Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93
- письменные требования
акционеров, ревизионной комиссии (ревизора),
аудитора общества о
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- копии сообщений о
проведении общих собраний
- доверенности (их копии) на участие в общем собрании акционеров;
- бюллетени для голосования,
содержащие результаты
- протоколы счетной комиссии
акционерного общества об
- протоколы общих собраний акционеров.18
Документы в основной их массе должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Копии - в течение пяти дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, и за плату, не превышающую затраты на их изготовление.
Новеллой в рамках совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов является установленная Законом (например, п. 3 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах») обязанность общества обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.
Также регламентировано исполнение
обществом указанной
Статья 14.36 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. руб.
Большое внимание в последнее
время стало уделяться
Значительную роль в таком обеспечении играют средства массовой информации (ФЗ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Закон РФ «О средствах массовой информации»).
Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти среди основных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий выделяются: реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития; формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет; организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий; обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры; централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития; увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе; совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики.20
Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям:
1) по характеру информации
и сфере ее использования -
научно-технические,
Например, в Законе о коммерческой
тайне упоминаются следующие
виды информации, образующейся в деятельности
юридических лиц и
2) по видам носителя информации - на бумажном носителе, на кассетах, дисках, в электронном виде и др.;
3) по организационной
форме представления информации
- письменные (документы, архивы, библиотеки
и др.); автоматизированные (информационно-поисковые,
информационно-справочные
4) по форме собственности
- государственные,
В литературе иногда выделяется
такая категория
Федеральный закон от 5 июня 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» (ст. 2) и Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. (ст. 2) «О средствах массовой информации» выделяют массовую информацию - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.23
С точки зрения информационного
обеспечения
1) Общедоступные (открытые) информационные ресурсы:
Государственные информационные
ресурсы являются открытыми и
общедоступными. Исключение составляет
документированная информация, отнесенная
законом к категории
Закон об информации определяет виды информации, которые вообще запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие
нормативные акты, устанавливающие
правовой статус органов
- документы, содержащие
информацию о чрезвычайных
- документы, содержащие
информацию о деятельности
- документы, накапливаемые
в открытых фондах библиотек
и архивов, информационных
Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.24
2) Информационные ресурсы с ограниченным доступом:
Выделение такого вида информационных ресурсов обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечения обороны страны, безопасности государства. Информационные ресурсы с ограниченным доступом подразделяется на ресурсы, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона об информации).25
Порядок отнесения информации
к ограниченному доступу
1. Информация, отнесенная к государственной тайне.
Правовой режим этой информации определяется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.).
Государственная тайна - защищаемые
государством сведения в области
его военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок их определения устанавливаются в Законе о государственной тайне (ст. 5), Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. от 29 мая 2002 г.) «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» и других нормативных актах.
Вместе с тем не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях
и катастрофах, угрожающих
- состоянии экологии, здравоохранения,
санитарии, демографии, образования,
культуры, сельского хозяйства, а
также о состоянии
- привилегиях, компенсациях
и социальных гарантиях,
- фактах нарушения прав
и свобод человека и
- размерах золотого запаса
и государственных валютных
- состоянии здоровья высших
должностных лиц Российской
- фактах нарушения законности
органами государственной
Доступ к сведениям, отнесенным
к государственной тайне, осуществляется
в особом порядке на основании
допуска к государственной
2. Конфиденциальная информация.
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона об информации, ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене»).