Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

- письменные требования  акционеров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора общества о проведении  внеочередного общего собрания  акционеров;

- списки лиц, имеющих  право на участие в общем  собрании акционеров;

- копии сообщений о  проведении общих собраний акционеров  акционерного общества, заверенные  уполномоченным должностным лицом  этого общества, либо уведомления  о вручении акционерам заказных  писем с информацией о проведении  общего собрания акционеров акционерного  общества;

- доверенности (их копии)  на участие в общем собрании  акционеров;

- бюллетени для голосования,  содержащие результаты голосования  на общих собраниях акционеров;

- протоколы счетной комиссии  акционерного общества об итогах  голосования на общем собрании  акционеров;

- протоколы общих собраний акционеров.18

Документы в основной их массе должны быть предоставлены  обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении  исполнительного органа общества. Копии - в течение пяти дней с даты поступления  в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, и за плату, не превышающую  затраты на их изготовление.

Новеллой в рамках совершенствования  механизмов разрешения корпоративных  конфликтов является установленная  Законом (например, п. 3 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах») обязанность общества обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.

Также регламентировано исполнение обществом указанной обязанности: срок предоставления - в течение  трех дней со дня предъявления соответствующего требования акционером в помещении  исполнительного органа общества.

Статья 14.36 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. руб.

Большое внимание в последнее  время стало уделяться информационному  обеспечению деятельности органов  различных ветвей власти. Основные акты в этой сфере: ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; ФЗ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление»; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р; Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 11 марта 2008 г. N 32 «Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре»; Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. N 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы».19

Значительную роль в таком  обеспечении играют средства массовой информации (ФЗ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Закон РФ «О средствах массовой информации»).

Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти среди основных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий выделяются: реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития; формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет; организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий; обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры; централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития; увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе; совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики.20

1.2. Виды информационных  ресурсов 

Информационные ресурсы  можно классифицировать по различным  основаниям:

1) по характеру информации  и сфере ее использования - научно-технические, статистические, экономические, правовые, экологические  и т.д.

Например, в Законе о коммерческой тайне упоминаются следующие  виды информации, образующейся в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: производственная, научно-техническая, финансово-экономическая, технологическая (ст. 3);

2) по видам носителя  информации - на бумажном носителе, на кассетах, дисках, в электронном  виде и др.;

3) по организационной  форме представления информации - письменные (документы, архивы, библиотеки  и др.); автоматизированные (информационно-поисковые,  информационно-справочные системы,  базы данных и др.);

4) по форме собственности  - государственные, муниципальные,  частные. Например, Закон об информации  выделяет государственные и негосударственные  информационные ресурсы, которые,  в свою очередь, подразделяются  на информационные ресурсы физических  и юридических лиц (п. п. 1, 2, 3 ст. 6).21

В литературе иногда выделяется такая категория документированной  информации, как официальная, под  которой понимаются официально опубликованные акты государственных органов. Статус официальной информации дает право  субъектам на нее ссылаться, поскольку  предполагается ее абсолютная публичная достоверность. Понятие официальных документов раскрывается в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов»: это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер (ст. 5).22

Федеральный закон от 5 июня 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» (ст. 2) и Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. (ст. 2) «О средствах массовой информации» выделяют массовую информацию - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.23

С точки зрения информационного  обеспечения предпринимательской  деятельности наибольшее значение имеет  деление информационных ресурсов по категории доступа на общедоступные (открытые) и с ограниченным доступом.

1) Общедоступные (открытые) информационные ресурсы:

Государственные информационные ресурсы являются открытыми и  общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного  доступа (ст. 10 Закона об информации).

Закон об информации определяет виды информации, которые вообще запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие  нормативные акты, устанавливающие  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений,  а также права, свободы и  обязанности граждан, порядок  их реализации;

- документы, содержащие  информацию о чрезвычайных ситуациях,  экологическую, метеорологическую,  демографическую, санитарно-эпидемиологическую  и другую информацию, необходимую  для обеспечения безопасного  функционирования населенных пунктов,  производственных объектов, безопасности  граждан и населения в целом;

- документы, содержащие  информацию о деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, об использовании  бюджетных средств и других  государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях  населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной  тайне;

- документы, накапливаемые  в открытых фондах библиотек  и архивов, информационных системах  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,  представляющие общественный интерес  или необходимые для реализации  прав, свобод и обязанностей граждан (п. 3 ст. 10).

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям  из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере  расходы на услуги, устанавливает  Правительство РФ. Расходы на указанные  услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации.24

2) Информационные ресурсы с ограниченным доступом:

Выделение такого вида информационных ресурсов обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов  граждан и организаций, а также  обеспечения обороны страны, безопасности государства. Информационные ресурсы  с ограниченным доступом подразделяется на ресурсы, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона об информации).25

Порядок отнесения информации к ограниченному доступу определяется законом и собственниками (владельцами) такой информации.

1. Информация, отнесенная к государственной тайне.

Правовой режим этой информации определяется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области  его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок  их определения устанавливаются  в Законе о государственной тайне (ст. 5), Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. от 29 мая 2002 г.) «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» и других нормативных актах.

Вместе с тем не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию сведения:

- о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности  и здоровью граждан, и их  последствиях, а также о стихийных  бедствиях, их официальных прогнозах  и последствиях;

- состоянии экологии, здравоохранения,  санитарии, демографии, образования,  культуры, сельского хозяйства, а  также о состоянии преступности;

- привилегиях, компенсациях  и социальных гарантиях, предоставляемых  государством гражданам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям  и организациям;

- фактах нарушения прав  и свобод человека и гражданина;

- размерах золотого запаса  и государственных валютных резервах  Российской Федерации;

- состоянии здоровья высших  должностных лиц Российской Федерации;

- фактах нарушения законности  органами государственной власти  и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне).26

Доступ к сведениям, отнесенным к государственной тайне, осуществляется в особом порядке на основании  допуска к государственной тайне (ст. ст. 2, 21 Закона о государственной тайне). Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.27

2. Конфиденциальная информация.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона об информации, ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене»).

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации