. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

В соответствии с ФГТ дидактические  игры могут использоваться в различных  формах обучения:

- совместная деятельность  воспитателя и детей;

-самостоятельная деятельность;

-в работе с семьей;

-в различных режимных  моментах.

В результате проведенной  работы на формирующем этапе мы сделали  вывод, что произошло повышение  уровня знаний о ЗОЖ у старших  дошкольников. Дети с высоким уровнем  знаний стали нашими помощниками, которые  могли заинтересовать, увлечь и организовать других.

Раскроем более подробно все методы и приемы, используемые в ходе дидактических игр. Каждая конкретная дидактическая игра стала  составной частью либо занятия, либо самостоятельной деятельности детей, где они могли играть по своему желанию, как всем коллективом, так  и небольшими группами или же индивидуально. Тем более что констатирующий этап показал нам: в ч.м дети сильны, в ч.м отстают, какие игры будут  полезны для них.

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранных  игр (игрушки, предметы, картинки) заняло определенное количество времени, так  как использовались не только готовые  фабричные игры, но и специально изготовленные картинки, подбирались  различные предметы.

Необходима была подготовка к игре самого воспитателя (изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой); а также подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи). Например, играм из серии «Валеология» предшествовали краткие беседы, в ходе которых уточнялись знания и представления детей – «Сохрани свое здоровье», «Детям о зубах», «Неболейка» и т.д. Игры по теме «На зарядку становись!» были логическим продолжением после рассматривания альбомов с картинками о спортсменах, видах спорта, бесед о спортивном инвентаре (например, история появления лыж).

Очень сложно было во вс. время  игры поддерживать у детей увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы  в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес  к поставленной задаче.

Руководство игрой было направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и  инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач. Педагог стимулировал доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Однако поначалу добиться этого было достаточно трудно. Детей сложно было заинтересовать дидактической  игрой (Милена, Алина, Ульяна), они плохо  справлялись с игровыми действиями (Дима), не всегда подчинялись правилам игры («Угадай, чего не стало» - закрыть  глаза и не подглядывать), не желали мириться с победой соперника (Дима, Назар, Глеб). Так как ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила  игры, поэтому не во всех случаях  мы подключали этих детей к совместным играм. Сначала пробовали организовать индивидуальные игры или объединить их максимум с двумя сверстниками, которые имеют с ними интересы. Постепенно они приобретали необходимый  совместный игровой опыт. После этого мы осторожно пытались расширить круг их общения со сверстниками. Участвуя в игре, педагогсоветом, вопросом, напоминанием направлял действия играющих.

Развитие интереса к дидактическим  играм в группе, формирование игровой  деятельности у детей удачно достигалось  тем, что мы ставили перед ними усложняющиеся задачи. Например, в  игре по составлению последовательности событий, усложнением было удаление одной из карточек серии, а в игре на закрепление культурно-гигиенических  навыков – придумывание загадок  про мыло, зубную пасту, расческу, и  т.д. А также педагог не спешил подсказывать игровые действия, а  предоставлял такую возможность самим детям. Игровая деятельность дошкольников становилась более осознанной, она в большей мере была направлена на достижение результата, а не на сам процесс.

В ходе игр воспитатель  мог и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, руководил развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей в.л их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делал это чаще всего не прямо, а косвенно: выражал удивление, шутил, использовал разного рода игровые сюрпризы. Этот метод стал наиболее успешным в нашей работе и позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними (ранее не проявляющие интересах обучению дети теперь стали активными, любознательными участниками педагогического процесса – Дима, Назар, Ульяна, Катя, Алина)

Благоприятный эмоциональный  фон на занятии способствовал  успешному развитию игры, выполнению решаемых задач. Кроме того желание  играть многократно в эти игры проявлялось и в свободной  деятельности детей. В конце игры мы постоянно интересовались у детей, понравилась ли им игра, и обещал, что в следующий раз можно  играть в новую игру, она будет также интересной. Таким образом, стимулировали положительное отношение к дидактической игре, интерес к получению новых знаний, умений.

Следует упомянуть, что интересным и эффективным приемом в используемых нами играх оказалось правильное сочетание наглядности (предметы, картинки, изображающие предметы, наглядный показ), слова воспитателя (пояснение словами  игровых действий) и действий самих  детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. Играя вместе с  детьми, мы с удовольствием наблюдали, с каким желанием они обмениваются со верстниками знаниями о ЗОЖ, умениями, общаются, устанавливают на этой основе дружеские взаимоотношения.

 В результате вс. это  способствовало тому, что поверхностные  знания детей становились более  полными, глубокими, они чаще  говорили на тему здоровья, бережного  отношения к нему. Интерес к  выполнению движений и физических  упражнений подтверждается инициативностью  и самостоятельностью в использовании  атрибутов «уголка физкультурника»  – скакалок, мячей, кеглей, кольцебросов, а также нестандартного физкультурного  оборудования, изготовленного руками  воспитателей (корригирующие дорожки,  султанчики, косички, пособия для  дыхательной гимнастики, массажные  дорожки, бильбоке, и т.д.)

Однако наблюдая за игрой  некоторых детей и поведением их в повседневной жизни в группе ДОУ можно отметить, что не всегда они следуют тому, что уже знают (Глеб С.). Вероятно, это можно объяснить  тем, что не все родители стали  нашими союзниками и помощниками. И, возможно, дети видят, как непоследовательны  взрослые в своих суждениях и  реальном поведении.

 

 

  2.3 Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

По окончании формирующего этапа был проведен контрольный  этап, цель которого заключалась в  сравнении полученных результатов  с первоначальными данными.

Задачи контрольного этапа:

    • оценить сформированный уровень знаний о ЗОЖ у старших дошкольников;
    • сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения в знаниях о ЗОЖ у старших дошкольников.

Для этого мы применили  ту же методику, что и на констатирующем этапе. При проведении повторной  диагностики дети вели себя уверенно. Они давали более четкие и обобщенные ответы на поставленные вопросы. При  диагностическом наблюдении за детьми мы смогли увидеть самостоятельное  осознанное выполнение режимных моментов, интерес и положительное отношение  к оздоровительным мероприятиям и процедурам, желание укреплять  здоровье. Результаты диагностики уровня знаний о ЗОЖ детей старшей  группы наглядно представлены в таблицах № 4 , № 5.

Таблица 4

Показатели уровня знаний о ЗОЖ у детей старшего возраста

Ф.И. Ребенка

   Уровень на 1этапе

Уровень на 3 этапе

Настя Н.

средний

высокий

Дима П.

низкий

средний

Ульяна М.

низкий

средний

Алина Р.

средний

высокий

Милена М.

средний

высокий

Назар В.

         низкий

средний

Катя Г.

средний

высокий

Рома Г.

средний

высокий

Глеб С.

низкий

средний

Полина С.

высокий

высокий


 

Таблица 5

 Показатели уровня  в процентном отношении

уровень

%

Количество детей

высокий

60

6

средний

40

4

низкий

 0

         0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Во второй главе дипломной  работы был раскрыт ход и результаты экспериментальной работы. Нам было необходимо проверить уровень формирования знаний о здоровом образе жизни у  старших дошкольников посредством  дидактических игр и апробировать их на практике. Экспериментальная  работа осуществлялась в три этапа.

 Констатирующий этап  позволил выявить уровень сформированности  знаний о здоровом образе жизни  у старших дошкольников, изучить  потребность детей в выполнении  гигиенических и закаливающих  мероприятий в свободной деятельности  и режимных моментах детского  сада. Выявить отношение родителей  к ЗОЖ. 

Результаты констатирующего  этапа свидетельствуют, что преобладает  большое количество детей со средним  и низким уровнем сформированности знаний о здоровом образе жизни.

Формирующий этап позволил реализовать комплекс дидактических  игр, направленных на совершенствование, закрепление и усвоение новых  знаний о ЗОЖ у старших дошкольников и проверить эффективность их реализации.

Контрольный этап позволил нам сравнить результаты с помощью  методик, которые были использованы на констатирующем этапе. Результаты показали, что созданный нами комплекс дидактических  игр на формирования знаний у старших  дошкольников о здоровом образе жизни  позволили уменьшить процент  детей, относящихся к низкому  уровню сформированности знаний.

 

В результате формирования знаний о здоровом образе жизни у  детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментального исследования нами было выявлено:

     - предлагаемые дидактические игры являются эффективными при работе с детьми старшего дошкольного возраста;

     - знания о ЗОЖ у старших дошкольников стали более осознанными и систематизированными;

     - содержание знаний о ЗОЖ, определенных дидактическими играми доступно для детей старшего дошкольного возраста.

      Изменения произошли в позиции и деятельности родителей. Они стали активнее включаются в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, что позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

Проблема здоровья детей  дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес  к ней не ослабевает и сегодня.

Формирование здорового  образа жизни должно начинаться уже  в детском саду. Вся жизнедеятельность  ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.

Изучив теоретические  подходы к здоровому образу жизни  детей дошкольного возраста в  зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях, нами было установлено, что проблема формирования знаний здорового  образа жизни является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует  дальнейшего теоретического осмысления.

Опираясь на возрастные особенности  дошкольников, мы можем утверждать, что у детей старшего дошкольного  возраста есть все предпосылки для  стойкого формирования знаний о здоровом образе жизни.

 В ходе исследования  мы выявили и экспериментально  подтвердили, что наиболее эффективным  способом формирования знаний  о здоровом образе жизни является  дидактическая игра, которая может  быть использована при усвоении  любого программного материала  и проводится как на занятиях, так и вне их, может быть  одним из занимательных элементов  на прогулке, может представлять  собой и особый вид деятельности.

Опираясь на имеющиеся  в литературе диагностические методики, мы определили критерии, по которым  смогли отследить формирование знаний о здоровом образе жизни и умением  применить их в жизни, т.е. провести мониторинг для определения динамики их развития. Анализ полученных данных показал, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень.

После этого мы провели  формирующий эксперимент. Нами был  разработан комплекс дидактических  игр, направленный на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей  старшего возраста.

 В результате проведенной  работы мы отметили, что произошло  повышение уровня знаний о  ЗОЖ у старших дошкольников, развитие  интереса к дидактическим играм  в группе, формирование игровой  деятельности у детей. Игровая  деятельность дошкольников становилась  более осознанной, она в большей  мере была направлена на достижение  результата, а не на сам процесс. 

Для подтверждения результатов  нами был проведен контрольный эксперимент. В результате у детей значительно  повысился уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни. Сравнив  данные, полученные на завершающем  этапе эксперимента с исходными  данными об уровне сформированности знаний о ЗОЖ, можно отметить значительные качественные и количественные изменения.

Мы экспериментально убедились, что внедрение дидактических  игр в педагогический процесс  способствует интеллектуальному развитию дошкольников, а также сохранению и укреплению их здоровья формированию сознательной установки на ведение  здорового образа жизни.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни