. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

«Дерево здоровья» 

Цель: закреплять знания у  детей о вредных и полезных продуктах питания. Игровые правила: Нужно распределить картинки на листочках  по соответствующим деревьям. Игровые  действия: определение полезности или  вредности изображения на картинке. Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку.

      Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

«Где живет  витаминка?» 

Цель: знакомить детей  с видами витаминов и их источником. Игровые правила: Нужно выбрать  картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или  овоще. Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта. Ход игры: Воспитатель  предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды  показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые  в нем есть и показывают соответствующую  картинку. Эта игра может проводиться  как часть занятия по познавательному  развитию.

«Утро начинается…»

 Цель: приучать детей  к выполнению режима дня, закреплять  виды деятельности, проводимые в  разное время суток.

Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

      Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

 « Что сначала, что потом»

 Цель: учить детей располагать  картинки в порядке развития  сюжета, пользуясь вспомогательным  средством. Учить составлять небольшие  рассказы на тему здорового  образа жизни. Ход игры: детям  предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить  в порядке произошедших событий  и составить по ним рассказ.  Например: мальчик лежит в постели,  делает зарядку, умывается, вытирается  полотенцем; девочка моет руки, обедает,  играет с куклой.

« Отгадай загадку  по картинке» 

Цели: помочь детям запомнить  основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с  изображением опасных предметов.

      Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

 «Мой день».

 Цели: рассказать о  режиме дня; учить объяснять  и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей  в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта  карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

 Вариант 1. Соревнование  «Кто быстрее выложит ряд?».

 Вариант 2. «Продолжи  ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю  последовательность карточек, нарушив  е. в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«Наши помощники  – растения» 

Цель: закрепить представления  о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений. Игра проводится по принципу лото, у  детей карты с изображением лекарственных  растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

«Путешествие  в страну здоровья» 

Цель: закрепить у детей  представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Оборудование: игровое поле с наклеенными  иллюстрациями; кубик, цветные фишки  или пуговицы. Играющие по очереди  бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья

Загадки - отгадки «Гигиена»

 Кирпичик розовый,  душистый 

 

Потри его и будешь чистым. (Мыло)

Ношу их много лет,

 А счету не знаю.

Не сею, не сажаю.

Сами вырастают.(волосы)

 

Зубов много,

 А ничего не ест. (Расческа)

 

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится 

Руки мыть не пенится. (Мыло)

 

 Резинка Акулинка 

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

 Спинка розовою стала. (Губка)

 

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка 

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят… (душ)

 

Говорит дорожка -

Два вышитых конца.

Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня.

Испачкаешь меня. (Полотенце)

 

 Конспект занятия  « Где живут витамины»

 Программное содержание:

- Закрепить знания детей  о рациональном питании.

- Закрепить соблюдение  детьми правил питания 

- Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного  питания, еда должна быть не  только вкусной, но и полезной.

- Познакомить детей с  понятием «витамины», их обозначением  и пользе для организма человека.

Материал:

    • Кружки красного и зел.ного цвета по количеству детей, мольберт, картинки продуктов, буквы, обозначающие витамины;
    • письмо, магниты.

Ход занятия 

I. Организационный момент.

- Ребята, я сегодня пригласила  на занятие Хрюшу из передачи  «Спокойной ночи, малыши». Воспитатель  подходит к окну и на подоконнике  вместо Хрюши лежит записка:  «Ребята, извините, пожалуйста. Не  могу у вас появиться, у меня  болит живот».

- А как вы думаете,  почему с ним приключилась  такая беда? (ответы детей).

- Конечно, мне тоже  кажется, что это от неправильного  питания. Знаете, что я предлагаю?  Мы с вами поговорим о правильном  питании. Я запишу вс. на магнитофон, и эту запись мы отправим  Хрюше, чтобы он знал, какая  еда полезна.

 II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

- Что вы любите есть  больше всего? (ответы детей)

- Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить). Пища - не только источник энергии,  необходимый для деятельности  человека, но и материал для  роста и развития.

- В чем разница между  вкусной и здоровой пищей? (ответы  детей) В продуктах есть очень  важные для здоровья человека  вещества витамины. - Для чего  они нужны? (ответы детей) 

- Я вам хочу рассказать  немного о витаминах. Витамины  обозначаются буквами. А, В,  С, Д. (выставляю буквы на мольберт). Но читаются они по латыни. Когда пойд.те в школу, вы  научитесь читать эти буквы. 

Витамин А –  очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном  масле, помидорах, яйцах, петрушке (выставляю  рисунки продуктов).

Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно  найти в молоке, мясе, хлебе.

Витамин С –  укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.

 Витамин Д  - делает наши руки и ноги  крепкими. Его много в молоке, яйцах. III. Физкультминутка.

IV. Игра «Да нет»

- А чтобы пища хорошо  усваивалась нужно соблюдать  правила питания. Я вам буду  сейчас читать правила, и если  вы согласны со мной, то поднимите  зел.ный кружок. Если нет - красный.

 Перед едой надо  всегда мыть руки с мылом.

 Есть нужно в любое  время, даже ночью. 

Надо есть продукты, которые  полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Есть надо медленно. А как?

Пищу нужно глотать  не жуя.

Полоскать рот после еды  вредно.

- Мы с вами повторили  правила питания. 

- Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась  и приносила пользу).

 V. Беседа о вредных продуктах

- Скажите, пожалуйста, а  все ли продукты полезны? (ответы  детей)

- Чем вреден торт? Лимонад?  Да, вы правы, некоторые продукты  лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то  есть в очень малых количествах. 

Я приготовила вам картинки вредных продуктов, но нечаянно перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать  их.

VI. Игра «Собери изображение».

Изображения продуктов разрезаны  на несколько частей. Нужно собрать  их, назвать, что получилось и рассказать, чем они вредны.

VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

- Сейчас я хочу отправить  вас в магазин за покупками.  Мы разделимся на 3 команды. Одна  команда будет покупать полезные  продукты, вторая продукты полезные, но которые едят не каждый  день, и третья команда продукты  не полезные.

 Подвести итог игры.

 VII. Подведение итогов занятия. Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной? Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?

Мы отправим нашу кассету  Хрюше и пожелаем ему быстрее  выздоравливать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  по формированию культурно - гигиенических  навыков

 Задачи: Обучать детей приемам здорового образа жизни. Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки. Развивать память, внимание, речь. Ход занятия: Положительный настрой на занятие: детям предлагается взяться за руки крепко-крепко, посмотреть друг на друга, отметить, какие все дружные, красивые, здоровые.

Ход занятия Рассказ  воспитателя: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричесанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: "Что случилось? Почему ты плачешь?". Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что расскажу его историю детям в группе и они, т.е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?

 Ответы детей. 

Правильно, об этом мы читали в произведении "Мойдодыр". А  как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей).

Молодцы. А теперь скажите, для чего нам так необходимо умываться? Какой водой нужно умываться?

 

 

Психогимнастика.

Пантомима по потешки "Водичка - водичка…"

Игра "Найди  нужные предметы".

 Детям предлагаются  картинки с изображением разных  предметов. Из них необходимо  выбрать только те, которые принадлежат  Мойдодыру. 

Игра-ситуация "Что  было бы, если бы …".

 Ситуация: если бы люди  перестали мыться.

Развивающая игра "Польза - вред".

Ситуации: брать грязные  руки в рот, грызть ногти, есть немытые  овощи и фрукты и т.п.

 Чтение пожелания Мойдодыра  детям: 

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

 

Изготовление подарка  для Мойдодыра.

Конспект занятия  по формированию основ здорового  образа жизни «Радуга здоровья» 

Программное содержание и задачи:

1.Сформировать представление,  что большинство заболеваний  носит инфекционный характер; разъяснить, что человек в силах уберечь  себя от болезней.

2.Закрепить навыки выполнения  самомассажа. 

3.Формировать познавательный  интерес к окружающему миру.

4.Воспитывать желание  быть здоровым, сохранять и укреплять  здоровье. Оборудование: изображения  микробов, игрушка гном, «Радуга  здоровья», чемоданчик, вареное яйцо, 2 яблока на тарелочках, 2 колбы  с водой, помеченные полосками  голубого и красного цвета,  корзинка с фруктами и витаминами, на каждого ребенка «Радуга  здоровья». Приходит Фея здоровья.

-Здравствуйте, ребята! Я  Фея здоровья! И хочу поговорить  с вами о здоровье. Как только  мы встретились, я сразу же  пожелала вам здоровья, а вы  мне. Ведь слово «здравствуйте»  значит, пожелание здоровья, здравствовать,  не болеть. Давайте пожелаем здравия  друг другу. 

Коммуникативная игра «Здравствуйте». Игра проводится стоя.

За игрушками кто-то чихает и кашляет.

 Ф.З. -Кто же это кашляет  и чихает? Да это гном Миша. Что с тобой случилось Миша? Ты заболел?

 Г.М.- Со мной приключилась  большая беда.

Мороженое ел я помногу  всегда-

И вот какая картина:

Ко мне привязалась  ангина,

И кашель, и насморк меня одолели.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни