Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» выделяются следующие виды информации конфиденциального характера:
а) персональные данные.
Персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (п. 1 Указа Президента РФ N 188).28
Такие сведения, связанные с личностью гражданина, собираются и хранятся в отделах кадров различных организаций, органах социальной защиты, исполнительной власти, организациях связи, сферы услуг и т.д.
Правовой режим персональных данных определяется Конституцией РФ (ст. ст. 23, 24), Законом об информации (ст. 11), а также другими нормативными актами. Законом об информации установлено, что перечни персональных данных должны быть закреплены на уровне федерального закона, который до настоящего времени не принят.
Сбор, хранение, использование и распространение сведений о личности гражданина и различных сторонах его частной жизни допускаются лишь с согласия гражданина или на основании судебного решения (п. 1 ст. 24 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Закона об информации). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации ими прав и свобод (п. 2 ст. 11 Закона об информации);
б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
Охрана таких сведений регулируется уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.
Так, в УПК РФ закреплена норма о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, которые могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (ст. 161);
в) сведения, составляющие профессиональную тайну.
К ним относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью, т.е. доверенные представителям определенных профессий. Это так называемая врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, страховая, налоговая тайна и др.
Охрана конфиденциальности таких сведений установлена многими законами: ГК РФ (ст. ст. 946, 1123), НК РФ (ст. 102), Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (ст. 15), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 33) и др.29
Например, ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. А ст. 15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» обязывает оценщика не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки.
Особое место среди сведений, связанных с профессиональной деятельностью, занимает информация, составляющая налоговую и банковскую тайну.
Понятие налоговой тайны определено в НК РФ, в котором приводится перечень сведений, образующих ее содержание.
Налоговую тайну составляют
любые полученные налоговым органом,
органами внутренних дел, органом государственного
внебюджетного фонда и
1) разглашенных
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства
о налогах и сборах и мерах
ответственности за эти
4) предоставляемых налоговым
(таможенным) или правоохранительным
органам других государств в
соответствии с международными
договорами (соглашениями), одной из
сторон которых является
В литературе справедливо отмечается, что налоговая тайна является институтом публичного, а не частного права, и поэтому ставится вопрос об отнесении налоговой тайны к другой категории информации - служебной тайне, так как она связана с деятельностью государственных органов.
Нет единства мнений и относительно принадлежности банковской тайны к какому-либо виду конфиденциальной информации.
Банковская тайна
Законодательное понятие банковской тайны отсутствует, но оно может быть выведено из ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», которые раскрывают ее содержание.
При этом необходимо отметить, что по сравнению с ГК РФ ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предполагает более широкое понимание банковской тайны с точки зрения перечня сведений, ее составляющих, и субъектов, обязанных ее охранять. Коллизия норм указанных статей должна разрешаться в пользу Закона о банках как специального нормативного акта, регулирующего банковскую деятельность.
Исходя из этого можно полагать, что информация, составляющая банковскую тайну, - это сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, иные сведения о клиентах и корреспондентах, установленные кредитной организацией в процессе осуществления ее деятельности.
Указ Президента N 188 относит к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, также информацию, составляющую тайну связи.
К ней относятся сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Запрет на свободный доступ к сведениям, передающимся по средствам почтовой и электронной связи, устанавливается ст. 23 Конституции РФ, законодательством о связи.
Так, обязанность операторов
связи обеспечить соблюдение тайны
связи предусматривает
Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»);
г) сведения об объектах интеллектуальной собственности, т.е. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Правовой режим охраны таких сведений регулируется патентным законодательством;
д) сведения, относящиеся к служебной и коммерческой тайне.
Понятие и признаки указанной информации одинаково формулируются в ст. 139 ГК РФ применительно к информации, составляющей как служебную, так и коммерческую тайну, однако эти виды информации не следует отождествлять.
Правовой режим
Юридическая природа информации, составляющей служебную тайну, ее содержание и соотношение с другими видами информации являются дискуссионными в юридической науке.
В узком смысле институт
служебной тайны охватывает сведения,
связанные с деятельностью
В широком смысле служебную тайну понимают как любую информацию, которая стала известна лицу при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не имеет значения, в какой организации работает лицо (государственной или негосударственной).
При таком подходе, по существу,
стирается грань между
Отличительным признаком служебной тайны должна быть сфера ее формирования и использования - государственное управление. Выделяя служебную тайну в качестве самостоятельного вида информации, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 определяет ее как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)» (п. 3).
Исходя из этого следует
признать, что режим служебной
тайны может устанавливаться
только в государственных органах
(федеральных и субъектов
Особенности определения
информации, относящейся к данной
категории, установлены в нормативных
актах, регулирующих отношения в
различных сферах предпринимательской
и государственной
В частности, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает, что сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 15).
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 1 ст. 17).32
Информация, составляющая коммерческую тайну, регулируется ГК РФ (ст. 139), Федеральным законом «О коммерческой тайне», а также рядом других законов.
Закон о коммерческой тайне различает понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну.
Коммерческая тайна - конфиденциальность
информации, позволяющая ее обладателю
при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить
Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (п. 2).
Исходя из этого определения можно выделить признаки данной информации:
1) коммерческая ценность;
2) неизвестность третьим лицам;
3) отсутствие свободного доступа к такой информации на законном основании;
4) принятие мер обладателем этой информации к охране ее конфиденциальности (введение режима коммерческой тайны).
Вместе с тем не всякая
информация, обладающая указанными признаками,
может относиться к коммерческой
тайне. Перечень сведений, в отношении
которых режим коммерческой тайны
не может быть установлен лицами, осуществляющими
предпринимательскую
1) содержащиеся в учредительных
документах юридического лица, документах,
подтверждающие факт внесения
записей о юридических лицах
и об индивидуальных
2) содержащиеся в документах,
дающих право на осуществление
предпринимательской
3) о составе имущества
государственного или
4) о загрязнении окружающей
среды, состоянии
5) о численности, о составе
работников, о системе оплаты
труда, об условиях труда, в
том числе об охране труда,
о показателях