная двигательная активность;

– закаливание организма;

– сохранение стабильного  психоэмоционального состояния.

Рассмотрим сущность понятия  «здоровый образ жизни». Понятие  «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось  совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Для чего вдруг потребовался какой-то особый, здоровый образ жизни? Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности  жизни, изменением среды обитания и  самого человека. Здоровый образ жизни  – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и  укрепления здоровья, это «результирующая  действий многих внутренних и внешних  факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние  здоровья» [7, 41].

Понятие «здоровый образ  жизни» однозначно пока ещ. до сих пор  не определено. Представители философско-социологического направления Виноградов П. А., Ерасов Б. С., Мильштейн О. А., Пономарчук В. А., Столяров В. И. и др. рассматривают  здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть  жизни общества в целом.

Здоровый и развитый ребенок  обладает хорошей сопротивляемостью  организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается  фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные виды движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен

здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний  связан не только с социально-экологической  обстановкой, но и самим образом  жизни семьи ребенка, во многом зависящим  от семейных традиций и характера  двигательного режима. Среди многообразных  факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего  организма, выделяется двигательная активность – это естественная потребность  в движении, удовлетворение которой  является важнейшим условием всестороннего  развития и воспитания ребенка. Благоприятное  воздействие на организм оказывает  только двигательная активность, находящаяся  в пределах оптимальных величин. [12, 104]

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни