Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
После нападения противника основной задачей начальника ГО района(объекта) является организация АСДНР в очаге поражения.
Начальник ГО района (объекта) получив задачу на проведение АСДНР, должен уяснить ее, лично оценить обстановку, принять решение на ведение работ, поставить задачи подчиненным силам, организовать взаимодействие, обеспечение и управление, контроль выполнения поставленных задач.
Для более оперативного руководства АСДНР начальник ГО с оперативной группой выдвигается к очагу поражения, где развертывает работу пункта управления по организации спасательных работ и управлению силами и средствами.
Вспомогательные пункты управления развертываются на маршрутах движения или на отдельных участках спасательных работ, когда руководство с основного пункта управления начальника ГО района затруднено или невозможно. Состав вспомогательного пункта управления определяется исходя из объема возложенных на него задач и предполагаемого времени действия. Для связи с формированиями объектов на вспомогательные пункты управления выделяются представители объектов со средствами связи.
Таким образом, постоянное руководство со стороны начальников ГО района (объекта), органа управления ГОЧС и служб подчиненными им силами и средствами является важным условием своевременного и успешного выполнения поставленных задач.
Начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС объекта является основным организатором работы на объекте по вопросам ГО и ЧС. Он подчиняется начальнику ГО - председателю КЧС объекта и является его заместителем, а также заместителем председателя КЧС, если его обязанности исполняет другое должностное лицо. Он имеет право от имени начальника ГО - председателя КЧС объекта отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГО и ЧС. Ему подчиняется личный состав штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС.
Начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС отвечает за разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и плана ГО; обеспечение готовности формирований ГО к действиям по предназначению; организацию согласованной работы КЧС, штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, служб ГО, эвакуационной комиссии объекта по выполнению мероприятий в установленные сроки
Он обязан: (выписка из должностных обязанностей)
В режиме повседневной деятельности:
- осуществлять повседневное
руководство деятельностью
- руководить созданием специальных формирований постоянной готовности (на потенциально опасных объектах) и формирований ГО, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и имуществом ГО.
- поддерживать в готовности силы и средства, а также системы управления, связи и оповещения объекта к действиям в условиях ЧС природного и техногенного характера и ведению гражданской обороны;
- организовывать своевременную подготовку и переподготовку руководящего, командно-начальствующего состава, личного состава формирований, рабочих и служащих, не входящих в формирования, в ходе плановых занятий, учений и тренировок;
- контролировать накопление СИЗ, приборов РХР и ДК, их хранение и содержание в исправном состоянии;
- участвовать в создании и поддержании в готовности к применению локальной системы оповещения потенциально опасного объекта;
- организовывать и поддерживать взаимодействие с органами управления ГОЧС соседних, в первую очередь потенциально опасных, объектов и органами военного командования;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт работы органов управления ГОЧС и формирований объекта и др..
В режиме повышенной готовности:
- с получением информации (распоряжения, сигнала) об угрозе или возникновении ЧС по указанию начальника ГО - председателя КЧС, а в его отсутствие -самостоятельно организовать приведение в готовность КЧС, штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, служб ГО, системы связи и оповещения;
- представить начальнику ГО проекты необходимых приказов и распоряжений;
- уточнить план взаимодействия с органами управления, силами постоянной готовности и службами ГО;
- принять непосредственное участие в работе КЧС, уточнить состав оперативных групп, обобщить выводы специалистов о сложившейся обстановке на объекте и прилегающей к нему территории и подготовить предложения начальнику ГО - председателю КЧС для принятия им решений;
- организовать подготовку защитных сооружений к укрытию персонала и подготовку СИЗ к выдаче;
- готовить данные о сложившейся обстановке на объекте и прилегающей к нему территории для доклада вышестоящим органам управления, информирования структурных подразделений объекта, взаимодействующих и соседей;
- уточнять маршруты и порядок эвакуации при возникновении ЧС, угрожающей жизни и здоровью персонала объекта;
- участвовать в проведении мероприятий по защите персонала объекта и повышению устойчивости его функционирования.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- осуществлять контроль выполнения мероприятий режима повышенной готовности, если они не проводились ранее;
- организовать оповещение состава КЧС, штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, начальников служб ГО, формирований, рабочих и служащих объекта, а при необходимости и населения проживающего вблизи объекта;
- участвовать в приведении в готовность органов управления и сил объекта, организации связи, комплектовании ОГ для выдвижения в зону ЧС;
- организовать разведку и связь в зоне ЧС, провести анализ и оценку обстановки, доложить председателю КЧС (НГО) выводы из оценки обстановки и свои предложения для принятия им решения по организации защиты персонала объекта и проведения АСДНР;
- участвовать в управлении силами и средствами при проведении АСДНР, организации всестороннего обеспечения действий сил объекта и их взаимодействия с другими силами, привлеченными к совместной ликвидации последствий ЧС, соблюдении мер безопасности;
- готовить председателю КЧС (НТО) данные для доклада вышестоящим органам управления по ГОЧС об обстановке и проводимых мероприятиях;
- совместно со специалистами и службами ГО давать оценку масштаба происшествия, размеров ущерба и последствий ЧС;
- руководить изучением, обобщением и распространением передового опыта действий сил объекта.
При планомерном переводе ГО с мирного на военное положение.
При проведении первоочередных мероприятий I группы:
- осуществить сбор руководящего состава для доведения обстановки и постановки задач;
- составить график круглосуточного дежурства руководящего состава и утвердить его у начальника ГО, осуществить проверку организации круглосуточного дежурства в рабочее и нерабочее время;
- руководить мероприятиями по проверке готовности к работе системы управления, связи и оповещения объекта: принятию закрепленных каналов связи, установке, дополнительных электросирен и громкоговорителей; контролировать закладку на ПУ продовольствия и медикаментов; уточнять мероприятия плана ГО в соответствии со складывающейся обстановкой;
- контролировать мероприятия по приведению в готовность защитных сооружений на территории объекта;
- принять меры по ускорению ввода в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по плану текущего года;
уточнить расчеты по защите и порядок занятия защитных сооружений; организовать контроль вывоза со склада мобрезерва на объект СИЗ, приборов РХР и ДК, ИПП (выдачу проводить распорядительным порядком), подготовить хранящиеся на объекте СИЗ и приборы РХР к выдаче;
- уточнить укомплектованность формирований личным составом, обеспеченность техникой и имуществом, план приведения их в готовность;
- организовать уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время;
- контролировать выполнение мероприятий по снижению запаса СДЯВ до минимальных размеров (только для объектов, производящих или использующих в производстве АХОВ);
- координировать проведение подготовительных мероприятий к введению режима светомаскировки, усилению охраны общественного порядка и противопожарной защиты
При введении первоочередных мероприятий II группы:
- по указанию начальника ГО организовать режим круглосуточной работы руководящего состава;
- контролировать привидение в полную готовность к работе системы управления, связи и оповещения;
- организовать приведение в готовность (без прекращения работы) формирований повышенной готовности;
- руководить мероприятиями по приведению в готовность для укрытия персонала и приписанного населения имеющихся защитных сооружений, организацией круглосуточного дежурства звеньев по обслуживанию убежища;
- контролировать закладку в убежище запасов продовольствия и медикаментов;
- организовать контроль выдачи средств индивидуальной защиты из запаса объекта формированиям, рабочим и служащим;
- руководить вывозом в загородную зону необходимых для служебной деятельности документов, запасов медицинского имущества;
- принять участие в проведении неотложных мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время;
- знать уточненный порядок проведения эвакомероприятий;
- организовать проверку состояния систем отопления, водоснабжения, канализации, отключающих устройств, аварийных запасов воды.
С получением распоряжения на перевод ГО в общую готовность:
- организовать приведение в готовность (без прекращения деятельности) формирований, не приведенных в готовность при введении мероприятий II группы;
- организовать вывод (вывоз) из города формирований ГО повышенной готовности для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей и подготовки этих формирований для поведения АСДНР в очаге поражения;
- контролировать: плановое ускоренное строительство недостающих убежищ с упрощенным оборудованием; перевод на круглосуточное дежурство постов РХН; организацию изготовления простейших СИЗ; проведение противопожарных мероприятий и снижение запасов АХОВ;
- участвовать в подготовке к эвакуации в загородную зону (без прекращения работы) учреждения (только для НШ ГОЧС медицинского объекта);
- контролировать проведение мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, проведение мероприятий по обеспечению светомаскировки;
- принять участие в организации и проведении частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения;
- уточнить с территориальным органом управления по делам ГОЧС, какие формирования объекта включены в территориальные силы ГО и обеспечить их прибытие в район сосредоточения;
- если это предусмотрено планом, контролировать организацию вывоза запасов медицинского имущества, продовольствия, промышленных товаров, ГСМ и уникальных ценностей.
При проведении эвакуации и рассредоточения:
Контролировать работу эвакокомиссии по:
- обеспечению своевременной явки рабочих, служащих и членов их семей на СЭП;
- обеспечению посадки и отправки эвакуируемых в загородную зону;
- организации встречи эвакуируемых на станции разгрузки (местах встречи колонн);
- организации перевозки (отправки) эвакуируемых в места размещения;
- размещению эвакуируемых в загородной зоне и организации вопросов продолжения производственной деятельности (для объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время).
Представлять донесения в территориальный орган управления по делам ГОЧС о ходе эвакуации и рассредоточения в загородную зону.
При применении
противником современных
- организовать своевременное оповещение руководящего, командно - начальствующего состава, формирований, рабочих и служащих объекта об опасности поражения и видах заражения;
- контролировать организацию и проведение укрытия персонала объекта в защитных сооружениях;
- организовать разведку и дозиметрический контроль на территории объекта, сбор и обобщение данных обстановки для доклада начальнику ГО;
- доложить о сложившейся обстановке в территориальный орган управления по делам ГОЧС;
- организовать работу штаба по управлению силами в ходе проведения АСДНР в очаге поражения;
- разработать предложения начальнику ГО по порядку ведения АСДНР;
- организовать все виды обеспечения действий сил ГО объекта и их взаимодействие с другими силами при совместных действиях;