Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре
доходов некоммерческих
10) о перечне лиц, имеющих
право действовать без
11) обязательность раскрытия
которых или недопустимость
Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений законодательства.
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет этой информацией на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Если данная информация получена в рамках трудовых отношений, ее обладателем признается работодатель.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:
1) устанавливать, изменять
и отменять в письменной форме
режим коммерческой тайны в
соответствии с законом и
2) использовать информацию,
составляющую коммерческую
3) разрешать или запрещать
доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну,
4) вводить в гражданский
оборот информацию, составляющую
коммерческую тайну, на
5) требовать от юридических
и физических лиц, получивших
доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну,
6) требовать от лиц,
получивших доступ к
7) защищать в установленном
законом порядке свои права
в случае разглашения,
Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны.35
Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем указанных мер, которые должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа
к информации, составляющей коммерческую
тайну, путем установления
3) учет лиц, получивших
доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну, и (или)
лиц, которым такая информация
была предоставлена или
4) регулирование отношений
по использованию информации, составляющей
коммерческую тайну,
5) нанесение на материальные
носители (документы), содержащие информацию,
составляющую коммерческую
Индивидуальный
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя, а также обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Правовой режим коммерческой
тайны устанавливается
При этом в целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
- ознакомить под расписку
работника, доступ которого к
информации, составляющей коммерческую
тайну, необходим для
- создать работнику необходимые
условия для соблюдения им
установленного работодателем
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.36
Трудовым договором с
руководителем организации
Режим коммерческой тайны может быть также установлен гражданско-правовым договором. Закон о коммерческой тайне определяет общие правила передачи информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладателем контрагенту по договору и охрану ее конфиденциальности в рамках последнего, а также особые правила, касающиеся выполнения государственного контракта для государственных нужд (ст. ст. 9, 12).
Специальные нормы о передаче данной информации по отдельным видам договоров содержатся в гражданском законодательстве (например, ст. ст. 727, 771 ГК РФ).
Общей чертой правового режима рассмотренных выше видов конфиденциальной информации является отсутствие к ней свободного доступа.
Вместе с тем законом
предусмотрена возможность
Основания и порядок предоставления
государственным органам
Так, в Законе о коммерческой тайне предусмотрено, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию государственного (муниципального) органа предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, срок предоставления этой информации.37
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее государственному (муниципальному) органу данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Порядок доступа к информации, составляющей налоговую тайну, должностных лиц государственных органов определяется ст. 102 НК РФ, Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» и др.38
Ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Право доступа сотрудников антимонопольного органа к документам участников рекламной деятельности, в том числе к информации, составляющей коммерческую тайну, устанавливается Федеральным законом «О рекламе» (ст. 27).
Правовой режим доступа к конфиденциальной информации регулируется не только нормами материального, но и процессуального права УПК РФ (ст. 29), ГПК РФ (ст. ст. 10, 85, 182, 185), АПК РФ (ст. 11, п. 1 ст. 16).
Например, согласно ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
Большинство экономически развитых
зарубежных стран имеют весьма развитый
нормативный массив, регулирующий правовой
институт коммерческой тайны, в основе
которого лежат как национальные
правовые традиции, так и современные
стандарты международной
Соединенные Штаты Америки. В США, где существует двухуровневая система законодательства, защита коммерческой тайны регулируется в основном законодательствами штатов (в отличие от таких правовых институтов, как промышленная собственность и авторское право, которые устанавливаются на федеральном уровне). Однако большинство штатов в этом вопросе опираются на единый рамочный законодательный акт (Uniform Trade Secret Act), согласно которому коммерческая тайна определяется как информация (включая формулы, модели, программы, механизмы, способы, технологии), которая обладает самостоятельной экономической ценностью (действительной или потенциальной) и недоступна для других лиц, которые могли бы извлечь экономическую выгоду из ее использования или разглашения, и в отношении которой приняты меры по защите ее секретности. В отличие от объектов патентного права, к коммерческой тайне предъявляются лишь минимальные требования новизны ее содержания. Кроме того, коммерческую тайну может составлять информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными, но в совокупности они представляют собой определенную коммерческую ценность.
Отличительной чертой американского
законодательства о защите коммерческой
тайны является акцент на мерах уголовной
ответственности, как наиболее эффективного
средства обеспечения прав и интересов
обладателя коммерческой тайны. Это
объясняется тем, что предусмотренная
законом гражданская
Повышенные наказания
предусмотрены также, если кража
коммерческих секретов осуществляется
в интересах иностранных
Важным признаком коммерческой тайны в соответствии с Uniform Trade Secret Act является условие о необходимости принятия разумных усилий в целях обеспечения конфиденциальности информации ее обладателем. На практике под «разумными усилиями» понимаются, например: сообщение работникам о необходимости соблюдения режима конфиденциальности определенных сведений, заключение с ними соглашений о неразглашении коммерческой тайны, оборудование помещений для хранения конфиденциальных документов охранной сигнализацией и т.д. При увольнении работника руководитель компании обычно ставит в известность нового работодателя об осведомленности работника в области коммерческих секретов. Это делается для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность требовать возмещения ущерба от компании-нанимателя в случае использования чужих секретов, ведь теперь правонарушителю нельзя сослаться на незнание и неосторожность.41