Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа посвящена рассмотрению вопроса об использовании диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка. Актуальность данной темы обусловлена важностью и необходимостью применения и обучения диалогической речи школьников, особенно учащихся начальной ступени обучения иностранного языка. В теоретической части автор систематизирует работы ведущих педагогов и приводит особенности психологии младших школьников и связанных с ними основными целями и задачами преподавания иностранного языка на данном этапе. Во второй главе автор рассматривает способы обучения диалогической речи, а также приводит примеры упражнений по развитию способности школьников использования диалогической речи.

Содержание работы

Введение
1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения
1.2 Речевая деятельность как объект обучения в преподавании иностранного языка
1.3 Характеристика диалогической речи
2 Методика обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
2.1 Способы обучения диалогической форме общения
2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению
2.1.2. Формирование подготовленной и неподготовленной диалогической речи
2.2 Опора на диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи
2.3 Речевые упражнения для обучения диалогической форме общения на начальном этапе изучения иностранного языка
2.3.1 Речевые упражнения на этапе формировании навыков
2.3.2 Речевые упражнения на этапе совершенствования навыков
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Использование диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

            Аудирование, говорение, чтение и письмо - это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах [18].

            Обучение говорению как процессу  продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.

            В условиях обучения английскому языку в общеобразовательном учреждении, в частности на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятельности.

            Чего же можно достичь, обучая английскому языку на начальном этапе в школе? Каков может быть планируемый результат, точнее, результаты, так как можно говорить о планируемом результате по каждому из видов речевой деятельности - аудированию, говорению, чтению и письму?

           Учащийся может научиться понимать звучащую речь на английском языке длительностью до одной минуты (употреблено слово «научиться», так как овладение иностранным языком возможно только при активном учении учащегося, активном аудировании, равно как и при активном говорении, чтении и письме). Это может быть рассказ, который учащиеся слушают в звукозаписи или исполнении учителя, отвечающий основным требованиям, предъявляемым к текстам при коммуникативно-направленном обучении. Например, текст "On a Sunday in Spring" объемом  1000 печатных знаков построен на изученном учащимися материале. Рассказ   содержит   фактологическую   информацию: кто?  где?  когда? эмоциональную информацию - переживания старой собаки - и несет воспитательную нагрузку: в нем говорится, как несправедлив был хозяин и за это был наказан и как верен своему хозяину оказался пес. Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов [13].

            Наконец, это активное участие в беседе, проводимой на уроке, которое возможно только при условии владения пониманием речи на слух, когда говорит учитель и учащиеся по темам и ситуациям, предусмотренным начальным этапом.

              К концу начального этапа обучения английскому языку в плане общения учащийся может:

- поздороваться - Good morning. Morning. Good afternoon. Good evening. Evening. Good night;

- поприветствовать - Hi. Hello. How do you do? How are you? Fine. OK;

- попрощаться - Goodbye. Bye-bye. Bye. So long. See you again;

- представить - This is (Mike). Meet my friend...;

- ответить на приветствие - Hello. Glad to meet you. How do you do? Nice to meet you;

- поздравить с днем рождения - Happy birthday! Many happy returns of the day!;

- поздравить с Новым годом - Best wishes for the New Year! Happy New Year!;

- обратиться с просьбой, вопросом - Excuse me, how can I...;

- попросить разрешения - May!..... Could you help me?;

- извиниться - I am sorry. Sorry. Excuse me;

- поблагодарить - Thank you. Thank you very much. Thanks;

- ответить на благодарность - You are welcome. It's my pleasure;

- попросить - Give me (a toy, a book...). Pass me (the bread, the salt...);

- предложить - Let us... Let's... . How about going to the park?;

- пригласить - I feel like playing chess. I don't feel like studying tonight, let's go for a walk. I'd like to invite you to... Can you come...? We are having a party... Would you like to join us? I'd like to. Thanks. I'm afraid I can't. I wish I could hut I'm afraid I can't;

- поблагодарить - Thanks a lot. Thanks for your help. That was kind of you. I'm glad I could help. Glad that I could help. Any time. I was happy to do it;

- привлечь внимание - Look at...;

- приказать сделать что-либо - Stand up. Open (the window...);

- не  разрешать сделать что-либо - Don't  (open  the  door...);

- выразить согласие - Yes. Yes, of course;

- несогласие - No; желание - I want...; I'd like...;

- нежелание - I don't want...;

- одобрение - I  like...;

- неодобрение - I don't like...; I don't like it at all, I don't like it a bit;

- сообщить собеседнику, кто он, где живет, учится, из кого состоит его семья, чем - занимаются члены семьи; о своем хобби;

- описать внешность своих близких, друзей, школу, квартиру, дом, улицу, город (село), где он живет;

- ответить на вопросы, сам задать вопросы;

- побудить  собеседника   к действию  речевому  и неречевому.

             Все перечисленное можно рассматривать как основу устного общения на английском языке, необходимую и достаточную для развития и совершенствования его на следующих этапах усвоения английского языка в школе.

             Например, по следующим учебным ситуациям:

«Давайте познакомимся».

«Семья».

«Кем ты хочешь быть?».

«Давайте поиграем».

«Какие у тебя игрушки?».

«Где твои игрушки?».

«Игры и спорт». - I - II кл.

 

Seasons.

Clothes.

Family.

Food.

Animals.

Holidays.

Nature.

Daily Life.

School Life.

The Place We Live In.

Town Life.

Traveling and Transport.

Hobbies.

America.

My Country. - III - IV кл. [37].

  Например, по теме «Знакомство»  в игру можно ввести сказочные  персонажи. При этом многократное повторение фраз типа «как тебя зовут» не становится бессмысленным. Нужны специальные методические приемы, чтобы добиться количественной речевой активности детей в ситуации с диалогической речью. Если диалог не заинтересовал всех детей, то задание поставлено неверно. Нужно выработать у детей привычку к соучастию в беседе, что является важным качеством.

  Коммуникативная ситуация включает  в себя:

- мотив, цель общения,  цель речевой деятельности;

- описание обстановки, ролей участников, исполнение тех  технических качеств, которые  необходимо выработать;

- образец выполнения  речевой деятельности.

  Например: нужно отработать просьбу «дай мне, пожалуйста, Мишку, ответ: у меня нет Мишки. Можно: использовать игры «покупатели-продавцы», «дежурный в детском саду». Необходимо, чтобы в игру включались все дети. При общении, у детей формируются навыки слушания. Дети меняются ролями. Такая коллективная ситуация позволяет решить учебную задачу, тренировать исполнение определенных конструкций, заставляет всех быть внимательными и активными.

            Итак, цель определяет общее направление - стратегию обучения, и достигается она в ходе решения множества конкретных задач при проведении уроков и выполнении учащимися самостоятельной внеурочной работы по изучаемому языку. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют собой тактику обучения. Они определяют действия учащегося с учебным материалом, которые приведут к формированию требуемого в данной «точке учения» навыка умения понимать английскую речь на слух, читать выразительно вслух, читать про себя с извлечением содержательно-смысловой информации (что, где, когда, почему, из чего это следует), говорить в заданных ситуациях общения и т. п.

            Обучение младших школьников английскому языку должно быть коммуникативно-направленным. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки, песенки, игры, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.

            Говорение - продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.

Говорение как вид  речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:

- мотив - потребность или необходимость высказаться;

- цель и функции  - характер воздействия на партнера, способ самовыражения;

- предмет - своя или чужая мысль;

- структура - действия и операции;

- механизмы - осмысление, предвосхищение, комбинирование;

- средства - языковой и речевой материал;

- речевой продукт - типы диалогов, монологических высказываний;

- условия - речевые ситуации;

- наличие или отсутствие опор.

             В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки. Иноязычное говорение как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью, эвристичностью.

             Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога, следовательно, умение говорения включает в себя две группы специфических умений: диалогические и монологические.

            В настоящее время значение обучения устноречевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. При обучении говорению 15 - 20 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны, в работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись. Диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее, поскольку общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично.

             Говорение может выступать как средство формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения. На уроке учитель старается решить одну главную задачу, остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков как уроков формирования лексических или грамматических навыков, уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д. Речь на таких уроках выступает средством общения. Однако навыки говорения не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, существуют и уроки, направленные на развитие навыков говорения.

            Положительная характеристика уроков формирования устноречевых умений по мнению Е.Н. Солововой:

- ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.

- все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, вовлекает в общение слабоуспевающих и стеснительных.

- учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации [44].

- языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы.

            Обучать говорению начинают с основ, т.е. со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. На начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков невозможно. Учитель знакомит учащихся с новой структурой. Это предполагает изучение новых слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и повторяют вслед за учителем или за диктором. Ее же используют в микродиалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их можно соединять в небольшие монологи и диалоги. Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, нужно чтобы в основе ее порождения и стимулирования лежал мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию.

            Ситуация - это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить [42]. 

            Рогова Г.В. дает свою классификацию речевых ситуаций и выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное – все они должны соотносится с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми. 

            Таким образом, Рогова Г.В.  выделяет важнейшие условия порождения и стимулирования речи:

- наличие мотива высказывания,

- ситуативность,

- личностная ориентация.

             Все это в совокупности придает речи коммуникативный характер.

             В естественном акте коммуникации человек высказывается только в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. В учебных условиях мотив не возникает сам собой и очень часто речь вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, так как мотив речи «гнездится» в ситуации. Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, нужно представлять себе ее структуру.

Информация о работе Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка