. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

 ЗОЖ является предпосылкой  для развития разных сторон  жизнедеятельности человека: достижения  им активного долголетия и  полноценного выполнения социальных  функций, для активного участия  в трудовой, общественной, семейно-бытовой,  досуговой формах жизнедеятельности.

 Сегодня под здоровым  образом жизни мы понимаем  активную деятельность людей,  направленную на сохранение и  улучшение здоровья. Формирование  здорового образа жизни должно  начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка  в дошкольном учреждении должна  быть направлена на сохранение  и укрепление здоровья. Основой  являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные  занятия, партнерская совместная  деятельность педагога и ребенка  в течение дня. Целью оздоровительной  работы в ДОУ является создание  устойчивой мотивации потребности  в сохранении своего собственного  здоровья и здоровья окружающих.

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное е. отражение в сознании человека. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. Знания могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние – эмпирическими и теоретическими. Сущность научных знаний заключается в понимании действительности в е. прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение. [20, 135]

Что такое знания о здоровом образе жизни? В психолого-педагогической науке представлены различные подходы  к определению понятия «основы  здорового образа жизни у детей»: как знание «законов» функционирования организма; как совокупность внешних  и внутренних условий жизни ребенка; как активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление ребенком своего здоровья; как определенный уровень знаний о состоянии физического  и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о  некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта. Кроме того, рассмотрено понятие «формирование  основ здорового образа жизни» как  целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности и ответственного отношения к нему, включения ребенка  в «здоровьетворение» в соответствии с его знаниями и представлениями, индивидуальными возможностями  и способностями. [22, 61]

Таким образом, знания о ЗОЖ  – это сформированные знания, умения, навыки, мотивы и формы поведения  по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном уровне применительно к образу жизни каждого человека. Понятие о ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте включает в себя много аспектов:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков:

- развитие знаний о  строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за  своим телом, навыкам оказания  элементарной помощи;

- формирование знаний  о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных знаний об окружающей среде;

-формирование привычки  ежедневных организованных и  самостоятельных упражнений.

Таким образом, формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность  ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, на основе познавательных, физкультурных и интегрированных  занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение  дня.

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности формирования  знаний о здоровом образе жизни 

В настоящее время одной  из приоритетных задач, стоящих перед  педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и  обучения. Проблема раннего формирования знаний о здоровом образе жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст  является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый  на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе  сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового  образа жизни, осознанную потребность  систематических занятий физической культурой и спортом.

Старший дошкольный возраст  обладает огромными потенциальными возможностями для формирования знаний о здоровом образе жизни, а  именно:

 – активно развиваются  психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; 

– заметны положительные  изменения в физическом и функциональном развитии;

–дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

– дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют  навыками самообслуживания, прилагают  волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности. [31, 38]

Очень важно правильно  сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и, прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Изучив разделы по физическому  развитию детей в некоторых программах дошкольного образования, мы сделали  сравнительный анализ.

Программа «Радуга» (авторы Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов  на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном  благополучии ребенка. Авторы программы  считают, что рекомендациям по организации  здорового образа жизни детей  необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода  бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные  или музыкальные ритмические). В  прогулки включаются занятия по физическому  воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку  дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор  организма ребенка.

В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя  определять особенности физического  развития ребенка для формирования у детей культуры движения. Отличительные  особенности раздела: для успешного  физического воспитания авторы программы  предлагают составлять на каждого ребенка  своеобразную «карту-прогноз» с характеристикой  «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности.

Прогноз возможных затруднений  для педагогического коллектива: реализация программы требует высокой  организации труда, умения совмещать повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью осуществлять физическое воспитание детей.

Программа «Детство». Это  программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической  направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического  развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что  позволяет педагогу правильно построить  свою работу.

Программа решает следующие задачи:

– укрепления здоровья детей;

– воспитания потребности  в здоровом образе жизни;

– развитие физических качеств  и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

– создание условий для  реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

 – выявление интересов,  склонностей и способностей детей  в двигательной деятельности  и реализация их через систему  спортивно-оздоровительной работы.

 Прогноз возможных  затруднений для педагогического  коллектива: не отрицая значения  физкультурных занятий в детском  саду, авторы не считают их  ведущей формой работы. Количество  занятий и их продолжительность  строго не регламентируется. Реализуется  программа путем интеграции в  повседневную жизнь ребенка естественных  для него видов деятельности. Педагогу предоставляется право  самостоятельно определять содержание  занятий, способ организации и  место в режиме дня. Все это может вызвать затруднения у педагогов, т.к. они имеют разную профессиональную подготовку.

Программа Зимониной В.Н. «Расту здоровым» обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка в  условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности. Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений: – создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей; – организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики; – создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями; – разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста; – совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу; – обеспечить рациональное питание.

 Для организации и  проведения разнообразных видов  деятельности дошкольников необходимо  использовать гибкую, развивающую,  не угнетающую ребенка систему,  основу которой составляют эмоционально-комфортная  среда пребывания и благоприятный  режим организации жизнедеятельности  детей. Все это представлено  в виде хорошо отработанных  методических рекомендаций.

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей  разработан двигательно-оздоровительный  режим, в нем представлена система  развития движения детей в течение  одного дня и недели. Введены формы  работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (зимние и весенние).

Основной формой обучения детей в каждом блоке являются занятия, но их количество, предложенное автором, ограничено. Не разработан цикл познавательных занятий, направленных на воспитание осознанного отношения  ребенка к здоровью и мотивации  здорового образа жизни. Нет системы  в реализации блоков, не предусмотрена  совместная деятельность педагога с  детьми и самостоятельная деятельность детей. «Программа воспитания и обучения в детском саду». [ 6 ]

Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

 Программа составлена  по возрастным группам. Она  охватывает четыре возрастные  ступени физического и психического  развития детей: ранний возраст  — от рождения до 2 лет (первая  и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст —  от 2 до 4 лет (первая и вторая  младшая группы), средний возраст  — до 5 лет (средняя группа), старший  дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная  к школе). В соответствии с этой  программой физическое воспитание  в дошкольном учреждении должно  осуществляться как на специальных  физкультурных занятиях, так и  в повседневной жизни. 

Во всех возрастных группах  большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, правильной осанки.

В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и  физическим упражнениям в игровой  форме, и подвижным играм. В программу  старшей и подготовительной к  школе групп включено обучение детей  спортивным упражнениям и элементам  спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).

В данной программе отмечено, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может  быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

Важнейшими особенностями  воспитательно–оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование здоровьесберегающей предметной среды  в ДОУ. Цель педагога вырастить ребенка  физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым.

Таким образом, основой для  проектирования содержания психолого-педагогической системы по воспитанию основ здорового  образа жизни у детей дошкольного  возраста может быть выбрана одна из рассмотренных нами программ и  разработана своя основная общеобразовательная  программа ДОУ в соответствии с ФГТ.

Процесс формирования знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием  у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Гигиенические навыки в  старшем дошкольном возрасте становятся достаточно устойчивыми. Они могут  уже самостоятельно и осознанно  выполнять многие гигиенические  и закаливающие водные процедуры  – правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром  и вечером, мыть ноги ежедневно перед  сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом. Укрепить ценные гигиенические привычки помогают веселые поговорки, пословицы, загадки, игры.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни