Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа
Дипломная работа посвящена рассмотрению вопроса об использовании диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка. Актуальность данной темы обусловлена важностью и необходимостью применения и обучения диалогической речи школьников, особенно учащихся начальной ступени обучения иностранного языка. В теоретической части автор систематизирует работы ведущих педагогов и приводит особенности психологии младших школьников и связанных с ними основными целями и задачами преподавания иностранного языка на данном этапе. Во второй главе автор рассматривает способы обучения диалогической речи, а также приводит примеры упражнений по развитию способности школьников использования диалогической речи.
Введение
1 проблема обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
1.1 Особенности овладения иностранными языками на начальном этапе обучения
1.2 Речевая деятельность как объект обучения в преподавании иностранного языка
1.3 Характеристика диалогической речи
2 Методика обучения диалогической речи на начальном этапе изучения иностранных языков
2.1 Способы обучения диалогической форме общения
2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению
2.1.2. Формирование подготовленной и неподготовленной диалогической речи
2.2 Опора на диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи
2.3 Речевые упражнения для обучения диалогической форме общения на начальном этапе изучения иностранного языка
2.3.1 Речевые упражнения на этапе формировании навыков
2.3.2 Речевые упражнения на этапе совершенствования навыков
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
- Но я попытаюсь...
- Ладно. Как знаешь. И т. д.
Это диалог? Безусловно. Но здесь ведь нет ни одного вопроса.
А некоторым учителям
кажется, что обучить ДФО
3. Репликам ДФО свойственны
4. В ДФО используется много
так называемых клише,
5. Психологически ДФО отличается
еще и тем, что реплика
В изучении ДФО
особое внимание следует
Это дает право
различать два этапа в
2.1.1 Неспециальный и специальный этапы в обучении диалогическому общению
На неспециальном этапе обучение диалогическому общению выступает не как основная, а как сопутствующая задача, которая выполняется в процессе решения таких доминирующих задач, как формирование грамматических и формирование лексических навыков или как совершенствование навыков.
Таким образом, неспециальный этап обучения ДФО может быть условно разделен на два подэтапа: этапу формирования навыков соответствует первый неспециальный подэтап, этапу совершенствования навыков - второй неспециальный подэтап обучения диалогическому общению.
На специальном
этапе предусматривается
Целесообразность
различения специального и
Есть, однако, целый ряд более частных умений, без которых диалогическое общение немыслимо:
1. Осознание и умение четко
определить свою речевую
2. Умение планировать ход беседы заключается в том, что каждый из участников коммуникации организовывает цепочку своих реплик в диалоге так, чтобы оптимальным путем достичь реализации своей задачи с учетом вероятной реакции партнера).
Умение намечать свою
При развитии этого умения важно помнить, что для реализации любой речевой задачи может быть использован некоторый набор «промежуточных» речевых функций. Так, для того чтобы получить информацию о чем-то, можно сообщить о своем желании, о необходимости данной информации, попросить рассказать, использовать различные виды запросов, не забывая при этом, что в нужном месте услышанное можно оценить и за информацию следует поблагодарить. Для каждой речевой задачи возможен набор наиболее частотных (в определенных ситуациях) «промежуточных» речевых функций и их расположение, которое может варьироваться в частностях, но сохраняет общую логику решения речевой задачи. Выявление таких логических функциональных цепочек и их вариантов, использование их в виде опор важно для рационализации управления диалогическим общением.
3. В реальном диалогическом
О частичной перестройке можно говорить тогда, когда основная речевая задача говорящего не изменилась под влиянием реплик партнера (что само по себе возможно и вызывает существенную перестройку программы). Частичная перестройка возможна путем введения новых, ранее не запрограммированных, речевых поступков или исключения запланированных. Она может быть также связана с временным переходом инициативы к речевому партнеру.
4. Умение захватывать и
Для того чтобы решить свою задачу, говорящий должен уметь захватить инициативу и удержать ее до достижения цели. После этого инициатива может быть перехвачена его речевым партнером. Знание правил захвата и перехвата инициативы и соответствующие умения играют важную роль при обучении ДФО.
5. С умением захвата и перехвата инициативы связано такое важное умение речевого этикета, как умение предоставить партнеру возможность реализовать свою речевую задачу, содействовать ему. Это связано с такой особенностью диалогического общения, как временное подчинение одного собеседника другому, - тому, кто является инициатором на данном отрезке диалога ведь если бы такого временного подчинения не было, ни один из собеседников не смог бы достичь своей цели, ради осуществления которой он вступил в диалог.
Перечисленные пять
умений касаются структуры
Следующие три умения можно развивать как на уровне микро-, так и на уровне макродиалогов.
6. Умение адекватно реагировать на реплику собеседника связано с выбором такого функционально детерминированного речевого поступка, который бы сочетался с функциональной направленностью реплики-стимула в соответствии с ситуацией. Например, в зависимости от ситуации на просьбу могут быть следующие реакции: обещание, отказ, запрос, совет и др.
7. Умение спровоцировать тот или
иной речевой поступок связано
с тем, что говорящий должен
уметь подавать такие реплики-
В реальном обещании на
просьбу, конечно, может быть
и реакция-отказ, реакция-
8. Умение функционального
Например, если речевая задача первого собеседника - рассказать, сообщить, где он провел летние каникулы, то одна из его реплик может иметь следующую структуру: сообщение - уточнение - оценка. Если целью первого и второго собеседников является получение информации о том, как каждый из них провел лето, то одна из их реплик может быть такой: сообщение - оценка - запрос.
Формирование умений
речевого этикета (вербального
и невербального характера)
При обучении диалогической речи рекомендуется установить конечную цель обучения этому виду речевой деятельности и промежуточные цели применительно к различным ступеням обучения, выделить этап формирования основных диалогических умений и этап совершенствования этих умений в речевом общении (групповом неподготовленном диалоге, тематической беседе), определить характер упражнений, вербальных и невербальных опор и учебно-речевых ситуаций.
Диалогические умения предполагают владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик и включают в себя такие частные умения как:
- умение реплицировать (обмен репликами в диалоге и полилоге);
- умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;
- умение учитывать новых речевых партнеров;
- умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации [30].
2.1.2. Формирование подготовленной
и неподготовленной
Формирование речевых умений происходит посредством последовательного перехода от простых маломерных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение) к более сложным и крупным (смысловой кусок, текст) и от элементарных операций (например, имитаций) к более сложным, хотя между величиной учебных единиц и операциями с ними не всегда существует прямая зависимость. Можно, например, упражнение в имитации провести на диалоге и составить текст, уточняющий употребление слова или разговорной формулы в соответствующей ситуации.
Последовательность в построении системы упражнений для обучения говорению проявляется в том, что при выполнении различных операций надо учитывать степень участия мышления и фактор постепенного перехода от первичного нулевого преобразования информации к частичному и полному и, наконец, к порождению нового высказывания с иным планом выражения и содержания.
Речевые упражнения подразделяются на формирующие подготовленную и неподготовленную речь.
Другой стороной поэтапности является тесная связь между подготовительными и речевыми упражнениями, которая проявляется в том, что один и тот же отрабатываемый материал должен проходить как стадию тренировки, так и стадию использования его в речевой деятельности, приближенной к естественной.
Учитывая особенности говорения как вида речевой деятельности, можно констатировать, что неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности:
1. Имитация:
а) без преобразования материала (с направленностью внимания или без фиксации внимания на языковую форму);
б) с частичным преобразованием структур (механические подстановки).
2. Видоизменение структур на основе логических операций (дистрибуция, трансформация, субституция, синонимическая или антонимическая замена и др.).
Информация о работе Использование диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка