Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

Владельцами коммерческой тайны  могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, которые владеют  на законном основании информацией, составляющей их коммерческую тайну, ограничили доступ к этой информации и установили в отношении ее режим коммерческой тайны. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения  в Федеральный закон «О коммерческой тайне».55

К основным субъектам права  на коммерческую тайну предлагается отнести наряду с владельцами  коммерческой тайны и конфидентов  коммерческой тайны.

Конфиденты коммерческой тайны - лица, которым на основании  трудового договора (работники), гражданско-правового  договора (контрагенты) либо в силу служебного положения или исполнения профессиональных обязанностей, не связанных  с государственной или муниципальной  службой, или на ином законном основании  известна коммерческая тайна другого  лица.56

Общим признаком для них  является то, что коммерческая тайна  выступает для них вторичной (передается владельцем коммерческой тайны) и они  не обладают фактической монополией на эту информацию, а лишь обязаны  в силу закона или договора обеспечивать режим ее конфиденциальности.

По данному признаку, исходя из практики отношений, складывающихся при обороте коммерческой тайны, среди конфидентов коммерческой тайны можно выделить четыре категории  лиц: работники, контрагенты, органы власти и их должностные лица, иные лица.

Работники - лица, состоящие  в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны и имеющие  доступ к коммерческой тайне по трудовому  договору (контракту). Работник приобретает  статус конфидента коммерческой тайны  либо с момента получения работодателем  его информированного согласия, полученного в период срока действия трудового договора, либо с момента заключения трудового договора, содержащего такие обязанности работника в качестве условий трудовой деятельности в данной организации.

При этом норма Закона о том, что работник обязан без согласия работодателя и его контрагентов не использовать коммерческую тайну в личных целях, избыточна и отчасти противоречива, поскольку работник подписывает как трудовой договор, так и соглашение о конфиденциальности только с работодателем, который в свою очередь выступает единственным владельцем данной коммерческой тайны, устанавливающим и обеспечивающим свою фактическую монополию на эту информацию, в том числе и с контрагентами. Исходя из этого, предоставлять возможность работнику использовать коммерческую тайну в личных целях с согласия контрагентов работодателя представляется ошибочным, что требует исключения данной нормы из пп. 2 пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О коммерческой тайне».57

В целях упрощения понимания  законодательных норм и улучшения  правоприменительной практики представляется целесообразным также в названии статьи 8 Федерального закона «О коммерческой тайне» вместо слов «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений» записать «владелец ноу-хау, полученного в рамках трудовых отношений», а часть 1 статьи 8 данного Закона изложить в редакции: «владельцем ноу-хау, полученного в рамках трудовых отношений, является работодатель».

Следует признать, что хотя разглашение коммерческой тайны  наемными работниками является наиболее часто встречающимся случаем  нарушения коммерческой тайны, но в  то же время вопрос о возмещении убытков работниками, разгласившими  коммерческую тайну, сегодня урегулирован недостаточно четко. Существует правовая коллизия в возможности применения ст. 139 ГК РФ с учетом противоречия данной нормы ст. ст. 238, 241 - 243 Трудового кодекса РФ. До разрешения данной правовой коллизии законодателем или судом в качестве хорошего способа защиты своих интересов некоторым работодателям целесообразно заключать с работником наряду с трудовым договором (контрактом) гражданско-правовой договор о сохранении коммерческой тайны.

Контрагенты - лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которым владелец коммерческой тайны  передал эту информацию на основании  гражданско-правового договора. Контрагенты  получают легальную возможность  доступа к коммерческой тайне  другого лица и приобретают статус конфидента коммерческой тайны с  момента заключения с ее владельцем письменного гражданско-правового  договора (договора подряда, лицензионного  договора, договора коммерческой концессии  и др.). В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной  из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента  по возмещению убытков при разглашении  им этой информации вопреки договору.58

Органы власти и их должностные  лица - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные  лица, имеющие доступ к коммерческой тайне в силу исполнения своих  служебных обязанностей на основании  закона (налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, антимонопольные органы, Счетная  палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, судебные приставы, органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органы регулирования естественных монополий и др., органы местного самоуправления, а также суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания).

Иные лица - лица, которым  владелец коммерческой тайны передал  эту информацию в силу исполнения ими профессиональных обязанностей, не связанных с государственной  или муниципальной службой (аудиторы, адвокаты (адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические  консультации, адвокатские палаты субъектов  Российской Федерации и Федеральная  палата адвокатов Российской Федерации, адвокаты, их помощники и стажеры; защитники), нотариусы (нотариальные палаты, нотариусы и иные лица, работающие в нотариальной конторе; удостоверяющее завещание лицо (кроме нотариуса), переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий  завещание вместо завещателя), страховщики (страховщики, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые  брокеры, страховые актуарии), организации  электрической и почтовой связи, их должностные и иные лица и работники; частные детективы, редакции средств  массовой информации, третейские суды и другие лица, кому чужая тайна  становится известна в силу исполнения ими профессиональных обязанностей на законных основаниях).59

К сожалению, в Федеральном законе «О коммерческой тайне» отсутствует последняя категория субъектов права, имеющих доступ к коммерческой тайне ее владельца в силу исполнения профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, что делает неполным перечень субъектов права в данной области правоотношений. Это также обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений как в указанный Закон, так и в законы, регулирующие профессиональную деятельность указанных лиц, а также принятие специальных законов «О служебной тайне» и «О профессиональной тайне».

2.3. Содержание права на коммерческую тайну

 

Реализация указанного права  полностью определяется интересом  обладателя сохранить в тайне  защищаемую информацию, что позволит ему при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить  положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Это «право на тайну» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, реализует через следующие общие (для «первичных» тайн) правомочия:

1) устанавливать, изменять  и отменять режим коммерческой  тайны в соответствии с федеральным  законом и гражданско-правовым  договором, включая отнесение  информации к коммерческой тайне;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну,  для собственных нужд в порядке,  не противоречащем законодательству  Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать  доступ к информации, составляющей  коммерческую тайну, определять  порядок и условия доступа  к этой информации;

4) требовать от юридических  и физических лиц, получивших  доступ к информации, составляющей  коммерческую тайну, органов государственной  власти, иных государственных органов,  органов местного самоуправления, которым она предоставлена, соблюдения  обязанностей по охране ее  конфиденциальности;

5) защищать в установленном  законом порядке свои права  в случае разглашения, незаконного  получения или незаконного использования  третьими лицами информации, составляющей  коммерческую тайну, в том числе  требовать возмещения убытков (вреда), причиненных в связи с нарушением его прав.60

Эти общие правомочия дополняются  специфическими правомочиями для коммерческой тайны:

1) вводить в гражданский  оборот информацию, составляющую  коммерческую тайну, на основании  договоров, предусматривающих включение  в них условий об охране  конфиденциальности этой информации;

2) требовать от лиц,  получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну,  в результате действий, осуществленных  случайно или по ошибке, охраны  конфиденциальности этой информации.61

Ограничения прав субъекта-обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, в интересах защиты прав других субъектов, должны устанавливаться  законом в отношении: перечня  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (с учетом установленных  законом прав субъектов на доступ к информации); обязанности предоставлять  информацию, составляющую коммерческую тайну, в правоохранительные органы и иные органы государственной власти.

В отношении информации, составляющей коммерческую тайну, у  субъектов, которым такая информация передана обладателем, возникают вытекающие из правоотношений с обладателем  обязанности по ее защите и могут  возникнуть ограниченные права по ее использованию.62

Право на введение режима ограниченного  доступа к информации возникает  у лица, получившего информацию законным путем, при условии, что данная информация:

- не включает в себя сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять коммерческую тайну;

- не подпадает под действие нормативно-правовых актов, делающих введение режима коммерческой тайны данным лицом неправомерным;

- не является предметом обязательств, не позволяющих данному лицу устанавливать или изменять режим коммерческой тайны.63

Введение режима коммерческой тайны лишь фиксирует факт реализации этого права (равно как право  на бесплатное медицинское обслуживание есть у любого здорового гражданина, оно не появляется только с приходом в поликлинику). Поэтому неверно  связывать возникновение права  на коммерческую тайну с ограничением доступа, а утрату права - только с  разглашением коммерческой тайны. Раскрытие  информации не может и не должно быть основанием для прекращения  прав на коммерческую тайну, т.к. у обладателя остаются права на защиту своих интересов  в суде и на компенсацию нанесенного  вреда (по аналогии - собственник украденной вещи не перестает быть ее собственником  по закону). Кстати говоря, термин «разглашение информации» трактуется нашим законодательством неоднозначно. Если ФЗ «О коммерческой тайне» (ст. 3) определяет разглашение как противоправное деяние, то Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за «разглашение без согласия автора» (ст. 147), «разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя» (ст. 155), «незаконное разглашение информации, составляющей коммерческую тайну» (ст. 183) и «разглашение государственной тайны» (ст. 283). Представляется более правильным рассматривать разглашение как форму противоправного распространения информации, защищаемой в режиме тайны.

Нельзя обязать обладателя информации устанавливать режим  коммерческой тайны, но без режима ограничения  доступа информация не будет иметь  статус коммерческой тайны. С другой стороны, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, становится таковым, когда есть что охранять и когда  приняты адекватные меры охраны.

Помимо отмены режима коммерческой тайны путем волеизъявления обладателя, права на коммерческую тайну могут  быть прекращены по решению суда вследствие либо незаконного отнесения сведений к коммерческой тайне, либо установления режима охраны с нарушением закона.

Законом должна устанавливаться  ответственность как за нарушение  прав обладателя, так и за злоупотребление  предоставленными правами, в том  числе за:

- разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (целесообразно различать «разглашение» как правонарушение, то есть всегда незаконное, и сообщение или обнародование информации самим обладателем, которое разглашением (нарушением закона) не может быть, если только это действие не нарушает права контрагентов);

- неправомерное получение информации, составляющей коммерческую тайну;

- неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну;

- нарушение режима коммерческой тайны;

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации