. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№3  
Протокол наблюдений за детьми на констатирующем этапе 

Имя Фамилия ребенка

                               Показатели

 

Самостоятельность

Инициативность

Рома Г.

Без напоминания проводит гигиенические процедуры. Обращает внимание на неполадки во внешнем  виде

Может проявлять инициативу, но не во всех случаях

Милена М.

Всегда следит за своим  видом, очень любит постоять возле  зеркала, может проявлять самостоятельность  только, когда это у нее вызывает интерес.

Может проявлять, по просьбе  воспитателя, во время игры.

Назар В.

Не способен самостоятельно действовать при мытье рук  проявление интереса к самому процессу, а не достигнутой цели. Требуется  постоянный контроль со стороны взрослого.

Не имеет потребности  в двигательной активности, упражнения делает без желания, но проявляет  интерес к проведению подвижных  игр.

Катя Г.

Самостоятельно пользуется предметами гигиены

Может проявлять инициативу, но только для сиюминутных желаний  и потребностей

Глеб С.

Не проявляет самостоятельности  в выполнении гигиенических навыков  не способен планировать свои действия

Проявляет инициативу только в первый момент пример сверстников, поощрение


 

 

 

Имя Фамилия ребенка

                               Показатели

 

Самостоятельность

Инициативность

Настя Н.

Не всегда проявляет самостоятельность  при выполнении гигиенических процедур. Выполняет их, когда у нее хорошее  настроение. Не всегда может замечать свою неопрятность. В игре по просьбе  воспитателя может воспроизвести  частичные игровые действия.

На занятиях физ. воспитанием  не всегда проявляет инициативу, ребенок  требует похвалы от взрослого, или  проявляет ее во время соревнований

Дима П.

Ребенок не выполняет самостоятельно мытье рук, проявляет интерес  к самому действию, а не к конечному  результату. Проявляется на основе подражания другим детям. Неумело пользуется столовыми приборами, может воспользоваться  чужим полотенцем.

Не проявляет интерес  к выполнению упражнений на зарядке, делает их, потому что другие дети делают.

Алина Р.

Самостоятельное выполнение режимных моментов.

Инициативу проявляет, но не всегда. Особенно в играх моет руки кукле, переодевает ее. Порядок  в группе поддерживает. Только вместе с девочками.

Ульяна М.

Не стремится к выполнению гигиенических процедур, может ходить неопрятно одетой, не пользуется салфеткой после еды. Может разговаривать с полным ртом.

К личным вещам, игрушкам не проявляет бережного отношения. При замечании сделанным воспитателем игнорирует. В играх не отражаются процессы умывания

Полина С.

Самостоятельно, последовательно  выполняет действия по уходу за своим  организмом. Осознает всю необходимость  в их проведениях. В играх отражает процессы умывания, одевания, еды. Пользуется салфеткой после еды. Следит за своим  внешним видом, без напоминания  взрослого.

Проявляет инициативу, интерес  при выполнении утренней гимнастики, на занятии по физ. воспитанию. Привлекает детей к порядку в группе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Анкета по выявлению отношения  к здоровому образу жизни у  родителей Делаете ли вы утреннюю зарядку? Да. Нет. Иногда. Проводите  ли закаливающие процедуры? Да. Нет. Иногда. Какие (перечислите, пожалуйста)? Есть ли у вас вредные привычки? Да. Нет. Знает ли об этом ваш ребенок (ваши дети)? Да. Нет. Не знаю. Соблюдаете ли вы режим дня (сон, питание, прогулка)? Скорее да. Скорее нет. По- разному. Придерживаетесь  ли вы здорового рациона питания? Да. Нет. Не знаю. Как часто вы бываете  на свежем воздухе? Часто. Редко. Как  получится, не задумываюсь об этом. Посещаете ли вы спортзал? Да. Нет. Иногда. Стараетесь ли вы соблюдать правила  безопасного поведения в быту, на улице, транспорте? Всегда. Нет, не стараюсь. Иногда, в зависимости от ситуации. Часто ли вы болеете? Часто. Не часто. Год на год не приходится ( по- разному). Активны ли вы в профилактике заболеваний (регулярно делаете прививки, флюорографию, профосмотры)? Да. Нет. По настоянию  родственников, друзей, в периоды  эпидемий, по требованию на работе. Есть ли у вас дома приборы, помогающие сохранить и укрепить здоровье? Да. Нет. Перечислите какие-нибудь Знакома  ли вам картина вашего здоровья, знаете ли вы свои болезни и особенности  своего организма? Да. Нет. Отчасти. Посещаете  ли вы в связи с этим соответствующих  врачей-специалистов? Да. Нет. Иногда.

Что вы делаете в связи  с этим? Принимаю профилактические меры. Ничего не делаю. Принимаю меры, только когда возникают симптомы. Знаете ли вы картину здоровья своей семьи (наследственные заболевания, предрасположенность  к каким-то заболеваниям и др.)? Да. Нет. Отчасти. Считаете ли вы себя субъектом (активным участником, творцом) здоровой жизни? Да. Нет. Не совсем. А есть ли у вас в семье такие люди? Кто это?

 

Приложение №5

Дидактические игры

«Валеология»

Цель: познакомить детей  с правилами личной гигиены и  правильным, бережным отношением к  своему здоровью; развивать у детей  речь, внимание, память. Материал: поля, разделенные на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями. Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо» 2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол. 3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

 «Подбери картинки»

 Цель: уточнить представления  детей о предметах личной гигиены,  формировать навыки здорового  образа жизни Материал: картинки  различных предметов, картинки  с изображением предметов личной  гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами) «Полезные  и вредные продукты» Цель: систематизировать  представления детей о вредных  и полезных продуктах, упражнять  в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своем здоровье Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. «Азбука здоровья» Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: иллюстрации Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребенок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребенок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

 «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизировать  представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать  речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит  о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

        Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить свое любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

 «Вымоем куклу»

    Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют е.. Выигрывает тот, кто правильно отберет предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Оденем куклу  на прогулку» 

Цель: закреплять знания детей  об одежде, формировать умение детей  одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления  детей о здоровье, развивать у  детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла  с различной одеждой Ход игры: воспитатель говорит, что кукла  собирается на прогулку, но не знает, что  ей одеть, сейчас зима и на улице  очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют  свой выбор.

«Опасно - неопасно»

 Цель: учить детей отличать  опасные жизненные ситуации от  не опасных, уметь предвидеть  результат возможного развития  ситуации; закреплять знание правил  безопасного поведения; воспитывать  чувство взаимопомощи. Оборудование: набор дидактических картинок  с изображением опасных и не  опасных для жизни и здоровья  ситуации; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в  зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок ползает  по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

 «Правила гигиены» 

Цель: закреплять культурно-гигиенические  навыки (умывание, одевание, чистка зубов, прич.сывание, купание), формировать  умения показывать эти движения при  помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель  просит детей при помощи мимики и  жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что  он делает, а дети отгадывают.

 «На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать  у детей интерес к физкультуре  и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.

Ход игры: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного  положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения  тела и конечностей сочетались. После  составления упражнения ребенок  должен его выполнить.

Играющих может быть несколько  человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить  задание.

 «Скорая помощь» 

Цель: закрепить у детей  знания и практическое умение по оказанию первой медицинской помощи. Оборудование: картинки с изображением медицинских  принадлежностей (термометр, бинт, зеленка) Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуаций отрабатывать последовательность действий.

 «Полезная  и вредная еда»

 Цель: закрепить представление  детей о том, какая еда полезна,  какая вредна для организма.  Оборудование: Карточки зел.ного  и красного цвета; предметные  картинки с изображением продуктов  питания (торт, лимонад, копч.ная  колбаса, пирожные, конфеты, ч.рный  хлеб, каша, молоко, варенье, сок,  овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона  яблоко, морковка, груша). Детям раздают  картинки с изображением различных  продуктов питания. Под зел.ную  картинку положить картинки с  полезной едой, а под красную  – с вредной, дети должны  быть внимательны, в случае  ошибки исправления не допускаются.  Верное решение игровой задачи  поощряется значком

«Пищевое лото» 

Цель: формировать у детей  представление о пользе тех или  иных продуктов, для чего они нужны  человеку. Оборудование: три большие  карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие  карты по типу лото. Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших  карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и  сливочное масло, шоколадные конфеты, сало. Игроки выбирают себе большие  карты. Ведущий показывает маленькие  карточки по одной, а игроки берут  нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

 «Что лишнее» 

Цель: умение выделять основное, по которому один предмет на карточке не подходит. Способствует развитию мышления, зрительного внимания. Ход игры: Детям предлагается рассмотреть  изображенные на картинке предметы, назвать  их, объяснить их значение и найти  лишний закрыв его кружочком, сопровождая  свое действие речью (я закрыл ложку, потому что она лишняя).

 

«Покажи части  тела»

 Цель: Правильно называть  части тела, знать их функции.  Ход игры: Дети встают в круг. Незнайка с начало называет  и показывает части тела правильно,  затем - неправильно, следя за  реакцией и вниманию детей.  Незнайка показывает такие части  тела: руки, ноги, голова, шея, уши,  нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы,  брови, подбородок, лоб, волосы  и т.д. 

«Витамины – это  таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей  о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ребята, помочь сохранить здоровье и не заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины, делают наш организм крепким и  здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Много  витаминов содержится в ягодах, фруктах  и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

«Коллаж» 

Используется в индивидуальной работе: ребенку дается любой коллаж и картинки с пиктограммами веселого и грустного лица. Задание: ребенок  должен выбрать пиктограмму в  соответствии «Полезно – вредно»  и объяснить свой выбор. Коллаж – глаза, уши, зубы. Например: Морковь и свекла овощи. В них есть витамины, они полезны для глаз и зрения. Гвозди, иголки, ножницы – опасные предметы для глаз и зрения.

«Здоровье с комнатными растениями»

Цель: закреплять знания у  детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах. Игровые правила: Нужно выбрать  из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и  перечислить его полезные свойства. Игровые действия: называние растения и определение его полезности. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке ребенку необходимо назвать  комнатное растение и перечислить  его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл  тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может  проводиться как часть занятия  по познавательному развитию, так  и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни