Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
Так же в этом Законе в числе обязанностей работников опасного производственного объекта есть обязанность «.. проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности».
В приказе МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» изложены требования к потенциально опасным объектам на всех стадиях их функционирования, в том числе на стадии эксплуатации. Среди всех требований, предъявляемых на данном этапе функционирования объекта, есть требование по подготовке персонала к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Помимо вышеприведенных законодательных и нормативных правовых документов требования по подготовке персонала химически опасного объекта, как опасного производственного объекта, в прямой постановке и косвенно закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 г № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлении Правительства Российской Федерации от 26. 01. 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», приказах МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», от 04.04.1996 г № 222 «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».
Следует также учитывать, что в соответствии с приказом МЧС России от 03.03.2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» одним из вопросов проверки и оценки объектового звена РСЧС является подготовленность органов управления, аварийно-спасательных формирований (штатных и нештатных) и всего персонала объекта к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на своем уровне.
В «Организационно-методических указаниях по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 - 2013 годы» МЧС России руководителям организаций в целях совершенствования организации и осуществления обучения персонала объектов в области безопасности жизнедеятельности предложено:
- проанализировать вопросы
организации и осуществления
обучения работников
- внести в программы обучения работающего населения и нештатных аварийно-спасательных формирований необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач;
- основное внимание при
обучении работников
- в ходе учений и
тренировок отрабатывать
- принять необходимые
меры по оснащению и
Требования по подготовке
персонала опасных
При рассмотрении требований законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала опасных производственных объектов необходимо отметить особенность, отличающую содержание данной подготовки от направленности подготовки работающего населения, изложенной в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547.
В последних документах подготовка
работающего населения носит
общий характер и направлена на изучение
способов защиты от поражающих факторов
чрезвычайной ситуации природного и
техногенного характера. В законодательных
и нормативных правовых документах
применительно к опасным
Выводы по первому разделу:
- в Российской Федерации
создана и функционирует
- с особой полнотой
и ответственностью должна
В целях придания подготовке населения целенаправленный характер «Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547, все население в зависимости от его места в общественной жизни и производственной сфере, возраста распределено на группы.
Практика подготовки персонала организаций, относящегося в соответствии с Положением к группе работающего населения, показала, что исходя из задач обучения и форм подготовки, а также задач, решаемых при ликвидации ЧС возможно уточнение состава данной группы.
В наибольшей степени это относится к организациям, эксплуатирующим потенциально опасные (опасные производственные) объекты, где подготовка персонала имеет свою ярко выраженную целевую установку.
В данных организациях подготовка персонала носит не общий характер, т.е. изучение правил поведения, основных способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, как это изложено в Положении, а намного шире и конкретнее.
В этом случае подготовка всех категорий персонала подчинена одной цели - обучить персонал действиям по предупреждению и ликвидации возможной конкретной техногенной чрезвычайной ситуации.
В соответствии с данным подходом в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные (опасные производственные) объекты, основной группой подготовки является личный состав аварийно-спасательного формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
- на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные формирования;
- на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные формирования создаются:
- профессиональные аварийно-
- нештатные аварийно-
Данные положения также определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Таким образом, в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны быть созданы штатные (профессиональные) или нештатные аварийно-спасательные формирования.
Именно данные формирования составляют основу сил системы РСЧС организации. Они специально подготовлены и предназначены для ликвидации производственных техногенных аварий и катастроф и последствий стихийных бедствий.
В каждом конкретном случае создание организациями штатного или нештатного аварийно-спасательного формирования определяет территориальный орган управления МЧС России - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации исходя из потенциальной опасности организации.
Применительно к Калининградской области в организациях, эксплуатирующих опасные химические объекты, созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
Всего в Калининградской области в 96 организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты (из них 29 химически опасные объекты) создано 40 нештатных аварийно-спасательных формирований. В остальных организациях, не имеющих собственных нештатных аварийно-спасательных формирований, заключены договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Формирования организаций
предназначаются для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных
работ в тех организациях, на базе
которых они созданы, и подчиняются
их руководителям. По решению органов
исполнительной власти Калининградской
области и органов местного самоуправления
формирования организаций могут
привлекаться для ведения аварийно-
Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, не смотря на то, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников, они являются аварийно-спасательными формированиями, предназначенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следовательно, к ним на этапах подготовки и служебной деятельности предъявляются все требования, изложенные в Федеральном законе от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и других нормативных правовых актах. Поэтому нештатные аварийно-спасательные формирования организаций являются самостоятельной группой подготовки персонала и их подготовка должна проходить по отдельным программам.
Во-вторых, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями для ликвидации тех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на ее объектах. Так, в организациях, имеющих химически опасные объекты это газоспасательные формирования, в организациях, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами формирования по ликвидации их аварийного разлива и тушения и т.д. Следовательно, подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций должна помимо общего характера носить ярко выраженную целевую направленность исходя из их предназначения.
В общем виде с системой подготовки нештатного аварийно-спасательного формирования можно ознакомиться в Приложении Б.
Применительно к МУП КХ «Водоканал» аварийно-спасательным формированием является нештатное газоспасательное формирование. В общем плане оно состоит из:
- нештатных газоспасательных
формирований опасных
Основу формирования составляют рабочие и служащие данных структурных подразделений организации. Для обеспечения действий нештатного аварийно-спасательного формирования также привлекается персонал отдела материально-технического обеспечения предприятия и автогаража.