Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
-внедрение системы
остановки опасных производств,
-создание необходимых
резервов и запасов оборудовани
Кроме общих для всех объектов мероприятий на каждом предприятии должны разрабатываться способы защиты производства с учетом его специфики.
Мероприятия, проводимые с целью уменьшения возможных поражений от непосредственного воздействия средств поражения должны быть тесно связаны с мероприятиями, предусматривающими защиту от вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов, загазованности воздуха, заражения местности, катастрофического затопления), явившихся последствием воздействия современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Создание надежных систем электро-, водо-, газо-, тепло-, паро- и топливоснабжения.
Это направление является
важнейшим элементом
-устройством нескольких вводов коммуникаций снабжения в том числе, когда подача электроэнергии, воды, газа, пара и тепла осуществляется от различных сетей и источников, что позволит при выходе из строя одного источника снабжения использовать сохранившиеся;
-выносом за пределы
зон возможных сильных
-создание резервных,
автономных источников
-подготовка к переводу
объекта для работы на
-заглублением или
усилением коммуникаций (заглубление
или увеличение глубины
-дублированием и
-обеспечением возможности деления схемы электрических сетей на независимо работающие части;
-созданием на объекте
резервных, стационарных и
-базированием систем
хозяйственно-питьевого
-использованием оборотного
водоснабжения при создании
-защита источников и резервуаров чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
-созданием системы
водоснабжения, позволяющей
-использованием технических
водопроводов для
-установкой в основных
узловых точках систем
-созданием подземных (заглубленных) хранилищ для нефтепродуктов.
Повышение противопожарной устойчивости предусматривает:
-максимальное сокращение запасов горючих и взрывоопасных веществ и проведение мероприятий, обеспечивающих успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров;
-проведение профилактических противопожарных мероприятий;
-современное создание и подготовка сил и средств пожаротушения к действиям по локализации и тушению пожаров.
Устойчивость системы материально-технического снабжения
обеспечивается:
-созданием на объектах и укрытиях запасов и резервов сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющих продолжать работу в случае дезорганизации снабжения. Порядок создания запасов и резервов определяются соответствующими ведомствами;
-подготовкой резервных
и дублирующих вариантов
-изысканием возможности замены дефицитных и импортных видов сырья и материалов;
-разработки и внедрением тары и упаковочных материалов, обеспечивающих защиту материальных средств от всех видов заражения.
Устойчивость системы управления для решения задач военного времени
предполагает:
-подготовку всех звеньев руководства производством к работе в условиях военного времени;
-создание (оборудование) пунктов управления в городе и в загородной зоне, обеспечение их средствами связи и автономными источниками электроснабжения;
-широкое использование
в системе управления
-обеспечение необходимой технической документацией;
-создание дублирующих пунктов управления, внедрение надежной системы получения и передачи необходимой информации, ее быстрой обработки и анализа, изготовление в необходимых случаях дубликатов документов, обеспечивая их надежное хранение, широкое использование микрофильмирование технической документации;
-подготовка постоянно действующих групп исследований по повышению устойчивости в каждой работающей смене;
-установку и поддержание
в готовности средств
-обеспечение пунктов
управления связью от
Мероприятия по светомаскировке.
Планы светомаскировки
объектов народного хозяйства
Планы разрабатываются на тех объектах, которые продолжают работу в военное время, и на которых сохраняется, хотя бы, частично производственная деятельность в темное время суток.
Все объекты, не работающие в темное время суток, или отключение которых не вызывают аварийных последствий, подлежат централизованному отключению, и инженерно-технические мероприятия по светомаскировке на этих объектах не осуществляются.
При разработке планов предусматриваются мероприятия для двух режимов: частичного затемнения и полного затемнения.
а). Режим частичного затемнения.
После его введения является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства в темное время суток, кроме времени действия режима полного затемнения; он не должен нарушать производственную деятельность объектов и транспорта, а также жизнедеятельность населенных пунктов и должен обеспечивать возможность введения в населенных пунктах и на объектах режима полного затемнения.
б). Режим полного затемнения.
Вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться в течение не больше 16 часов, а переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться в течение не более 30х минут, обеспечивая полную светомаскировку населенных пунктов, объектов и транспорта. В отдельных случаях при светомаскировке наружных производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла) допускается при необходимости увеличения продолжительности перехода на режим полного затемнения, но не более 10 минут.
В режиме полного затемнения должно предусматриваться:
-отключение всех средств
уличного освещения, средств
-осуществление светомаскировки транспорта, производственных, сигнальных и осветительных огней.
На объектах экономики, в организациях и учреждениях, где по условиям их деятельности невозможно отключение средств внутреннего освещения, светомаскировка в режиме полного затемнения должна осуществляться путем зашторивания (укрытия) всех световых проемов зданий и сооружений светонепроницаемыми материалами или применением светотехнических устройств.
Режим полного затемнения вводится путем централизованного всех средств уличного и внутриквартального освещения, наружного и внутреннего освещения зданий и сооружений (кроме светильников, работающих в режиме маскировки, установленных на путях движения людей к защитным сооружениям, средств регулирования дорожного движения), а также путем маскировки производственных, сигнальных и осветительных огней.
Городской транспорт
по сигналу «Воздушная тревога» останавливается,
его осветительные и сигнальные
огни выключаются. Автомобили и мотоциклы,
предназначенные для
Во всех населенных пунктах должны быть определены отключаемые и неотключаемые объекты и в соответствии с этим разработана и создана система централизованного отключения их от электроснабжения по распоряжениям (сигналам) органов ГО, при этом диспетчерские пунктов для проведения централизованного отключения электроснабжения в населенных пунктах должно быть минимально возможное количество.
Определение порядка и сроков, сил и средств для выполнения светомаскировочных мероприятий, создание запасов и организация хранения материалов и устройств для маскировки световых проемов производится, исходя из конкретных условий объекта и это включается в планы светомаскировки объекта.
Подготовка к восстановлению нарушенного производства.
Заблаговременная подготовка к восстановлению нарушенного производства предусматривает комплекс мероприятий, проводимых в том случае, когда восстановление объекта или отдельных его элементов признано целесообразным, в первую очередь – своими силами и средствами.
При этом следует прорабатывать возможность восстановления нарушенного производства при различных степенях разрушений.
Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства включает:
-разработку технической, технологической и другой документации;
-создание запасов
материальных средств для
-проведение необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по выполнению понесенных потерь в рабочей силе и организации производственного обучения;
-определение вероятной
очередности работ по
Факторы, влияющие на устойчивость работы объекта экономики.
Современный типовой комплекс промышленного предприятия составляют здания и сооружения, в которых размещаются производственные цеха, станочное и технологическое оборудование, сооружения энергетического хозяйства, системы энергоснабжения; инженерные и тепловые коммуникации; отдельно стоящие технологические установки; сеть внутреннего транспорта, системы связи и управления; складское хозяйство; различные здания и сооружения административного, бытового и хозяйственного назначения.
Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет свою специфику. Однако объекты имеют и много общего:
-производственный процесс
осуществляется, как правило, внутри
зданий и сооружений, сами здания,
в большинстве случаев,
-регион размещения;
-район расположения объекта;
-внутренняя планировка
и застройка территории
-системы энергоснабжения;
-технологический процесс;
-производственные связи объекта;
-системы управления и др..
Прокомментировать каждый в отдельности фактор.
Рассматривая факторы, влияющие на устойчивость функционирования ОЭ, можно разбить их на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
Прежде всего, регион размещения. Здесь следует учитывать наиболее вероятные и опасные стихийные бедствия. Например, землетрясения, наводнения, оползни и другие.
Необходимо помнить и о метеоро
К внешним факторам относятся и районы расположения объектов экономики (организаций).
Анализ устойчивости, как правило, начинается с изучения района расположения объекта. Район изучается по карте, ситуационному и генеральному планам и по данным штаба гражданской обороны города. Исследуются территория района, его структура, плотность и тип застройки, соседние объекты и возможность возникновения на них вторичных факторов поражения (гидроузлы, разрушение которых может вызвать затопление нижележащей местности; предприятия химической промышленности, склады ядовитых веществ, чьи продукты при повреждении тары могут создать зоны опасного заражения; базы горючих материалов, взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей, склады лесоматериалов и др., могущие служить источниками дополнительного разрушения, взрывов или возникновения крупных пожаров). Для предприятий, расположенных по берегам рек, ниже плотин, необходимо изучить возможность катастрофического затопления, установить максимальные уровни затопления и время прихода волны прорыва. Для предприятий, находящихся на берегах крупных водохранилищ и озер, необходимо учитывать разрушающее действие гравитационных волн, могущих возникнуть в результате ядерного взрыва.