Использование дидактических игр в процессе обучения английскому языку в 6-7 классах общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

целью исследования мы поставили изучение влияния дидактической игры на эффективность организации процесса обучения иностранному языку в 6-7 классах общеобразовательных школ.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решались следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого–педагогическое понятие игры и её роль в процессе обучения.

2. Рассмотреть разновидности игр в процессе обучения иностранному языку.

3. Проанализировать опыт использования дидактических игр учителями иностранного языка.

4. Подобрать и апробировать систему дидактических игр для обучения иностранному языку.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Роль игры в развитии личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2. Дидактическая игра в процессе обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Разновидности игр и их практическое применение в учебной деятельности по иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2 Использование дидактических игр в 6 -7 классах общеобразовательных школ на уроках английского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Анализ опыта работы учителей по использованию игры в процессе обучения иностранному языку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Подбор и апробация дидактических игр для учащихся 6-7 классов.

2.3. Методические особенности использования игр при обучении английскому языку в 6 - 7 классах средних школ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы по второй главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

!Готовое.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

2.             Умение строить диалог.

3.             Создание образного представления об изучаемом предмете.

4.             Получение конкретных знаний через личное ощущение.

2.             Урок – игра (сюжетно-ролевые игры)

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать  возможность выхода  самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся. Задачи:

1.       Умение работать со словарем.

2.             Умение ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.

3.             Умение и навык работы в библиотеке

4.             Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

5.             Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

6.             Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

7.             Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1.             Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2.             Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3.             Обязательна констатация результата игры.

4.             Компетентное жюри.

5.             Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Все вышеперечисленные факторы непосредственным образом влияют на особенности использования игр при обучении английскому языку в 6 - 7 классах средних школ.

Последовательность подготовки к игре по иностранному языку в 6-7 классах включает следующие пункты:

1.      Определение проблемы, темы, содержания и учебной цели игры;

2.      Выделение основных этапов игры, типичных проблемных ситуаций, определяющих динамику игры;

3.      Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры в игре, функции участников и их межролевое воздействие в совместной игровой деятельности.

4.      Подготовка сценария игры;

5.      Определенье правил игры;

6.      Разработка системы критериев оценок результатов игры и показателей для игровых действий;

7.      Распределение ролей между участниками игры;

8.      Составление инструкций для организаторов игры, арбитров, судей и игроков; разработка и подготовка индивидуальных рабочих материалов для участников игры;

Из вышеизложенного можно выделить следующие особенности использования дидактических игр по иностранному языку в 6-7 классах средних школ:

      Игра должна соответствовать возрастным психологическим особенностям учащихся 6-7 классов: подбор игры должен основываться на особенностях подросткового возраста. Тогда выполнение игровых действий будет интересно учащимся и, таким образом будет достигаться цель игры - получение или отработка навыка. использование игр, не подходящих данной возрастной категории учащихся вызывает смущение, потерю интереса к игре или даже отказ от участия в игре.

      Игра должна быть понятна и учителю и ученику. Известно, что выполнение непонятных действий с непонятной целью зачастую приводит к механическому выполнению действия без проникновения в его суть, что недопустимо в дидактической игре, в том числе и по английскому языку

      Цель игры – не игра как самоцель, а средство формирования и развития навыков владения иностранным языком. Мы помним, что игра проводится в целях формирования, развития и активизации языковых и  речевых навыков, а не как средство проведения времени на уроке. Когда игра теряет свою эффективность, когда проводится ради получения удовольствия в большей степени, чем ради знаний.

      Цель игры должна быть понятна учителю и учащимся. В подростковом возрасте учащиеся уже обладают достаточным уровнем рефлексии, и зачастую сами могут определить достижения, полученные в ходе игры: «не знал - научился», поэтому поставленная чёткая и ясная цель игры помогает учащемуся видеть продвижение к этой цели и те возможные ошибки, которые он совершил: «что бы узнать это, мне надо хорошо сделать это и это».

      Игра должна быть интересна. Может случиться так, что хорошо подобранная для возраста подростка игра, с ясной целью, и какзалось бы интересным учителю содержанием не принимается учениками. Это возможно по нескольким причинам, среди которых можно выделить незнание учителем предпочтений, увлечений данного контингента подростков. Примером может служить предложение игры в стиле «рэп» учащимся с другими музыкальными предпочтениями. Ещё одной причиной «неинтересности» игры может стать проведение её  в «неподходящее» для учащихся время: загруженности учеников, обострения конфликтов внутри коллектива и т.д., что может привести к срыву игры. Это не значит, что запланированную заранее игру следует отменить, но учитель должен быть готов к различным вариантам развития событий

      Жюри следует выбирать вместе с учениками, В него должны входить сами подростки и именно те, к мнению которых прислушиваются

      Игра не заменяет процесса учения, но дополняет его. Эта особенность пересекается с вышеупомянутой о самоцели игры, но суть немного отличается. В данном пункте хотелось бы сказать, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является процесс учения и подменять его игрой не только неразумно, но и опасно: игра в данном возрасте лишь подспорье в учении, а основные знания, приёмы деятельности на будущее формируются в ходе непосредственного учения.

      Цель игры формулируется в игровых задачах и достигается в процессе их выполнения. Каждая игровая цель имеет за собой цель учебную и достижение игровой цели ведёт к получению знаний, их активизации или отработке. Играя, ученики выполняют учебные задачи и тем самым достигают цель обучения.

      Структура игры должна соответствовать целям и задачам игры.

      Правила игры и игровые действия должны быть организованы таким образом, что неправильные действия не должны привести к выигрышу. Эту особенность можно назвать одной из ведущих. В верно организованной игре неверное выполнение игрового действия приводит к ошибке на уровне языка, что ведёт за собой получение меньших баллов и т.п. и соответственно влияет на результат игры: выигрыш или проигрыш. Количество правильных - неправильных ответов влияет на итоговые результаты.

      Игры  по видам речевой деятельности отходят на второй план и используются чаще для закрепления материала, тогда как на первый план выходят ролевые игры, в которых ученики получают практический опыт владения иностранным языком как средством общения.

Итак, в данном параграфе нами были выделены принципы и особенности организации и проведения игр по иностранному языку в 6-7 классах средних школ. Кроме того выделена последовательность подготовки к ролевой игре по иностранному языку.


Выводы по второй главе

Во второй главе нашего исследования мы практические аспекты использования  игр в процессе обучения иностранному языку в 6 – 7 классе.

Нами было проведано анкетирование учителей по вопросам, связанным с использованием игр на уроках иностранного языка, в том числе и в 6 – 7 классах общеобразовательных школ. Анкетирование показало, что учителя активно включают игры в процесс обучения иностранному языку. На начальном и среднем этапах обучения иностранному языку это грамматические, лексические, орфографические и другие виды игр. С шестого класса учителя применяют ролевые игры при обучении иностранному языку. Все опрошенные учителя отмечают плюсы использования игр в процессе обучения: заинтересованность учащихся, облегчение процесса усвоения знаний и др.

Во втором параграфе второй главы мы представили анализ апробации игр по иностранному языку для учащихся 6 – 7 классов средних школ. Представленные уроки проводились в муниципальной гимназии ст. Ленинградской. Анализ показал активное включение учащихся в игру и заинтересованность их в выполнении игровых и речевых действий.

В третьем параграфе на основе проведённого исследования мы указываем методические особенности использования игр по иностранному языку в 6 – 7 классах общеобразовательных школ, на основе работ Маслыко. Основными среди них можно назвать следующие: игра – это не самоцель, а средство учения; игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся; цель игры должна быть достойна организации самой игры; игра не должна быть навязана детям и др.


Заключение

              В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр по иностранному языку в 6 –7  классах общеобразовательных школ. Теория и практика использования дидактической игры в учебном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики.

              В рамках решения первой поставленной задачи исследования мы проанализировали психолого–педагогическую литературу различных авторов по вопросам понятия игры. Учитывая мнения авторов, мы склоняемся к определению игры как к своеобразному отношению к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Психологи и педагоги предлагают различные классификации игр исходя из различных точек зрения. Нам ближе классификация игр, предложенная Л.С. Выготским: организованные самими детьми, организованные взрослыми и народные игры.  Данная классификация более всего сообразна теме нашего исследования. Влияние игры на развитие личности выражается в развитии его мотивационно-потребностной сфере, помощи в преодолении познавательного и эмоционального эгоцентризма, влиянии на развитие произвольности поведения, влиянии на развитие умственных действий: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Для решения второй задачи мы рассмотрели мнения различных методистов по вопросу дидактической игры на уроках иностранного языка. Авторы сходятся во мнении о необходимости активного включения игр в процесс обучения иностранному языку на все этапах. Методисты рассматривают различные классификации игр по иностранному языку в зависимости от точки зрения на процесс обучения. В своей работе мы опираемся на деление дидактических игр по видам речевой деятельности: фонетические, грамматические, лексические и их варианты. Так же мы используем понятие «ролевая игра» для определения комплексной игры по иностранному языку, включающей игры по видам речевой деятельности.

Исходя из третьей задачи, мы проанализировали опыт работы учителей английского языка ст. Ленинградской по вопросам использования игр в 6–7 классах общеобразовательных школ. Проведённое анкетирование показало недостаточное использование, на наш взгляд, ролевых игр по иностранному языку в 6–7 классах средних школ ст. Ленинградской. Педагогическое наблюдение показало применение элементов игр по видам речевой деятельности на уроках английского языка. Применение данных элементов игр приводит к повышению речевой активности учащихся на уроке.

В рамках опытно–педагогической работы нами была подобрана и апробирована система игр по иностранному языку для учащихся 6–7 классов общеобразовательных школ. Данная работа показала усиление положительной мотивации у учащихся в изучении иностранного языка, стремление активно принимать участие в организации и проведении уроков по иностранному языку и получении знаний о языке и культуре страны.

Результатом нашей работы стало выделение  методических особенностей использования игр по иностранному языку в 6–7 классах общеобразовательных школ на основе работ ведущих методистов. Среди основных особенностей можно назвать следующие: игра должна соответствовать возрастным психологическим особенностям учащихся 6-7 классов, игра должна быть понятна и учителю и ученику, цель игры – не игра как самоцель, а средство формирования и развития навыков владения иностранным языком, игра должна быть интересна, игра не заменяет процесса учения, но дополняет его, структура игры должна соответствовать целям и задачам игры.

В ходе выполнения данного исследования все поставленные задачи были выполнены, таким образом цель исследования - изучение влияния  дидактической игры на эффективность организации процесса обучения иностранному языку в 6-7 классах общеобразовательных школ – была достигнута.


Список используемой литературы

1.      Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М.: 1983. – 389 с.

Информация о работе Использование дидактических игр в процессе обучения английскому языку в 6-7 классах общеобразовательной школы