Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» выделяются следующие виды информации конфиденциального характера:

а) персональные данные.

Персональные данные - это  сведения о фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина, позволяющие  идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях (п. 1 Указа Президента РФ N 188).28

Такие сведения, связанные  с личностью гражданина, собираются и хранятся в отделах кадров различных  организаций, органах социальной защиты, исполнительной власти, организациях связи, сферы услуг и т.д.

Правовой режим персональных данных определяется Конституцией РФ (ст. ст. 23, 24), Законом об информации (ст. 11), а также другими нормативными актами. Законом об информации установлено, что перечни персональных данных должны быть закреплены на уровне федерального закона, который до настоящего времени не принят.

Сбор, хранение, использование  и распространение сведений о  личности гражданина и различных  сторонах его частной жизни допускаются  лишь с согласия гражданина или на основании судебного решения (п. 1 ст. 24 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Закона об информации). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации ими прав и свобод (п. 2 ст. 11 Закона об информации);

б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Охрана таких сведений регулируется уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.

Так, в УПК РФ закреплена норма о недопустимости разглашения  данных предварительного расследования, которые могут быть преданы гласности  лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том  объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение  не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с  нарушением прав и законных интересов  участников уголовного судопроизводства (ст. 161);

в) сведения, составляющие профессиональную тайну.

К ним относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью, т.е. доверенные представителям определенных профессий. Это так называемая врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, страховая, налоговая тайна и  др.

Охрана конфиденциальности таких сведений установлена многими  законами: ГК РФ (ст. ст. 946, 1123), НК РФ (ст. 102), Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (ст. 15), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 33) и др.29

Например, ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. А ст. 15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» обязывает оценщика не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки.

Особое место среди  сведений, связанных с профессиональной деятельностью, занимает информация, составляющая налоговую и банковскую тайну.

Понятие налоговой тайны определено в НК РФ, в котором приводится перечень сведений, образующих ее содержание.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком  самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном  номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым  (таможенным) или правоохранительным  органам других государств в  соответствии с международными  договорами (соглашениями), одной из  сторон которых является Российская  Федерация, о взаимном сотрудничестве  между налоговыми (таможенными) или  правоохранительными органами (в  части сведений, предоставленных  этим органам) (п. 1 ст. 102 НК РФ).

В литературе справедливо  отмечается, что налоговая тайна  является институтом публичного, а  не частного права, и поэтому ставится вопрос об отнесении налоговой тайны к другой категории информации - служебной тайне, так как она связана с деятельностью государственных органов.

Нет единства мнений и относительно принадлежности банковской тайны к какому-либо виду конфиденциальной информации.

Банковская тайна рассматривается  и как разновидность служебной  тайны, и как подвид коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью банка.30

Законодательное понятие  банковской тайны отсутствует, но оно  может быть выведено из ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», которые раскрывают ее содержание.

При этом необходимо отметить, что по сравнению с ГК РФ ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предполагает более широкое понимание банковской тайны с точки зрения перечня сведений, ее составляющих, и субъектов, обязанных ее охранять. Коллизия норм указанных статей должна разрешаться в пользу Закона о банках как специального нормативного акта, регулирующего банковскую деятельность.

Исходя из этого можно  полагать, что информация, составляющая банковскую тайну, - это сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, иные сведения о  клиентах и корреспондентах, установленные  кредитной организацией в процессе осуществления ее деятельности.

Указ Президента N 188 относит к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, также информацию, составляющую тайну связи.

К ней относятся сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений.

Запрет на свободный доступ к сведениям, передающимся по средствам  почтовой и электронной связи, устанавливается ст. 23 Конституции РФ, законодательством о связи.

Так, обязанность операторов связи обеспечить соблюдение тайны  связи предусматривает Федеральный  закон от 7 июля 2003 г. «О связи» (ст. 63).

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных  и иных сообщениях, входящих в сферу  деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные  и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»);

г) сведения об объектах интеллектуальной собственности, т.е. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Правовой режим охраны таких сведений регулируется патентным законодательством;

д) сведения, относящиеся к служебной и коммерческой тайне.

Понятие и признаки указанной  информации одинаково формулируются  в ст. 139 ГК РФ применительно к информации, составляющей как служебную, так и коммерческую тайну, однако эти виды информации не следует отождествлять.

Правовой режим рассматриваемой  информации устанавливается законодательством  или самими субъектами: объем и  состав сведений, относимых к коммерческой тайне, определяется предпринимателями (в локальных актах хозяйствующих  субъектов или договорах), а относимых  к служебной тайне - государственными органами.31

Юридическая природа информации, составляющей служебную тайну, ее содержание и соотношение с другими видами информации являются дискуссионными в юридической науке.

В узком смысле институт служебной тайны охватывает сведения, связанные с деятельностью государственных  органов, в которой аккумулируется информация в области государственного управления, военной, правоохранительной деятельности, а также сведения, составляющие коммерческую, банковскую тайну, персональные данные, которые  поступают в государственные (муниципальные) органы от субъектов предпринимательской  деятельности и граждан.

В широком смысле служебную  тайну понимают как любую информацию, которая стала известна лицу при  исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не имеет  значения, в какой организации  работает лицо (государственной или негосударственной).

При таком подходе, по существу, стирается грань между информацией, составляющей служебную и профессиональную тайну.

Отличительным признаком  служебной тайны должна быть сфера  ее формирования и использования - государственное  управление. Выделяя служебную тайну  в качестве самостоятельного вида информации, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 определяет ее как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)» (п. 3).

Исходя из этого следует  признать, что режим служебной  тайны может устанавливаться  только в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), а также в подчиненных им организациях. Вместе с тем охраняться в режиме служебной тайны должна информация, которая в соответствии с законодательством  поступила в эти органы, уже  находясь в режиме конфиденциальности, установленном ее обладателем (коммерческая, профессиональная, банковская тайна  и др.), а также внутрисистемная  информация, генерируемая в самом  органе и которую до определенного  времени нецелесообразно обнародовать в интересах государственного управления.

Особенности определения  информации, относящейся к данной категории, установлены в нормативных  актах, регулирующих отношения в  различных сферах предпринимательской  и государственной деятельности.

В частности, Закон РСФСР  от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает, что сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 15).

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 1 ст. 17).32

Информация, составляющая коммерческую тайну, регулируется ГК РФ (ст. 139), Федеральным законом «О коммерческой тайне», а также рядом других законов.

Закон о коммерческой тайне различает понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну.

Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить  положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3).

Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том числе  составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (п. 2).

Исходя из этого определения  можно выделить признаки данной информации:

1) коммерческая ценность;

2) неизвестность третьим  лицам;

3) отсутствие свободного  доступа к такой информации  на законном основании;

4) принятие мер обладателем  этой информации к охране ее  конфиденциальности (введение режима  коммерческой тайны).

Вместе с тем не всякая информация, обладающая указанными признаками, может относиться к коммерческой тайне. Перечень сведений, в отношении  которых режим коммерческой тайны  не может быть установлен лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, предусмотрен ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Это сведения:

1) содержащиеся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения  записей о юридических лицах  и об индивидуальных предпринимателях  в соответствующие государственные  реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального  унитарного предприятия, государственного  учреждения и об использовании  ими средств соответствующих  бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других  факторах, оказывающих негативное  воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе  работников, о системе оплаты  труда, об условиях труда, в  том числе об охране труда,  о показателях производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости и о наличии  свободных рабочих мест;

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации