Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93
Кроме всего вышеперечисленного,
к закрытой информации целесообразно
отнести такие сведения, как номера
домашних телефонов, адреса руководителей
и сотрудников фирмы, информация
о различных конфликтных
Регламентированный перечень
сведений, относимых к коммерческой
тайне предприятия, следует регулярно
пересматривать в зависимости от
изменения направлений и
Учет лиц, получивших доступ
к информации, составляющей коммерческую
тайну, и (или) лиц, которым такая
информация была предоставлена или
передана, еще одно мероприятие, необходимое
для обеспечения
Повышенную угрозу экономической
безопасности компании потенциально представляют
прежде всего три категории
Включение в трудовые и
гражданско-правовые договоры, заключаемые
обладателем конфиденциальной информации,
положений, регулирующих условия об
обеспечении
Например, в некоторых
зарубежных странах существует практика
заключения с работником соглашения,
по которому ему после увольнения
в течение определенного срока
(по истечении которого, как предполагается,
конфиденциальная информация потеряет
свою потенциальную ценность) запрещено
поступать на работу в конкурирующие
компании. В течение срока действия
ограничения бывший сотрудник может
получать денежную компенсацию. Это, конечно,
в определенной степени защищает
интересы владельцев компаний, но ставит
в очень невыгодные условия
За более чем 20-летний период учеными и специалистами, исследовавшими эту предметную область, было высказано немало ценных предложений, которые нашли отражение в различных проектах Федерального закона «О коммерческой тайне». Доработка проекта, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ в апреле 1997 г., велась более семи лет. Это свидетельствует о трудностях становления отечественного правового института коммерческой тайны, регулирующего частноправовые интересы собственников и разрешение существующих проблем в теории и на практике, в том числе в сфере международных отношений, где необходим учет требований Всемирной торговой организации. Важнейшими проблемами являются формирование правового механизма регулирования и осуществления прав коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц, на информацию, содержащую коммерческую тайну, а также порядок правового обеспечения информационной безопасности названных субъектов.
Указанные проблемы мы попытаемся объединить в группы и проанализировать, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне».
Первая группа проблем
имеет общетеоретический
1. О понятии коммерческой
тайны. Определению этого
Введение термина «коммерчески значимая информация» можно объяснить следующим образом. В п. 2 ст. 3 Закона понятия «коммерческая тайна» и «секреты производства» («ноу-хау») рассматриваются как синонимичные, что вызывает некоторые возражения, поскольку ноу-хау в отличие от коммерческой тайны может охраняться как продукт интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ). Поэтому предлагается ввести понятие коммерчески значимой информации (КЗИ), объединяющее совокупность сведений, составляющих коммерческую тайну и ту часть ноу-хау (т.е. секретов производства), которая не получила правовой охраны на основании ст. 138 ГК РФ. Коммерчески значимая информация, понимаемая таким образом, играет в рыночной экономике важную роль. Ее доля в гражданском обороте значительно больше доли традиционных результатов интеллектуальной деятельности.
2. Об имущественных правах на информацию, составляющую коммерческую тайну. Закон не содержит положений, закрепляющих это право за обладателем информации, составляющей коммерческую тайну. Между тем эти вопросы возникают в случае реорганизации коммерческих организаций, о чем справедливо говорится в п. 2 ст. 12 Закона, и принятия решения о передаче правопреемнику прав на информацию, составляющую коммерческую тайну. Аналогичная ситуация может возникнуть и при ликвидации организации, когда неизвестно, кому передать такого рода информацию. Вместе с тем этот вопрос об имущественных правах на информацию решен в ныне действующем и упомянутом нами Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Считаю, что положения названного Закона о документированной информации, представляющей собой информационные ресурсы, которые являются собственностью организации и включаются в состав их имущества (ст. 2, 5, п. 2, 5 и 6 ст. 6), поскольку они не отменены в установленном законом порядке, полностью соответствуют целям анализируемого нами Закона и должны были быть включены в его текст. Предлагается отражать «имущественные права» на балансе юридического лица в составе его имущества. В Законе следует сформулировать положение о том, что денежная оценка имущественных прав на информацию, содержащую коммерческую тайну, производится ее обладателем на основании методики, утвержденной Правительством РФ. Считаю, что должен быть единый подход к оценке, чтобы избежать злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов. Постановка на баланс и включение такого рода информации в состав имущественного комплекса организации требует внесения дополнений в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в ст. 132 ГК РФ, а также в анализируемый нами Закон. Решение этого вопроса позволит фактически учитывать коммерческую ценность информации (сущность которой не раскрыта в анализируемом Законе), функционирующей на рынке сбыта товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этом качестве информация сама становится товаром, т.е. предметом купли-продажи.
3. Представляется необходимым внести в Закон некоторые дополнения.
Во-первых, ст. 1 дополнить следующими положениями: «Закон устанавливает условия и порядок реализации права на коммерческую тайну коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц»; «Действие Закона распространяется на граждан; на юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы; на органы государственной власти и органы местного самоуправления»; «Право на коммерческую тайну может быть ограничено Федеральным законом в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обеспечения обороны и безопасности государства».
Во-вторых, ст. 2 дополнить следующим положением: «В отношении сведений, составляющих коммерческую тайну и отнесенных в установленном порядке к иным видам информации с ограниченным доступом, применяются соответствующие положения федерального законодательства, регулирующего особенности их правового режима».
В-третьих, предлагается изменить название ст. 3: «Термины и их определения, используемые в настоящем Федеральном законе».
В-четвертых, ст. 3 дополнить определением ключевого понятия «конфиденциальность», используемого в Законе и важного для понимания его целей. Необходимо также уточнить понятие «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну». Оно, полагаем, может обозначать только коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя. Работник, использующий созданную им информацию, может быть обладателем только профессиональной тайны, если это предусмотрено трудовым договором. Предлагается, помимо прочего, разъяснить понятия «коммерчески значимая информация», «допуск лиц к коммерческой тайне» и ряд других, при условии внесения изменений в Закон.
Вторая группа проблем
касается реализации положений Закона
обладателями коммерчески значимой
информации. Анализ показывает, что
длительное отсутствие специального закона
в сфере регулирования
Первоочередного рассмотрения требуют следующие вопросы.
1. О закреплении права
коммерческих организаций на
информацию, содержащую коммерческую
тайну в учредительных
2. О закреплении принципов
разработки перечня информации,
составляющей коммерческую
Кроме того, сведения, включаемые в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, должны удовлетворять следующим требованиям: открытое использование подобных сведений в СМИ связано с причинением ущерба организации; сведения не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях; организация имеет возможность осуществлять адекватные меры для их защиты, руководствуясь принципами законности и экономической выгоды; указанные сведения нуждаются в защите, поскольку не представляют собой государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, не защищены авторским и патентным правом, к ним нет ограничений на отнесение их к коммерческой тайне.
Представляется важным внести дополнение в Закон о том, что методика определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну, утверждается Правительством Российской Федерации. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов единый систематизированный подход к составлению такого перечня, необходимый для учета такой информации в составе имущества организации.