Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

Согласно сложившейся  судебной практике, суды не всегда относят  к коммерческой тайне информацию, которая, по мнению компании, является коммерчески ценной для осуществления  предпринимательской деятельности (даже если это действительно так). Например, клиентская база компании может  быть признана коммерческой тайной только тогда, когда внесенные в нее  клиенты не известны в соответствующей  отрасли предпринимательства и  могут быть установлены только с  применением значительных организационных  и финансовых ресурсов, кроме того, необходимым для признания условием являются большие затраты времени  на создание базы. В этом случае возможно доказать коммерческую ценность клиентской базы на основании отсутствия аналогичной информации у конкурентов.

Специфической чертой является широкое применение в частном  секторе и в ходе судебных разбирательств полиграфных проверок (с использованием детектора лжи). Это позволяет  службам безопасности коммерческих компаний эффективно бороться с экономическим  шпионажем и предотвращать значительное количество утечек конфиденциальной информации. После принятия в 1985 году закона, сильно ограничившего применение полиграфов как в частном, так и государственном  секторе, потери коммерческих компаний от экономического шпионажа выросли  практически в два раза. Это  вынудило правительство в 1988 году отменить свой запрет, и в настоящее время  количество полиграфных проверок превышает 4 миллиона в год.

Украина. В соответствии со статьей 505 Гражданского кодекса  Украины, коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в  том понимании, что она в целом  или в определенной форме и  совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, обычно имеющих дело с  видом информации, к которому она  принадлежит, в связи с этим имеет  коммерческую ценность и была предметом  адекватных существующим обстоятельствам  мер по сохранению ее секретности, примененных  лицом, законно контролирующим эту  информацию. Следует особо подчеркнуть, что в то же время Гражданский  кодекс Украины относит коммерческую тайну к объектам интеллектуальной собственности. Эта же позиция закреплена в статье 155 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины и определяет одним  из прав интеллектуальной собственности  в сфере хозяйствования коммерческую тайну. В части 1 статьи 162 ХК Украины  определены правомочия субъектов хозяйствования по отношению к коммерческой тайне. Согласно указанной статье, владелец технической, организационной или  другой коммерческой информации имеет  право на защиту от незаконного использования  такой информации третьими лицами при  условии, что эта информация имеет  коммерческую ценность, в связи с  тем, что она неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа других лиц на законных основаниях, а владелец информации применяет меры по охране ее конфиденциальности. Упомянутые выше акты регламентируют коммерческую тайну, в той или иной степени определяют ее понятие и устанавливают ее защиту. Но многие нормы этих актов имеют отсылочный характер - и отсылают они к специальному закону, которого на Украине пока не существует.42

Китай. В соответствии с  законодательством Китая понятие  коммерческой тайны определяется как  техническая и управленческая информация закрытого характера, обладающая признаком  экономической или практической ценности, и в отношении которой  приняты разумные меры по защите секретности. Юридическая защита устанавливается  в отношении промышленных ноу-хау, содержащихся в любых документах, дизайнерских проектах, схемах и чертежах. Закон запрещает совершение действий, связанных с получением коммерческой тайны путем хищения, незаконного  принуждения или другими неправомерными способами. Также закон устанавливает  запрет на разглашение и использование  информации, составляющей коммерческую тайну, полученную незаконными способами  и с нарушением условий использования  сведений, предусмотренных соглашением  между сторонами. Владелец коммерческой тайны, законные интересы которого были нарушены, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков. Если точно  определить размер убытков представляется весьма затруднительным, компенсация  рассчитывается исходя из размеров полученной правонарушителем прибыли.

Обзор современного законодательства стран системы как общего, так  и континентального права позволяет  прийти к выводу о принципиальной общности правовой охраны конфиденциальной информации экономического характера (как правило, коммерческой тайны). 

 

Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения  информации

2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ

 

Коммерческая тайна признается законодательством Российской Федерации  объектом гражданского права. Коммерческую тайну следует отличать от информации, обладающей собственным правовым режимом (информация в узком, специальном  смысле слова), а именно от открытых и свободных для доступа на законных основаниях сведений, в отношении  которых признаются неимущественные  права на поиск, получение, хранение, передачу и распространение информации (ст. 128 ГК РФ). В то же время поскольку содержательным элементом коммерческой тайны, как и ряда иных объектов гражданского права, являются сведения (знания, данные), то о коммерческой тайне можно говорить как об информации (сведениях) в широком смысле слова, то есть как о благе, не обладающем собственным правовым режимом, но определяющем особенности правовой природы объектов, в состав которых и входит эта информация (сведения).43

Следовательно, при характеристике коммерческой тайны следует выделять две группы признаков, присущих данному  объекту: специальные признаки, получившие закрепление в ст. 139 ГК РФ (неизвестность, коммерческая ценность и отсутствие на законном основании свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну), и общие признаки, присущие любой информации (сведениям) в широком смысле этого слова.

К числу признаков информации следует отнести следующие: а) нематериальная (идеальная) природа информации, раскрывающаяся, в частности, через такие ее свойства, как содержательность, качественная и количественная определенность, особый характер ценности; б) отделимость информации от лица, являющегося создателем или носителем информации; в) доступность информации через ее представление в объективной форме. Рассмотрим более подробно каждый из указанных признаков применительно к информации, составляющей коммерческую тайну.44

Нематериальная (идеальная) природа любой информации заключается  в том, что информация является благом, для которого не свойственны физические или химические характеристики. Она  обладает пространственной обособленностью, которая характерна для вещей  как объектов гражданских прав. Информации присущи свойства непотребляемости, фактической неотчуждаемости, подверженности моральному, но не физическому старению, способности находиться в одновременном обладании нескольких лиц. Указанные естественные свойства информации (сведений) обусловливают невозможность применения к отношениям, возникающим по поводу коммерческой тайны, а равным образом и по поводу информации как объекта гражданского права, норм о праве собственности. Поэтому необоснованна позиция как ученых, считающих, что информация является «гибридным» объектом, сочетающим в себе свойства и признаки объектов вещных прав, так и тех, кто рассматривает информацию в качестве особого, бестелесного объекта права собственности.

В структуре любой информации можно выделить два элемента: содержание и форму выражения (представления). Оба эти элемента тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены, однако применительно  к коммерческой тайне юридически охраняемым элементом является содержание информации, причем свойство содержательности информации имеет для коммерческой тайны принципиальное значение. Форма  объективного выражения сведений, составляющих коммерческую тайну, не имеет юридического значения, вместе с тем общие требования к форме выражения информации, раскрывающиеся в признаке доступности информации, применимы и к коммерческой тайне.

Свойство содержательности информации заключается в том, что  информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, то есть является обозначением содержания, полученного  из внешнего мира.45

По своему характеру содержательный элемент структуры информации является сложным и многоаспектным. В зависимости  от внутренней формы содержания информации, можно выделить информацию в виде: знания (решения), опыта (навыка, умения, мастерства), идеи и сообщения о  событиях и фактах.

Знание - это проверенный  практикой результат познания действительности, ее отражение. Информации в виде знания свойственны: систематичность, объективность, истинность, непротиворечивость. Разновидностью информации в виде знания является, в частности, технология, под которой  в законодательстве понимается, как  правило, новое научно-техническое  знание (решение), которое проявляется  в виде методов, процессов и процедур для разработки, производства, обработки  или использования чего-либо.46

Опытом (навыком, умением, мастерством) является основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности. Это особые формы (разновидности) информации, связанные с ее применением. В законодательстве нашло закрепление понятие практического опыта (ст. 2 ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике», производственного, коммерческого опыта (п. 2 ст. 1027 ГК РФ), навыков и умений (п. 1 ст. 1042 ГК РФ), мастерства (ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в ред. от 23 июня 1999 г. с изм. от 23 декабря 2003 г.).

Под идеями понимают совокупность понятий и образов, выражаемых, как  правило, в форме научного или  иного произведения.

Особым видом информации являются сообщения о событиях и  фактах, которые носят информационный (осведомительный) характер. Это может  быть, например, статистическая информация, сведения, составляющие ту или иную отчетность, и другие.

Коммерческую тайну может  составлять любой вид указанных  сведений при условии, что они  отвечают специальным признакам  информации, составляющей коммерческую тайну.

Критерием разграничения  информации по содержанию может быть сфера ее применения. В законодательстве закреплено, что информация, составляющая коммерческую тайну, представляет сведения научно-технического, финансово-имущественного, торгового, организационного и иного  коммерческого характера. Действующее  законодательство позволяет определить наиболее общие признаки таких видов  информации.

В зависимости от наличия  в содержательном элементе информации творческого начала разграничивают информацию, являющуюся результатом  творческой деятельности, и информацию, составляющую результат квалифицированного труда, не связанного с творчеством. Коммерческую тайну могут составлять оба вида указанной информации.47

Нематериальная природа  информации не препятствует выделению  качественных и количественных характеристик  информации (сведений). В случае, если такие характеристики имеют положительный  характер, информация может определяться через понятие надлежащей для  определенных целей информации. К положительным качественным характеристикам информации следует отнести ее достоверность (истинность), этичность, добросовестность, достаточность, своевременность. Под достоверностью понимают степень точности данных, которая позволяет пользователю делать правильные выводы о чем-либо и принимать обоснованные решения. Применительно к отдельным видам сведений могут выделяться и иные качества. Например, в отношении научно-технической и иной информации, применяемой в практической деятельности, в науке выделяются такие требования к качеству, как надежность, экономичность, прогрессивность, технологичность и т.д.

К количественным характеристикам  информации может быть отнесено требование полноты информации, которое уточняется применительно к отдельным ситуациям  предоставления (передачи) информации. Представляется, что требованию соответствия положительным качественным и количественным характеристикам должны отвечать любые  сведения, независимо от того, признаются ли они информацией как объектом гражданского права или являются составным элементом иного объекта  права, например коммерческой тайны. Поэтому, в частности, незаконным является установление правового режима коммерческой тайны  на сведения, которые являются ложными, связаны с совершением преступлений или их последствиями.

Нематериальная (идеальная) природа информации (сведений) в  широком смысле этого слова проявляется  также в особом характере ценности информации. В науке высказана  точка зрения, что под ценностью  как особым свойством объектов гражданского права следует понимать способность  блага иметь значение, обусловленное  тем, что с объектом связан определенный юридический интерес.

Сложная природа сведений (информации), проявляющаяся в том, что в информации в той или  иной степени сочетаются имущественные  и неимущественные черты и  свойства, предопределяет потенциальную  способность любых сведений удовлетворять  разнообразные неимущественные  и связанные с ними имущественные  интересы. Поэтому по своему характеру  информация в широком смысле обладает как неимущественной, так и имущественной ценностью. Неимущественная ценность сведений заключается в их способности обеспечивать удовлетворение информационных, образовательных, культурных, научных и иных неимущественных интересов их обладателей. Под информационными интересами следует понимать законные интересы лиц в обеспечении свободы собственного мнения, своей информированности для целей принятия решений. Информационные интересы удовлетворяются в наибольшей степени в том случае, когда сведения охраняются в режиме открытых и свободных для доступа сведений, то есть в режиме информации как самостоятельного объекта гражданского права. Сведения, составляющие коммерческую тайну, также могут удовлетворять информационные интересы их обладателя или третьих лиц, однако сохранение конфиденциальности сведений дополнительно способствует обеспечению таких неимущественных интересов их обладателя, как интерес в обеспечении индивидуализации, автономии лица, творческого самовыражения, неприкосновенности его частной предпринимательской сферы. Удовлетворение указанных интересов придает коммерческой тайне свойство неимущественной коммерческой ценности.

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации