Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа

Описание работы

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.

Содержание работы

Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98

Файлы: 1 файл

ВКР 2011 Алешиков.docx

— 3.25 Мб (Скачать файл)

Так же в этом Законе в числе  обязанностей работников опасного производственного  объекта есть обязанность «.. проходить  подготовку и аттестацию в области  промышленной безопасности».

В приказе МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» изложены требования к потенциально опасным объектам на всех стадиях их функционирования, в том числе на стадии эксплуатации. Среди всех требований, предъявляемых на данном этапе функционирования объекта, есть требование по подготовке персонала к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Помимо вышеприведенных  законодательных и нормативных  правовых документов требования по подготовке персонала химически опасного объекта, как опасного производственного  объекта, в прямой постановке и косвенно закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 г № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлении Правительства Российской Федерации от 26. 01. 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», приказах МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», от 04.04.1996 г № 222 «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Следует также учитывать, что в соответствии с приказом МЧС России от 03.03.2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» одним из вопросов проверки и оценки объектового звена РСЧС является подготовленность органов управления, аварийно-спасательных формирований (штатных и нештатных) и всего персонала объекта к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на своем уровне.

В «Организационно-методических указаниях по подготовке населения  Российской Федерации в области  гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 - 2013 годы» МЧС России руководителям организаций в целях совершенствования организации и осуществления обучения персонала объектов в области безопасности жизнедеятельности предложено:

- проанализировать вопросы  организации и осуществления  обучения работников организаций  в области безопасности жизнедеятельности,  в том числе и личного состава  аварийно-спасательных формирований, определить задачи и мероприятия  по их совершенствованию; 

- внести в программы  обучения работающего населения и нештатных аварийно-спасательных формирований необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач;

- основное внимание при  обучении работников организаций  и личного состава формирований  направить на повышение уровня  практических навыков по выполнению  задач согласно предназначению, а также при действиях в  чрезвычайных ситуациях и пожарах; 

- в ходе учений и  тренировок отрабатывать приемы  и способы действий в чрезвычайных  ситуациях и при угрозе террористических  акций;

- принять необходимые  меры по оснащению и поддержанию  в рабочем состоянии имеющейся  учебно-материальной базы, а также  по ее эффективному использованию  и совершенствованию.

Требования по подготовке персонала опасных производственных объектов изложены также в ряде государственных  и отраслевых (ведомственных) стандартах, нормах и правилах. В них, помимо требований технического и технологического характера содержатся также требования к уровню подготовки персонала опасных  производственных объектов, одним из которых является его готовность к действиям по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении требований законодательных и нормативных  правовых документов по подготовке персонала  опасных производственных объектов необходимо отметить особенность, отличающую содержание данной подготовки от направленности подготовки работающего населения, изложенной в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547.

В последних документах подготовка работающего населения носит  общий характер и направлена на изучение способов защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации природного и  техногенного характера. В законодательных  и нормативных правовых документах применительно к опасным производственным объектам основное содержание требований по подготовке персонала является их подготовка к действиям по предупреждению, локализации и ликвидации возможных  техногенных чрезвычайных ситуации.

 

 

Выводы по первому разделу:

- в Российской Федерации  создана и функционирует единая  система подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных  ситуаций и в области гражданской  обороны, которая охватывает все  группы населения. Система подготовки  носит непрерывный, комплексный  и целенаправленный характер;

- с особой полнотой  и ответственностью должна осуществляться  подготовка персонала опасного  производственного объекта, в  т.ч. и химически опасного объекта,  а её основным содержанием  должна составлять его подготовка  к действиям по предупреждению  и ликвидации химической аварии.

 

2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии

2.1 Общие  положения по созданию и подготовке  нештатных аварийно-спасательных  формирований организаций

В целях придания подготовке населения целенаправленный характер «Положением о подготовке населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.09.2003 г. № 547, все население в зависимости от его места в общественной жизни и производственной сфере, возраста распределено на группы.

Практика подготовки персонала  организаций, относящегося в соответствии с Положением к группе работающего  населения, показала, что исходя из задач обучения и форм подготовки, а также задач, решаемых при ликвидации ЧС возможно уточнение состава данной группы.

В наибольшей степени это  относится к организациям, эксплуатирующим  потенциально опасные (опасные производственные) объекты, где подготовка персонала  имеет свою ярко выраженную целевую  установку.

В данных организациях подготовка персонала носит не общий характер, т.е. изучение правил поведения, основных способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, как это  изложено в Положении, а намного  шире и конкретнее.

В этом случае подготовка всех категорий персонала подчинена  одной цели - обучить персонал действиям  по предупреждению и ликвидации возможной  конкретной техногенной чрезвычайной ситуации.

В соответствии с данным подходом в организациях, эксплуатирующих  потенциально опасные (опасные производственные) объекты, основной группой подготовки является личный состав аварийно-спасательного  формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

- на постоянной штатной  основе - профессиональные аварийно-спасательные формирования;

- на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с Федеральным  законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные формирования создаются:

- профессиональные аварийно-спасательные формирования в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Данные положения также  определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Таким образом, в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны быть созданы штатные (профессиональные) или нештатные аварийно-спасательные формирования.

Именно данные формирования составляют основу сил системы РСЧС организации. Они специально подготовлены и предназначены для ликвидации производственных техногенных аварий и катастроф и последствий  стихийных бедствий.

В каждом конкретном случае создание организациями штатного или  нештатного аварийно-спасательного формирования определяет территориальный орган управления МЧС России - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации исходя из потенциальной опасности организации.

Применительно к Калининградской  области в организациях, эксплуатирующих опасные химические объекты, созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.

Всего в Калининградской  области в 96 организациях, эксплуатирующих  опасные производственные объекты (из них 29 химически опасные объекты) создано 40 нештатных аварийно-спасательных формирований. В остальных организациях, не имеющих собственных нештатных аварийно-спасательных формирований, заключены договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

Формирования организаций  предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются  их руководителям. По решению органов  исполнительной власти Калининградской  области и органов местного самоуправления формирования организаций могут  привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в  установленном порядке.

2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций

Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций определяется рядом обстоятельств.

Прежде всего, не смотря на то, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников, они являются аварийно-спасательными формированиями, предназначенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следовательно, к ним на этапах подготовки и служебной деятельности предъявляются все требования, изложенные в Федеральном законе от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и других нормативных правовых актах. Поэтому нештатные аварийно-спасательные формирования организаций являются самостоятельной группой подготовки персонала и их подготовка должна проходить по отдельным программам.

Во-вторых, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями для ликвидации тех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на ее объектах. Так, в организациях, имеющих химически опасные объекты это газоспасательные формирования, в организациях, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами формирования по ликвидации их аварийного разлива и тушения и т.д. Следовательно, подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций должна помимо общего характера носить ярко выраженную целевую направленность исходя из их предназначения.

В общем виде с системой подготовки нештатного аварийно-спасательного  формирования можно ознакомиться в  Приложении Б.

Применительно к МУП КХ «Водоканал» аварийно-спасательным формированием является нештатное газоспасательное формирование. В общем плане оно состоит из:

- нештатных газоспасательных  формирований опасных производственных  объектов предприятия. Данные  формирования созданы на водопроводных  станциях ЮВС-1, ЮВС-2, ЦВС и ВНС  «Московская», использующих для  обеззараживания воды жидкий  хлор и на складе хлора «Рыбное», где осуществляется хранение  хлора.

Основу формирования составляют рабочие и служащие данных структурных  подразделений организации. Для  обеспечения действий нештатного аварийно-спасательного формирования также привлекается персонал отдела материально-технического обеспечения предприятия и автогаража.

Информация о работе Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида