Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
В Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложены основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одними из основных которых являются (ст.4):
- обеспечение готовности
к действиям органов
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Данный закон установил
обязанность органов
- осуществлять подготовку
и содержание в готовности
необходимых сил и средств
для защиты населения и
- обучать население способам защиты и действиям в этих условиях;
- обеспечивать создание,
подготовку и поддержание в
готовности к применению сил
и средств предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
- осуществлять обучение
работников организаций
В законе также изложены обязанности граждан, в соответствии с которыми они обязаны изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, а также постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Применительно к
Калининградской области
В Законе одной из основных задач данной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является:
- обеспечение готовности
к действиям органов
В Законе также определены
полномочия органа исполнительной власти
области и органов местного самоуправления,
которые должны осуществлять подготовку
и содержание в готовности необходимых
сил и средств для защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
и обязанности организаций и
обязаны обеспечивать создание, подготовку
и поддержание в готовности к
применению сил и средств по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
обучать работников организаций
способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных
В Законе подтверждены также
обязанности жителей
В постановлении Правительства Калининградской области от 15.09.2006 г. № 668 одним из основных мероприятий, проводимых органами управления и силами территориальной подсистемы РСЧС в режиме повседневной деятельности, является подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, подготовка населения,
в том числе и жителей
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях придания подготовке целенаправленного характера население Российской Федерации распределено по соответствующим группам. Такой подход наиболее оправдан. Он позволяет дифференцировано осуществлять подготовку каждой группы населения в зависимости от их места, роли и решаемых задач в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей военного времени.
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
- лица, занятые в сфере производства
и обслуживания, не включенные
в состав органов управления
единой государственной
- лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население);
- лица, обучающиеся в
- руководители органов
- работники федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти
- председатели комиссий по
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
- обучение населения правилам
поведения, основным способам
защиты и действиям в
- выработка у руководителей
органов государственной
- совершенствование
- практическое усвоение
Для каждой группы населения в целях достижения основных задач их подготовки Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные формы обучения.
Применительно к персоналу организаций ими являются:
- для рабочих и служащих - проведение
занятий по месту работы и
самостоятельное изучение
- для председателей комиссий
по чрезвычайным ситуациям,
В общем виде система подготовки населения и формы обучения представлены в Приложении А.
В современных условиях в целях последовательного повышения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности поставлена задача совершенствования системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная задача является одной из основных Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01 2006 г. № 1.
Таким образом, созданная в Российской Федерации система подготовки охватывает все группы населения, определены основные задачи и формы их подготовки.
Предприятия, котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют аварийно химически опасные вещества (АХОВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды относятся к химически опасным объектам (ХОО). В свою очередь они также являются и опасными производственными объектами.
Поскольку данные предприятия представляют реальную угрозу для окружающей среды и населения из-за возможности возникновения химической аварии, к ним предъявляется ряд требований.
Данные требования к химически
опасным объектам изложены в ряде
законодательных и нормативных
правовых документах. Основу требований
составляет наличие на данных объектах
эффективной системы
В тоже время, как показывает практика, успешное функционирование звена РСЧС объекта и его готовность решать задачи по предназначению напрямую зависит от уровня подготовленности персонала. С особой актуальностью это положение следует отнести к химически опасным объектам.
Необходимость наличия на химически опасном объекте персонала, подготовленного к действиям по предупреждению и ликвидации химической аварии, обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, аварии с такими АХОВ как хлор, аммиак и ряда других аналогичных химических веществ характеризуются мгновенным их выбросом в атмосферу в опасных концентрациях, а поражающим фактором выступает первичное облако, распространяющееся по ветру за пределы объекта. Поэтому уже на первоначальном этапе должны быть приняты эффективные меры по локализации и нейтрализации выброса. Эту задачу может уверенно решать персонал организации при условии его подготовленности и обученности.
Во-вторых, ряд городов, в т.ч. и город Калининград, располагает крайне ограниченными силами газоспасательных формирований. В этих условиях задача по ликвидации химической аварии всецело ложится на персонал объекта.
Следует также учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», организация обязана ликвидировать чрезвычайную ситуацию на своем объектовом уровне. Это также подтверждает необходимость наличия на потенциально опасном объекте персонала, способного решать данную задачу. На химически опасном объекте этим персоналом является нештатное газоспасательное формирование.
Основные требования по подготовке персонала потенциально опасных объектов изложены в ряде законодательных и нормативных правовых документах.
В Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в числе обязанностей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, изложена обязанность «.. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности» и «.. обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».