Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа посвящена рассмотрению вопроса об использовании диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка. Актуальность данной темы обусловлена важностью и необходимостью применения и обучения диалогической речи школьников, особенно учащихся начальной ступени обучения иностранного языка. В теоретической части автор систематизирует работы ведущих педагогов и приводит особенности психологии младших школьников и связанных с ними основными целями и задачами преподавания иностранного языка на данном этапе. Во второй главе автор рассматривает способы обучения диалогической речи, а также приводит примеры упражнений по развитию способности школьников использования диалогической речи.

Содержание работы

Введение
1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения
1.2 Речевая деятельность как объект обучения в преподавании иностранного языка
1.3 Характеристика диалогической речи
2 Методика обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
2.1 Способы обучения диалогической форме общения
2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению
2.1.2. Формирование подготовленной и неподготовленной диалогической речи
2.2 Опора на диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи
2.3 Речевые упражнения для обучения диалогической форме общения на начальном этапе изучения иностранного языка
2.3.1 Речевые упражнения на этапе формировании навыков
2.3.2 Речевые упражнения на этапе совершенствования навыков
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Использование диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Определения обозначения  сокращения

Введение

1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков

1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения

1.2 Речевая деятельность как  объект обучения в преподавании иностранного языка

1.3 Характеристика диалогической  речи

2 Методика обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков

2.1 Способы обучения  диалогической форме общения  

2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению

2.1.2. Формирование подготовленной  и неподготовленной диалогической  речи

2.2 Опора на диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи

2.3 Речевые упражнения для обучения  диалогической форме общения на начальном этапе изучения иностранного языка

2.3.1 Речевые упражнения на этапе  формировании навыков

2.3.2 Речевые упражнения на этапе  совершенствования навыков

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

            Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.

            В данной работе рассматривается обучение английскому языку на начальном этапе изучения, так как здесь приоритетом являются воспитательные развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации.             Основной задачей на данном этапе является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности выражать одну и  ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации. Что касается диалогической формы общения – это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка.

         Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение методики обучения диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка, с учетом характерных черт диалога.

            Ввиду многоплановости темы в работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать методическую  литературу по проблеме;

- рассмотреть психолого-педагогические  основы обучения иностранному  языку на начальном этапе;

- рассмотреть основные  подходы и способы использования диалогической речи на уроке иностранного языка;

- рассмотреть такие  термины, как «диалогическое единство» и «диалог-образец» как единицы обучения диалогической речи.

           Предмет исследования - диалогическая речь на начальном этапе обучения иностранному языку.

            Объект исследования - процесс формирования  коммуникативных навыков у учеников младшего школьного возраста при использовании различных видов диалогов в процессе обучения английскому языку.

Методы исследования - синтез, обобщение литературы по психологии, педагогики, методике преподавания иностранного языка а так же анализ методической литературы.

            Актуальность данного исследования  определена важностью использования диалогической речи в учебном процессе для формирования коммуникативных навыков - главной задачи изучения иностранного языка, т.к. диалогическая форма общения - это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. Так же следует отметить, что проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку.

            Материалом для исследования  послужили работы Гальсковой Н.Д., Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Солововой Е.Н., Гез Н.И., Щерба Л.В., Верещагиной И.Н. и др., научные статьи, посвященные данной проблеме, а так же обзор различных интернет-сайтов и журналов, где современные преподаватели делятся своим педагогическим опытом. 

            Теоретическая значимость данной  дипломной работы в том, что  результаты исследования могут  быть использованы на лекционных  и семинарских занятиях.

            Практическая ценность заключается  в том, что примеры, использованные  в данной работе, могут быть  использованы в педагогической  практике, а так же выводы и  материалы исследования могут  быть использованы при разработке  школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.

            Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованной  литературы и приложения. Список использованной литературы включает 57 наименований.

            Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

            В первой главе рассмотрены  психолого-педагогические основы  обучения иностранному языку на начальном этапе, выделены основные цели и задачи на данном этапе обучения, выделена речевая деятельность как объект обучения в преподавании иностранного языка и даны общие характеристики диалогической речи, рассмотрены такие понятия, как «диалог».

            Во второй главе рассмотрена  диалогическая речь во всех  ее аспектах -функции, методы использования  на уроке, соответственность ее  целям и задачам педагогической  деятельности в целом. Рассмотрены такие понятия, как «диалогическое единство», «диалог-образец». Так же даны примеры использования диалогической речи на уроке.

            В заключении подведены итоги  исследования данной дипломной  работы и  выделено, что поставленные  цель и задачи успешно выполнены.

            Приложение содержит упражнения по данной теме.

 

 

 

            1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков

             1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения

            

          Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка [41].

            Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

            В общем виде положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

- участники общения чувствуют себя в безопасности  от критики, преследования за ошибки и наказания.

            Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство [28].

            Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения того предмета. 

             К начальному этапу относят I - IV классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем [41].

            Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа [34].

            Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями [13].

             Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: «...большинство методов (имеется в виду направление, система обучения) существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения, а для продвинутой ступени либо вовсе не разработаны, либо мало отличаются друг от друга даже у методистов, принадлежащих к противоположным лагерям...» [57].  

              Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.

            Именно поэтому начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Эксперименты последних  лет подтвердили, что занятия  иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается.

Быстрота и прочность запоминания  иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием  механизмов долговременной памяти, так  и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).

            Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми [13].

Информация о работе Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка