Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа посвящена рассмотрению вопроса об использовании диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка. Актуальность данной темы обусловлена важностью и необходимостью применения и обучения диалогической речи школьников, особенно учащихся начальной ступени обучения иностранного языка. В теоретической части автор систематизирует работы ведущих педагогов и приводит особенности психологии младших школьников и связанных с ними основными целями и задачами преподавания иностранного языка на данном этапе. Во второй главе автор рассматривает способы обучения диалогической речи, а также приводит примеры упражнений по развитию способности школьников использования диалогической речи.

Содержание работы

Введение
1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения
1.2 Речевая деятельность как объект обучения в преподавании иностранного языка
1.3 Характеристика диалогической речи
2 Методика обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
2.1 Способы обучения диалогической форме общения
2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению
2.1.2. Формирование подготовленной и неподготовленной диалогической речи
2.2 Опора на диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи
2.3 Речевые упражнения для обучения диалогической форме общения на начальном этапе изучения иностранного языка
2.3.1 Речевые упражнения на этапе формировании навыков
2.3.2 Речевые упражнения на этапе совершенствования навыков
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Использование диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Roger: I'd love to but I can't.

Al: Why?

Roger: I'm ill.

Al: Oh, what a pity! I hope you'll be OK soon. Good bye, Roger.

Roger: Bye, Al!

Или:

Sandy: Hello. Could I speak to Sue, please?

Sue: This is Sue. Hello!

Sandy: Are you busy today?

Sue: No, I'm not.

Sandy: Well then, let's go to Hyde Park. The weal

Sue: Great! See you there in 10 minutes.

Sandy: OK.

            Активизация готовых речевых  структур (не требующие подстановки), как например:

- What's the message?

- Could I take a message?

- I'll be waiting for your call.

- I'll call you right back [9].

           Или разучивание диалогов на повседневные темы, что обеспечивает быстрое запоминание готовых структур:

Ted: Mum, I'm hungry.

Mother: Would you like to have toast, meat-balls and spaghetti?

Ted: I'd love to!

Или:

Pam: Mum, I'm thirsty.

Mother: What about a glass of juice?

Pam: I do love one.

Или:

Fred: What's the time?

Bob: It's two o'clock.

Или:

Jill: Excuse me.

Tim: Yes.

Jill: Can you tell me the time, please?

Tim: Certainly. It's four o'clock. 

Jill: Thanks.

Tim: Not at all.

            Подходящими упражнениями для обучения диалогической форме общения  могут быть приведенные ниже игровые формы, т.к. на начальном этапе обучения иностранному языку ученик в силу возраста легче воспринимает  и запоминает материал, данный в игровой форме либо с элементами игры.

  1. Упражнение-игра "What's Your Name?"

            Вариант I

            Учитель говорит: "My name is Nina Ivanovna. (Бросает мяч одному из учеников). What's your name?" Ученик ловит мяч и отвечает: "My name is Olya. (Бросает мяч другому ученику.) What's your name?" И т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на поставленный вопрос. Последний ученик отвечает на вопрос и задает свой вопрос учителю. Учитель ловит мяч и говорит: "My name is Nina Ivanovna. Thank you."

            Вариант II

            Дети, взявшись за руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Учитель становится поблизости от внешнего круга и говорит: "Go!" Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причем один круг движется по часовой стрелке, а другой - против (учитель заранее объясняет детям, как они должны двигаться). Через 10-20 секунд учитель говорит: "Stop!" Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: "My name is Oleg. What's your name?" Ученик из внутреннего круга называет свое имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор пока не услышат команду "Stop!". Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

            2. Упражнение-игра "What Colour Is This?"

            Вариант I

            Класс делится на две команды. Учитель поднимает одну из игрушек и поочередно спрашивает представителя от каждой команды: "What colour is this?" Ученик отвечает: "It's brown." И т. д. Если ученик правильно назвал цвет, его команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко.

            Вариант II

            Дети берут в руки игрушки и образуют два круга: внешний и внутренний. Игра проводится так же, как игра "What's Your Name?" (вариант II), только каждый ученик показывает своему партнеру игрушку и спрашивает: "What colour is this?" Партнер отвечает: "It's blue." И т. д.

            3. Упражнение "Are You...? "

            Один из учеников (ведущий) изображает какое-либо животное, например кролика. Он совершает разные действия, характерные для этого животного, например подпрыгивает. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Например: "Are you a frog?"—"No, I'm not." И т. д. Угадавший становится ведущим.

            4. "A Birthday Party".

            Учитель выбирает водящую (или водящего) и говорит: "Nina is eight today. Children, let us have a birthday party. Get your presents ready." Ученики берут игрушки, изображающие животных, и другие предметы, названия которых они знают, и по очереди поздравляют Нину:

  Nick: Good morning, Nina! I wish you many happy returns of the day! Here's my present for you.

  Nina: Hello, Nick! What a nice present! Thank you (very much).

  После того как все ребята поздравили Нину, она говорит: "I like all my presents. I like the doll, the fox, the car... Thank you very, very much!"

            5. " Where Is...? "

            Учитель (или ученик, ведущий игру) прячет какой-либо предмет (или игрушку) и спрашивает, например: "Where is the rubber?" Дети отгадывают, где находится спрятанный предмет:

Р1: The rubber is under the book.

T: No, it isn't.

P2: The rubber is in the bag. И т. д.

            6. "Who Knows the Parts of the Body Best? "

            Вариант I

             Класс делится на две команды. Ученики — представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: "Touch your head. Show your shoulders. Count on your fingers." И т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключение учитель говорит: "Team A knows the parts of the body best."

            Вариант II

            Учитель (или ученик, ведущий игру) показывает и называет какую-нибудь часть тела, например: "This is my head. This is my hand. This is my leg." И т. д. Иногда он «ошибается», например, показывая на свою руку, говорит: "This is my chin." Представитель команды, к которому он обращается, должен быстро показать на подбородок или не только показать, но и сказать: "This is your chin."

 

            2.3.2 Речевые упражнения на этапе  совершенствования навыков

 

Этап совершенствования навыков - осуществляется при работе над особым образом составленным текстом. Текст, который используется при обучении говорению на данном этапе, условно называется «разговорным» текстом, поскольку по своему характеру он должен отличаться от текстов, предназначенных для обучения чтению.

За счет чего и по каким  направлениям осуществляется совершенствование навыков?

Прежде всего следует исходить из того, что текст - не самоцель; работа на данном этапе ведется не для того, чтобы запомнить его содержание. Говорить об этом приходится потому, что очень часто вся работа над текстом заключается в чтении его, ответах на вопросы и пересказе. Но даже если ученик заучит текст и потом воспроизведет его, то это не приведет к совершенствованию навыков, тем более к развитию умения говорить. Вот почему разговорный текст должен выступать лишь как содержательная база для высказывания учащихся. Мысли, содержащиеся в тексте, должны служить поводом к высказыванию.

Нужно заметить, что комбинирование здесь целенаправленно и в значительной мере ограниченно в отличие от следующего этапа. Ограничения эти накладываются необходимостью совершенствовать владение определенным, конкретным речевым материалом. Поэтому, планируя работу с текстом, следует предусмотреть целенаправленное «сталкивание» навыков, усвоенных на первом этапе, с ранее усвоенными.

Совершенствование речевых навыков на данном этапе осуществляется и благодаря зрительному подкреплению: ученик читает текст, затем, выполняя различные задания учителя, вынужден неоднократно просматривать его, что способствует усвоению материала в плане чтения.

             Таким образом, если выразить кратко суть данного этапа, она заключается в следующем: трансформация материала разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее с целью выражения своего отношения к содержанию прочитанного или прослушанного, а также совершенствование рецептивных  навыков. На данном этапе предлагается учащимся использовать учебный материал в своей речи. Следует заметить, что чем больше видов работы над речевыми структурами, новыми словами предложит учитель, тем лучше будет решаться задача по обучению школьников диалогической речи.

            Некоторые приемы такой работы:

- перевод: English — Russian, Russian — English, English — Russian — English;

- работа с вопросами;

- повторение услышанного "shadowing";

- репетиция ("repetition or rehearsal practice"): учащимся предоставляется несколько попыток для ответа;

- использование ситуативных карточек (с картинками или лексическими структурами), стимулирующих использование учебного материала при ответах: известная игра «снежный ком» (повторение предыдущих фраз с добавлением новой); игры, например, типа «X — Y». (Двум ученикам даются две карточки: одному — карточка «X», другому — карточка «Y». У школьника «X» есть роль 1, но нет роли 2, у играющего «Y» есть роль 2, но нет роли 1. Беседуя по карточке, учащиеся закрепляют разговорные структуры) [9].

            Ниже даны упражнения по развитию диалогической речи после обучения готовым далогам. Теперь учитель должен помогать ученикам  развивать коммуникативность, незапланированность, самостоятельность в построении диалогов. Обладая знаниями и навыками учащиеся могут делать несложные задания в дополнении некотрых фраз диалогов либо в самостоятельном парном составлении его и дальнейшего разыгрывания по ролям.      

    1. Сomplete the dialogue. 

If you want to role play the dialogue, complete it first.

Misha: Hello! My name is Misha. And what's your name?

Abby:   

Misha: Are you from Great Britain?

Abby: 

Misha: Where are you from?

Abby: 

Misha: I'm from Russia.

Abby: 

Misha: I'm ten. And you?

Abby:   

Misha: Sorry?

Abby: 

Или:

            What Peter says is not true and Tim corrects him. Say it for Tim.

Peter:    Mary often goes shopping.

Tim:    No, she doesn't often go shopping.  She go shopping only sometimes. Peter:     Jack   always   brings    flowers   to   his   sister   on the birthday.

Tim:       ………….. 

Peter:     Bill  always  invites  his  friends  to  his  birthday.

Tim:       ……………

Peter:     Tom's uncle often visits his relatives.

Tim:        ………….. 

Peter:     Amy often writes letters to her friend.

Tim:      …………

Peter:     Aunt   Polly   always   sends   presents   to   her   cousin

Tim:      ……………   

Или:

            Say what you often, always, sometimes do.  Give Jack's answers to

Phil's questions. Then   pretend   that   one  of  you   is   Phil,   the  other  is   Jack.   Act  out   the conversation. Change over.

Phil:       Do you like holidays?

Jack:      …………. 

Phil:       What holidays do you like and why?

Jack:      ………… 

Phil:       Do you  always  send  greeting cards  to your  friends and relatives on holidays?

Jack: ….……… 

Phil: What do you usually write on the cards?

Jack: ………. 

Phil: Do you often get greeting cards on holidays?

Jack:  

Или:

            Read the dialogue:        

Jim: Hi, Jack! This is Jim. I'm calling' from Africa.

Jack: From Africa?! What are you doing in Africa?

Jim: I'm on holiday.

Jack: How's the weather in Africa? Is it hot?

Jim: Terribly hot.

Jack: Are you having a good time?

Jim: No,  I'm  not.  I'm having a  terrible time.  The weather is terrible here.

Jack: I'm sorry to hear that

            Now talk for Nora and Susan, using the following as a guide.

Nora: Hi, ... . This is ... . I'm calling from ... .

Susan: From ... ? What are you doing in ... ?

Nora: I'm on ... .

Susan: How's the ... in ... ? Is it ... ?

Nora:…. 

Susan: Are you having a good time?

Nora:    I'm having a ... time. The weather is…..

Susan: I'm ... to hear that.

Или данный ниже пример помогает закреплению грамматическим навыкам

            Open the brackets, read the dialogue and then act it out.

Ann:     Hello, who's (speak), please?

Helen: This is  Helen   Stubbs.  Can  I  (speak)  to Mr. Jones, please?

Ann:     I'm afraid he's just (go) out.

Helen: Oh dear. I haven't (hear) from him for a few days.

Ann:    Would you like to (leave) a message?

Helen: Yes.  Could  you   (tell)   him  Helen  Stubbs  has  been in London since Monday and  (want) to speak with him?

Ann:     Oк,  Sorry. Just a minute. Mr Jones has just (come) back. Hold on! I (call) him to the phone.

Helen: Thank you so much.

            2. "I want to know…"

Учитель задает вопросы ученикам на темы, которые были изучены (информация об ученике, его семье и т.д.). Ученик отвечает, используя готовые модели.

Тeacher: Make sure you know your relatives', friends', pets'' names. Choose a partner and ask him (her) questions. Then change over.

Example:

- Have you got a brother?

- What is your brother's name?

- Has your brother got a friend?

- What is his friend's name?

- Has his friend got a pet?

- What is it?

Или:

Teacher: Ask your classmates about what they usually do in the morning? Evening? Here are some questions to help you:

- When do you usually get up?

- You get up at six o'clock or at seven o'clock?

- You do exercises every day? Do you like to do exercises?

- Do you take a shower every morning?

- Do you clean your teeth?

- You clean your teeth every day, don't you?

- You don't have breakfast at six o'clock, do you?

- When do you have breakfast?

- At what time do you go to school?

- Do you have lunch every day?

- Do you have lunch at school or at home?

- When do you usually have lunch? и т.д.

Или:

 Тeacher : Lets talk about food. Here are some questions, that can help you to make a dialogue:

- Are you a good eater?

- What food do you like?

- What do you usually eat when you are hungry?

- Do you drink milk when you are thirsty?

- What do you drink when you are thirsty?

- Does your mother usually give you what you like to eat for breakfast, lunch, dinner and supper?

- When you want some salt you say: "Pass me the salt, please", don't you?

Информация о работе Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка