. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

Эффективное формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может  осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Формирование знаний старших  дошкольников о здоровом образе жизни  тесно связано с охраной их жизни и здоровья. И основу таких  знаний должны составлять знания о  своем теле, о правилах личной гигиены, о режиме дня, здоровом питании, о правилах поведения на улице, с незнакомыми людьми и т. п. обеспечивающих этот процесс, о взаимосвязи организма со средой.

 

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка  в дошкольном образовательном учреждении являются первым и основным условиям развития у него потребности в  здоровом образе жизни. Учитывая, что  значительную часть своей жизни  ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые  они гарантированно сумеют воспитать  у дутей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся  привычек, как полезных, так и  вредных. И в первую очередь избавлять  детей от вредных. Система мер, которая  для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

Таким образом, за время пребывания в детском саду у детей должна быть сформирована потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также прочные культурно-гигиенические  навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности и т.д.

 

   1.3. Возможность дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

       Основная сущность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Значение дедактисеских игр реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Отличительной особенностью дедактисеских игр является возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности.

Всем известно, что игра для дошкольников способ познания окружающего, в процессе которой ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности, у него развивается сообразительность, находчивость, инициатива, ребенок использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие.

Использование в обучении и воспитании дошкольников дидактических  игр является одним из многочисленных путей формирования ЗОЖ ребенка, пришедшего в школу.

      Дидактические игры . одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [21, 127]

По мнению Пичугиной Н. О. «Дидактическая игра . одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка». [35, 270] В то же время игра . основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две  цели: одна из них обучающая, которую  преследует взрослый, а другая . игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли  друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь  игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Так как дидактическая  игра является важным фактором в развитии детей и средством обучения, поэтому  она может быть использована при  усвоении любого программного материала  и проводится как на занятиях, так  и вне их, может быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

 В теории и практике  дошкольного воспитания существует  следующая классификация дидактических  игр:

 а) с игрушками и  предметами;

 б) настольно-печатные;

в) словесные.

 Длительное время дидактические  игры были основной формой  обучения маленьких детей, но  игровая форма обучения не  могла решить тех больших задач,  которые ставились и ставятся  перед дошкольными учреждениями  по всестороннему развитию воспитанников. [3, 109]

Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного  возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры. Усова  А. П., Сорокина А. И., Удальцова Е. И., Комарова Т. С., Аванесова В. А., Бондаренко А. К., Григорьева Г.Г. считают, что в  игре реб.нок не только уточняет и  закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность реб.нка воздействовать на окружающий его мир. [17, 11]

 Ученые отмечают важную  роль дидактической игры в  развитии и воспитании детей.  В процессе специально организованной  деятельности они учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую, этим повышая свою умственную активность.

Понимание сущности дидактической  игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

– деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного  отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются  психические процессы, формируются  умственные, эмоциональные и волевые  качества личности, ее способности  и характер;

– условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность  образа и его объекта. [27, 39]

Дидактическая игра опирается  на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они  могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным предметам, разным разделам программы. Дидактические  игры могут содержать сразу несколько  обучающих задач (например, в словесной  игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать  слово и действие).

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя  с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. В  игре также используют предметы, в  которых разница между ними менее  заметна. В играх с предметами дети старшего дошкольного возраста выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета и т. д. В играх с природным материалом закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

 Настольно-печатные игры  разнообразны по видам: парные  картинки, различные виды лото, домино  и др. При их использовании  решаются различные развивающие  задачи. Здесь от детей требуются  умения обобщения, установления  связи между предметами.

С помощью словесных игр  у детей воспитывают желание  заниматься умственным трудом. Словесные  игры построены на словах и действиях  играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретенные ранее  знания о новых связях, в новых  обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя  характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят  алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры, в  свою очередь, делятся на:

- игры, с помощью которых  формируют умение выделять существенные  признаки предметов, явлений («Отгадай-ка»,  «Магазин» и др.); - игры, используемые  для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные  умозаключения («Похож – не  похож», «Кто больше заметит небылиц»  и др.); - игры, с помощью которых  развивается умение обобщать  и классифицировать предметы  по различным признакам ( «Кому  что нужно?» «Назови три предмета»,  «Назови, одним словом»);

- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления («Краски», «Летает, не летает»  и др.) [27, 62]

Каждая дидактическая  игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр  и упражнений, которая включает в  себя несколько элементов:

 – дидактическую задачу,

 – содержание,

– правила,

 – игровые действия.

 Основным элементом  дидактической игры является  дидактическая задача. Она тесно  связана с программой занятий.  Все остальные элементы подчинены  этой задаче и обеспечивают  ее выполнение. Дидактическая игра  планируется и вводится в занятие  педагогом, поэтому именно от  него зависит, какие задачи  будут поставлены, как будет проходить  игра, какого результата можно  ожидать. Прежде всего, воспитатель  должен хорошо объяснить детям  игру: четко поставить дидактическую  задачу, познакомить с используемыми  в игре предметами, рассказать  о правилах игры. Если в младших  группах воспитатель активно  включается в игру, то в старших  он ограничивает долю своего  прямого участия и действует  в роли помощника, советчика,  наблюдателя. В конце игры педагог  выделяет ее положительные моменты;  в младших группах благодарит  всех детей за участие, а  в старших — отмечает достижения  каждого участника, акцентируя  внимание на степени самостоятельности,  нравственном поведении в игре. Содержанием дидактических игр  является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения,  быт, труд, события общественной  жизни и др.).

Большая роль в дидактической  игре принадлежит правилам. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила  определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают  путь к достижению цели, правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. В играх с правилами, в основном, используется воспроизводящие и преобразующие уровни познавательной деятельности. Простота и доступность объясняет их большую популярность среди учащихся. Игры с правилами могут гораздо чаще использоваться, т.к. они обычно не содержат этапы предварительной подготовки и не продолжительны по времени. Правила указывают путь решения задачи, определяют метод предстоящей умственной работы. В некоторой степени правила диктуются материалом - дидактическими игрушками, лото, парными картинками. Особенной точности требуют правила словесных игр, так как их выполнение не контролируется материалом. Во многих играх правила указывают, что должны делать играющие и что им запрещается. В коллективных играх правила определяют и взаимоотношения участников игры: по правилам выбирают и сменяют водящих, правила указывают, что считается выигрышем и проигрышем. Когда у детей имеется достаточный игровой опыт, они могут вводить новые правила в игру, менять прежние. Это делается с общего согласия.

Серьезное внимание уделяет  воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших  дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших  дошкольников является участие в  разрешении проблемных ситуаций, в  проведении элементарных опытов (с  водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными  стеклами и пр.), в развивающих  играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим  примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные  черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. В старшем дошкольном возрасте в играх преобладают действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д. Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии. [29, 140] Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Как во время проведения игры, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала. Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях, а также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.

В науке еще нет единого  мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том, какие  возможности открывает дидактическая  игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь дошкольников интересным содержанием. Роль игры в жизни школьника имеет большое воздействие и является одним из эффективных методов обучения в ДОУ. Именно поэтому, большое внимание мы уделили дидактической игре, которая способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые знания о здоровом образе жизни, осмысленное ценностное отношение ребенка к здоровью, умения, навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни