Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93
Статью 5 Закона надо дополнить следующей частью: «...о допущенных нарушениях договорных обязательств и суммах убытков и неустоек, уплаченных добровольно или взысканных по решениям судов за такие нарушения». Придание открытого характера таким сведениям необходимо для проверки коммерческой надежности договорных контрагентов и укрепления договорной дисциплины.
3. О возникновении и
прекращении прав на
4. О правомерности правил
допуска, разрабатываемых
5. О регулировании трудовых правоотношений. Статья 11 Закона предусматривает обязанности и права работника и работодателя в связи с охраной коммерческой тайны. При этом материальные отношения сторон не нашли должного закрепления. Во-первых, Законом не предусмотрена обязанность работодателя выплатить вознаграждение работнику, создавшему информацию, имеющую коммерческую значимость для организации. Размер и условия выплаты должны устанавливаться трудовым договором на основании критерия оценки труда работника, которые следует закрепить в Законе. Во-вторых, согласие работника соблюдать установленный работодателем режим сохранности коммерческой тайны должно быть подтверждено письменно в специальном приложении к трудовому договору. Выполнение этой обязанности должно оплачиваться работодателем (например, в процентах к должному окладу). В-третьих, после прекращения трудовых правоотношений работодатель теряет правовые основания на то, чтобы требовать от работника сохранения коммерческой тайны (пп. 3 п. 3 ст. 11), даже при наличии соответствующего положения в трудовом договоре. При совпадении интересов работодателя и работника они могут заключить, например, гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг по сохранению коммерческой тайны. Условия договора определяются сторонами. При отсутствии у работника желания заключить такой договор и в случае разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну, действуют общие нормы ГК РФ (ст. 139) и (или) УК РФ (ст. 183), устанавливающие гражданско-правовую и уголовную ответственность.
Отдельного рассмотрения требует вопрос об урегулировании ответственности контрагента (ст. 12 Закона) за допущенное им или ставшее ему известным разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Убытки за разглашение таких сведений, переданных контрагенту, взыскиваются на общих основаниях, установленных ГК РФ, и это требование еще раз подтверждено в Законе. Однако здесь речь должна идти об ответственности работника контрагента. Санкции за такого рода деяния не предусмотрены в Законе и потребуют внесения изменений и дополнений в действующее трудовое и уголовное законодательство.
Принципиальным является
вопрос о размере возмещаемых
работодателю убытков, причиненных
неправомерными действиями либо бездействием
работника, разгласившего коммерческую
тайну вопреки трудовому
Третья группа проблем затрагивает практику применения законодательства о коммерческой тайне на уровне взаимоотношений организаций и индивидуальных предпринимателей с государственными и муниципальными органами власти.
Законом предусмотрена обязанность организаций по запросам налоговых, природоохранных, антимонопольных и других государственных органов предоставлять информацию (включая сведения, составляющие коммерческую тайну), необходимую для решения стоящих перед указанными органами задач в рамках их компетенции. Вместе с тем процедура передачи информации фрагментарно закреплена в некоторых правовых актах, определяющих правовое положение министерств и федеральных агентств. Статья 6 Закона устанавливает обязанность обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставлять такую информацию по требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления.
Правом истребования информации, содержащей коммерческую тайну, должны быть наделены только те государственные органы, которые выполняют судебные, надзорные и контрольные функции по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям на основании федерального закона. Полагаем, что предоставление властных полномочий всем государственным органам власти и управления, их должностным лицам, включая и местные органы власти, на изъятие информации, содержащей коммерческую тайну, не будет способствовать реализации конституционного принципа равенства защиты частной и государственной собственности.81
Необходимо рассмотреть
вопрос о гарантиях при безвозмездном
предоставлении предприятием информации
по запросу государственного органа.
Эти отношения имеют
На случай разглашения
подобной информации по вине государственного
органа предлагается, во-первых, ввести
денежную компенсацию государством
стоимости изъятой у
Кроме того, следует закрепить
процессуальный порядок передачи организациями
государственным органам
Четвертая группа проблем касается гражданско-правовых отношений обладателя коммерческой тайны с другими субъектами хозяйственной деятельности. Речь идет о договорных отношениях, в которых используется информация, содержащая коммерческую тайну. Такие договоры обладают определенной спецификой, вытекающей из свойств информации как объекта гражданских прав. Однако особенности условий договорных отношений, предметом которых является информация, содержащая коммерческую тайну, не рассмотрены в ГК РФ и анализируемом Законе. Представляется важным внести в Закон следующие положения.
1. Предметом договорных
отношений применительно к
2. Категории владения, пользования
и распоряжения, характеризующие
категорию права собственности,
3. Коммерческую ценность
имеет не сама информация как
нематериальный объект, а имущественные
права на нее, выраженные в
денежной форме и рассчитанные
по методике, утвержденной Правительством
РФ. После внесения
4. Закрепление в ГК РФ информации как объекта гражданских прав и развитие в связи с этим информационного рынка настоятельно требуют урегулирования в ГК РФ договоров о купле-продаже информационных продуктов, об обработке информации, об оказании информационных услуг с учетом сферы действия Закона «О коммерческой тайне».
Кроме того, ст. 9 Закона необходимо дополнить положением о том, что обладателем коммерческой тайны, полученной при выполнении работ по государственному контракту, может быть только коммерческая организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Государственный заказчик вправе отнести эти сведения к государственной тайне и осуществить их выкуп у обладателя коммерческой тайны на основании норм ГК РФ. Напомним, что такой порядок установлен для любой документированной информации, которую государство может отнести к государственной тайне (ст. 6 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). Представляется, что информация, относящаяся к коммерческой тайне, в случае отнесения ее к государственной тайне не должна быть исключением.
В Законе не закреплены правовой статус подразделений по защите коммерческой тайны (служб безопасности) с определением основных направлений работы, которые детализируются организацией с учетом ее специфики, порядок и объем мероприятий, связанных с допуском работников к сведениям, содержащим коммерческую тайну, не названы законные основания для отказа гражданину в допуске к коммерческой тайне, не раскрыта деятельность по контролю и прокурорскому надзору за соблюдением законодательства в области обеспечения защиты коммерческой тайны.83
Представляется, что при внесении изменений и дополнений в Закон следует подробно изложить не только вопросы охраны информации, составляющей коммерческую тайну, но и гражданского оборота такой информации.
В настоящее время
Преимущество коммерческой тайны в том, что не требуется раскрытия информации перед третьими лицами (в отличие, например, от патентного права).