. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

Если б вы знали, как  они надоели.

Ф.З. – Миша, да на тебя напали микробы. А вы, ребята, видели когда-нибудь микроба?

Не будь он таким вертлявым  и малым,

Я бы его для вас поймала.

И вы бы увидали сами

Микробью мордочку с усами.

Узор пятнистый вдоль  хребта,

Шесть быстрых ног и  три хвоста.

Таков микроб, невидимый  злодей.

 Враг честных и простых  людей. 

Фея выставляет на доске  изображения микробов.

Ф.З. –Попал наш гном Миша в королевство микробов. А микробов там видимо-невидимо и самые-самые  разные: есть микробы, которые любят грязь, есть микробы, летающие по воздуху и предающие простудные болезни. А вот и король микробов.

К.М. –Мы, микробы, существа могущественные, хоть и не видимые. Стоит нам пробраться в тело человека, сразу начинаем разбойничать и размножаться внутри, нас становится все больше и больше. А человеку вс. хуже и  хуже: он заболевает, его трясет, колотит, начинается чихание и кашель, поднимается  температура. Вот и ваш друг гном попал в наше королевство.

Ф.З. –Ребята, а как же микробы попадают внутрь человека? Ответы детей.

Ф.З. –Ребята, давайте спасать  гнома Миша, поможем ему избавиться от микробов.

 

Посмотрите на микробов. Вот эти микробы любят грязь. Как вы думаете, руки у вас сейчас чистые? Давайте проведем небольшой  опыт и проверим.

Опыт с яйцом. (Дети передают вареное очищенное яйцо друг другу) Яйцо, стало каким? Почему? Как же справиться с микробами, которые любят грязь? (Ответы детей) Конечно, нам помогут мыло и вода. Самомассаж «Мыло»

 Каждый день я мыло  мою.

 Раздвинув пальцы, хлопают  в ладоши.

 Под горячею водою 

И в ладонях поутру.

Неплотно сжимают в  руках пальцы одной 

Сильно, сильно мыло тру.

Руки и трут о ладонь другой.

Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай не злись!

Фея выставляет фиолетовую дорожку здоровья.

Ф.З. –От простой воды и мыла у микробов тают силы. Ребята, я знаю, что вы проводили опыт с водой: наливали воду из-под крана  и кипяченую воду. Она отстоялась. Давайте посмотрим, что же получилось. Рассматривают колбы с водой, находят отличия, делают вывод, что  воду из-под крана пить нельзя, в  ней живут микробы. Пить можно  только кипяченую воду. Фея выставляет синюю дорожку.

Ф.З. –Что-то наш друг приуныл. У меня есть для Миши угощение. Вот  это зеленое яблоко я не мыла, не успела, а вот это красное  яблоко я очень тщательно помыла. Дети, как вы думаете, каким яблоком  угостить Мишу? Почему? Фея выставляет голубую дорожку. Вот появилась  ещ. одна дорожка, голубая. Это дорожка  – напоминание: Фрукты и овощи  мыть не забывайте, только чистыми их употребляйте.

Ф.З. –Посмотрите, микробов становится все меньше. Да мы просто волшебники. У меня для вас есть сюрприз.

 Вот витамины и дары.

 В корзинку собраны  они. 

И морковка, и капуста,

Яблоки, лимоны – вкусно.

Эти овощи и фрукты –  очень важные продукты.

Лук, чеснок употребляйте и  здоровье укрепляйте.

 Ешьте, не болейте,  все болезни одолеете.

Мы не случайно вспомнили  про лук и чеснок. В народе говорят: чеснок и лук от семи недуг. Они  убивают микробов. А витамины и  фрукты укрепляют организм и помогают бороться с микробами.

Фея выставляет зеленую дорожку.

Фея выкладывает желтую дорожку.

Ф.З. – Следующая дорожка  здоровья желтая. Посмотрите на не. и  ответьте, что еще нам помогает справиться с микробами? Как они  нам помогают?

Если хочешь быть здоров,

Купайся, загорай и закаляйся.

Прохладной водой начинай  обливаться,

И будут тебя все микробы  бояться.

А мы с вами разучим упражнения, которые закаляют горло. «Лошадка» - цокаем языком, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее. «Ворона» - села ворона на забор, стала громко каркать. ТО вверх поднимет голову, то в сторону  повернет.

 «Змеиный язычок» - стараться длинным «змеиным языком»  достать до подбородка.

 « Собачка» - собачка  высунула язык и часто-часто  дышит. Желтая дорожка – дорога  закаливания.

Фея выставляет оранжевую  дорожку со словами:

А еще чтоб не болеть и  не простужаться,

Зарядкой надо по утрам  всем людям заниматься

. Рассчитайтесь по - порядку,  выходите на зарядку.

 Разминка. Дети садятся.

 Ф.З. – Микробы спасаются  бегством от тех, кто закаляется, зарядкой и спортом занимается. Каким спортом вы любите заниматься? Фея выставляет красную дорожку. 

Ф.З. –Ребята, мы спасли гнома  Мишу от короля микробов и его микробного войска. И теперь он совсем здоров.

А я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, как надо бороться с микробами. Если то, что я скажу  правильно, то вы отвечаете «правда». А если скажу что-то неверно, то отвечайте  «неправда».

Игра «Это правда или нет?» 

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться 

Надо, дети, закаляться?

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать?

 Если хочешь сильным  быть 

Со спортом надобно  дружить?

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь?

 И от гриппа, от ангины 

Нас спасают витамины? Б

удешь кушать лук, чеснок –

 Тебя простуда не  найдет?

Хочешь самым крепким  стать?

Сосульки начинай лизать!

 Ешь побольше витаминов  – 

Будешь сильным и красивым?

Молодцы, вы запомнили все  способы борьбы с микробами.

А теперь я хочу каждому  из вас подарить радугу здоровья, чтобы  вы помнили о нашей встрече.

Г.М. – А теперь пора прощаться. Всем желаю не хворать.

 Ф.З. – Каждый твердо  должен знать: 

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой, З

убы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

Вот тогда все люди в  мире долго-долго будут жить.

И запомните здоровье в  магазине не купить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№6

Протокол №1 Беседа с детьми на контрольном этапе март 2012года

Вопрос №

Настя Н.

Дима П.

Алина Р.

УльянаМ.

Полина С.

1

Здоровье это когда  человек себя чувствует хорошо, он не болеет

-------

Когда не болеешь

 

человек хорошо себя чувствует, когда здоров

2

Человек делает утреннюю зарядку. Закаляется, ходит на танцы

---------

Когда человек кушает и спать ложится в свое время; соблюдает правила

-------

Это когда закаляешься , делаешь зарядку чтобы быть сильной, не ешь вредных продуктов

3

У него хорошее настроение.

 

Когда занимается спортом

Который не болеет. Хорошо

себя ведет

 

Когда он сильный, красивый

4

Нужно

закаляться есть продукты полезные для здоровья

Который

ухаживает за своей одеждой

Надо не

кушать много конфет и  чипсов

Не сидеть долго за

компьютером, по лужам ходить нельзя, есть чипсы, и пить лимонад, надо гимнастикой заниматься

Вовремя

кушать заниматься на занятиях, играть на свежем воздухе

5

Делаю зарядку мою руки, много гуляю

Зарядку делаю, не ем много  конфет

Делаю зарядку, чтобы руки всегда были чистыми, дома порядок делаю.

 

 

Ем полезные продукты, ложусь спать в свое время, ничего не боюсь

6

Заниматься спортом. Ходить босиком по траве.

Пить чай с малиной, физкультурой заниматься

Лечиться от болезней. Кушать салаты

Надо идти к врачу. Мыть руки, делать упражнения.

Не сидеть много на одном  месте и возле компьютера часто  мыть руки пить чай с

медом полоскать горло  ромашкой

7

Я делаю зарядку мою  руки прохладной водой это полезно, чтобы не болеть

Да делаю зарядку. Это  полезно

Делаю зарядку и на занятия  в саду.

Делаю, чтобы быть в порядке. Это полезно для человека.

Да полезно для здоровья

8

Хожу в бассейн с  мамой, она меня учит. В садике катаюсь  на лыжах вместе с ребятами

Нет. Я буду учиться

На лыжах умею и на роликах

В садике много катаюсь  на лыжах

На лыжах катаюсь на коньках

9

Микробы очень вредные от них ребенок может

заболеть. Надо чаще мыть руки, и мыться, чистить зубы

Микробы любят все грязное. Надо мыть руки.

руки не брать грязные  игрушки. Не тереть грязными руками глаза

Это вредные бактерии, от которых можно заболеть. Надо мыть

попадают в живот, вырастают  червяки, можно заболеть. Нельзя брать  в рот

Это такие существа, которые садятся на руки, потом ты их берешь в рот, руки грязные, а когда приходишь домой – мыть руки с мылом и водой.

пыль

 

Надо не брать грязные руки в рот мыть пол и вытирать

10

Если грызть ногти это  вредно. Сидеть долго возле телевизора могут заболеть глаза.

Вредные привычки, когда  человек не чистит зубы. Разговаривать  когда кушаешь

Нет вредных привычек. Когда  куришь, надеваешь чужую одежду

 

Нет. Я за собой ухаживаю.

11

Папа долго смотрит  телевизор

Дедушка курит

Бабушка лекарство всегда пьет

У папы и деда – курить. У брата –

грызть ногти

Папа курит, а мама его

ругает за это.

12

Конечно, опасно он может  сильно заболеть

Можно заболеть

Да. Дети не будут играть. Можно заразиться. Когда у уши, он плохо может слышать.

 

человека грязные

Да. Можно заболеть от грязи

Ни кто не будет играть с тобой и можно заразиться всякими болезнями

13

Да считаю. Я хожу на танцы. Ем фрукты и овощи

да

Наверно да. Потому что бабушке  помогаю, мою руки с мылом, пью  кефир

Да. Я не кашляю и не чихаю.

Нет, я иногда болею, и  мне бывает плохо, высокая температура

14

Витамины это полезные вещества, они есть в полезных продуктах

Витамины, полезны чтобы  вырасти большим

Их много в овощах и  фруктах

Витамины – это полезные вещества, от которых ты будешь здоровым, счастливым и радостным. Покупают в  аптеке, в магазине – когда в  продуктах, овощах.

 

Витамины есть в полезных продуктах. Надо есть морковку,

яблоки тогда вырастишь  здоровым

15

Надо одеваться по погоде. Смотреть в окно, не идет ли дождь

Чтобы было тепло

   

Надо смотреть погоду, какая  на улице, чтобы не замерзнуть и не заболеть, а летом надевать легкую одежду

16

Ребенок называет все части  тела, при этом комментируя их значение.

 

Ребенок называет части тела, и их значение при этом ему требуется  помощь взрослого

Из головы, шеи, туловища,

Ребенок называет все части  тела

руки, ноги. Голова, чтобы  думать, видеть, дышать, говорить и слушать.

Руки, чтоб можно было брать  что-нибудь, ноги – чтобы ходить.

17

Для безопасности, чтобы  с ним ничего не случилось.

Я соблюдаю правила

 

Чтобы можно было не порезаться, не обжечься. Да.

 

18

Надо быть очень осторожной.

 

Нельзя

подходить

 

Нет. Потому

что можно нечаянно опрокинуть на себя или обжечься.

Нельзя подходить Можно  ничайно перевернуть и обжечься

19

Ток живет в проводах

Ток есть в проводах

 

В проводах, в телевизорах, в лампочках, в розетке. Когда  что-то включаешь или польешь  водой.

Ток есть в проводах. Если браться мокрыми руками может  током ударить.

20

Аптечка нужна чтобы человек  мог себе помочь, когда заболеет

Там таблетки лежат

Там лежит все для человека, чтобы ему помогать

Уколы, таблетки, лекарства. Если заболеешь, еще бинт, если порежешься, то достаешь аптечку и 

заматываешь ранку или  пьешь таблетку. Да, в шкафчике, в  коробочке, а то бы вс. рассыпалось.

Аптечка нужна чтобы можно  себе помочь. Помазать себе рану зеленкой


 

вопрос

Рома Г.

Милена М

Назар В.

Катя Г.

Глеб С.

1

Здоровье это когда  все получается

Здоровье это здоровье человека

Когда ничего не болит

Когда тебе хорошо живется, когда нет болезней

 

2

Заниматься спортом

Когда встаешь рано и ложишься спать то же рано. Закаляешься, ешь  всякие ягоды, что бы ни болеть и  быть веселой

 

 

Значит, человек все делает во время, соблюдает режим. Хорошо

учится. знает как не заболеть.

Когда занимаешься спортом, когда ни кого не боишься, потому что

сильный и смелый

3

Кто ухаживает за собой, чтобы  здоровье было

Вовремя кушает. Спит,

гуляет.

Кто не болеет, потому что  занимается хорошо

Он счастливый, он не болеет.

Человек красивый и не болеет

4

Надо закаляться, мыть холодной водой ноги, носить только свою одежду, когда чихаешь или кашляешь.

чтобы всегда был платочек чтобы прикрывать рот,

Не сидеть возле телевизора долго

Заниматься делом, спортом. Ухаживать за собой, чтобы всегда быть в чистой одежде.

Книжки смотреть надо сидеть, а не лежать

5

Закаляюсь, хожу босиком  по мокрому полотенцу

Хожу опрятной, зубы чищу.

Ношу только свою одежду, чтобы не болеть,

В садике занимаюсь физкультурой

Не простужаться, когда  кашляешь, закрывать рот.

6

Спортом заниматься, улыбаться  всегда

Принимать витамины. Делать гимнастику по утрам, чистить зубы, писать буквы и цифры – думать это тоже хорошо

Не кушать ядовитые грибы  и ягоды

Кушать фрукты и овощи, кушать ягоды в них много витаминов, они полезны.

Делать физкультуру

7

Да

да

да

Конечно, чтобы быть здоровой и красивой.

да

8

Немножко

Да

Да

Очень хорошо все умею делать, мне нравится этим заниматься

Нет. Не очень, маленько, только стоять и ходить.

9

Они бывают полезными и  вредными. От вредных можно заразиться.

Они живут, где очень грязно

Надо не чихать и не кашлять  на других, чтобы не заразить их

Они очень маленькие, их вообще не видно. Они есть повсюду и если собой не ухаживать можно заразиться за

Они заразные если не мыть руки

10

Грызть ногти

Грызть ногти, пить кока –  колу она вредная

Много кушать еды. И долго  играть в компьютер

Когда курят и пьют, грызут ногти, много кушают сладкого.

Курить и пить

11

Мама много ест вредной

еды

Папа курит

 

-----------

-----------

12

Да опасно. Это очень  вредно

Да можно заболеть и  долго не выздороветь

Да

Конечно будет не очень  хорошо жить и ребята с такими не играют.

Таким не хорошо быть

13

Я хочу быть здоровым и сильным

Да я мало стал пить таблеток, потому что редко болею

Да я принимаю витамины, чищу зубы и руки с мылом

Да, но иногда у меня бывает не очень хорошее настроение и мне не

очень хорошо.

Да

14

Во всех продуктах. В ягодах и овощах

Есть разные витамины. Они  нужны чтобы расти

В еде всякой

Витамины есть в луке, чесноке. есть витамин А, он полезен  для глаз, в лимоне есть витамин  С он очень

полезный

В луке, чесноке, фруктах.

15

Чтобы было хорошо ходить и  бегать

Летом не очень тепло, чтобы  жарко не было

Какая на улице погода

Надо смотреть на улицу, какая  там погода, чтобы не было жарко  и холодно.

Надевать сапоги, когда  дождь

16

Называет все части  тела, знает, для чего они нужны

Знает все части тела

Знает все части тела

Ребенок называет все части  тела и их функции

Знает все части тела

17

Чтобы не случилось ни чего

Чтобы их соблюдать

Что бы знать, как пользоваться

Чтобы не поранится

Для безопасности

18

Нет это опасно

нет

Нет нельзя

опасно

Надо очень осторожной быть можно ошпариться, а потом  прийдется лечить

19

Он есть в домах, в проводах.

 

В проводах

В розетках

и проводах

Надо быть

осторожной

Надо

соблюдать осторожность и  правила

20

Там лежит лекарство

Уколы, таблетки, лекарства. Если заболеешь, еще бинт, если порежешься,то достаешь аптечку и заматываешь  ранку или пьешь таблетку. Да, в шкафчике, в коробочке, а то бы вс. рассыпалось

Для таблеток и бинтов, зеленки. Можно ранки лечить

Аптечка чтобы можно было себе помочь и другим.

Там могут лежать всякие травки, мама может их давать мне


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№7

Протокол Наблюдение за детьми на контрольном этапе

 

Имя Фамилия ребенка

                               Показатели

 

Самостоятельность

Инициативность

Настя Н.

поддерживает (без помощи и напоминания взрослых) порядок  и чистоту в игровом уголке; знает правила поведения за столом; различает полезные и вредные  для здоровья продукты;

Может помочь при оказании элементарной помощи самому себе и  другому (промыть глаза, промыть  ранку, обработать ее); умеет проявить заботу к больному человеку; если не удается что – то выполнить  может обратиться к взрослому  за помощью, привлечь его внимание.

Дима П.

знает алгоритм процессов  умывания, одевания, приема пищи; знает  правила поведения за столом

рассматривает с детьми алгоритмы  процессов личной гигиены (мытье  рук, чистка зубов), последовательность режимных моментов. Появился интерес  к проведению закаливающих процедур, потому что знает, что это полезно  для его здоровья.

Алина Р.

умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за своими вещами;

Предлагает придумать  и вместе изготовить настольно-печатную игру на тему что нужно человеку для здоровья. Знает о съедобных  и несъедобных грибах, ягодах и  растениях; делится своими знаниями с другими ребятами

Ульяна М.

умеет пользоваться опасными предметами: ножницами, иголкой и  пр. (под присмотром взрослого); умеет  правильно питаться, различать полезные и вредные для здоровья продукты; начинает осознавать смысл проведения гигиенических процедур.

Видит неполадки во внешнем  виде, может обратиться к взрослому  за помощью, замечает в своем окружении  страдание человека, животных, растений и стремиться им помочь;

Полина С.

самостоятельно поддерживает порядок и чистоту в игровом  уголке; понимает и осознает, что  нужно кушать не только то, что вкусно, но и то, что полезное не всегда бывает вкусным. Может 

определить состояние  своего здоровья(здоров или болен),

 

умеет организовать совместную деятельность с детьми в детском  саду и на улице. Проявляет интерес  к правилам здоровьесберегабщего и  безопасного поведения. В играх  со сверстниками изображает, как моет овощи и фрукты перед едой, понимает, зачем это нужно делать;

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни