Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа
При помощи чтения, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) – многие.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе
1.1 Специфика формирования технике чтения на начальном этапе обучения.9
1.2 Обучение чтению вслух и про себя в иностранном языке………………..14
Глава 2. Система упражнений на развитие умений чтения
2.1 Тексты для чтения на начальном этапе обучения…………………………23
2.2 Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
В некоторых УМК все идет наоборот. Сначала дети читают транскрипцию, а затем, спустя полгода или год, переходят к чтению слов.
Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, поскольку это обеспечивает большую автономию для ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе. Однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией. При чтении, как мы уже отмечали выше, идет перенос от графического образа слова к звукоречедвигательному, а затем к его значению. Как перейти от звукового образа [mi:t] к значению данного слова без реального графического образа "meat" или "meet".
Практически одновременно с чтением отдельных слов начинается работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова и словосочетания, а затем предложения с ними или учебные мини-тексты. Слова последовательно «нанизываются» одно на другое, при этом отрабатывается не только правильное прочтение слов, но и целый ряд фонетических и лексических навыков. В фонетическом плане учащиеся артикулируют слова отдельно и в сочетании с другими словами, что иногда требует появления соединительных звуков, которые на письме не отображаются, например: "My father is an engineer. Where are you from?" Здесь же формируются такие важные составляющие техники чтения, как темп, интонация, ударение, паузы и т.д. Роль таких упражнений, как хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение того же текста за диктором в паузу дома, трудно переоценить[9]. Анализируя опыт работы разных учителей можно сделать следующие выводы:
• Если учитель требует не просто правильного произношения читаемых слов, но соответствующего темпа, соблюдения норм ударения, адекватной паузации, мелодики и т.д., то техника чтения формируется быстрее. В некоторых случаях перенос идет не с родного языка на иностранный, а наоборот. Часто бывает так, что на родном языке еще присутствует слоговое чтение, а на иностранном уже идет чтение на уровне словосочетаний или синтагм.
• Если учитель не обращает внимание ни на что, кроме правильного проговаривания читаемых слов, то техника чтения редко выходит на нормативные требования к установленному сроку.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
1) темп чтения (определенное количество слов в минуту);
2) соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);
3) соблюдение норм паузации;
4) использование правильных моделей интонирования;
5) понимание прочитанного.
Все параметры одинаково
важны и определяют оценку в совокупности.
Любой контроль для ребенка представляет
достаточный стресс. Необходимо создать
атмосферу доброжелательности во время
контроля, учитывать индивидуальные
психологические особенности
При формировании техники чтения опытные учителя используют элементы фонетической разметки текста. Сначала разметка текста делается в классе под руководством учителя. После определенного опыта в данном виде учебной деятельности учитель может попросить учеников самостоятельно в процессе прослушивания отметить в тексте паузы, повышение/понижение тона и т. д. Такие задания могут выполнять даже младшие школьники. Это способствует решению многих учебных задач, связанных с формированием фонетических навыков речи.
Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения, на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. Одновременно совершенствуются все языковые и речевые навыки, в том числе и техника чтения. На данном этапе уже можно учить:
• игнорированию неизвестного, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
• работе со словарем;
• использованию сносок и комментариев, предлагаемых в тексте;
• интерпретации и трансформации текста и т. д.
Глава 2. Система упражнений на развитие умений чтения
2.1 Тексты для чтения на начальном этапе обучения
На данный момент учитель не испытывает недостатка в литературе. Задача состоит в том, как выбрать наиболее удачные, вполне соответствующие требованиям учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора.
Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать разумный баланс и обратить внимание па следующее.
1)В жизни встречаются разные тексты, и их надо уметь правильно читать, извлекать из них необходимую нам информацию, а иногда и критически ее переосмысливать. Надо понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего дома, реклама и объявления — это тоже тексты, которые передают нам определенную информацию. Иногда эта информация настолько важна, что может помочь нам, а ее игнорирование, наоборот, доставит нам много неприятных моментов.
2)Слишком длинные тексты
утомляют, а иногда заведомо формируют
мысль о невозможности их
3)Только на коротких
текстах невозможно
4)Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст нет.
5)Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы — это тоже тексты, причем очень информативные.
6)Иногда проще прочесть
длинный текст, чем
Одной из проблем обучения иностранным языкам в школе является составление текстов для чтения на начальном этапе. Ни для кого не секрет, что содержательная сторона текстов, предлагаемых в учебниках, оставляет желать лучшего. Приемы контроля понимания прочитанного в виде ответов на вопросы, пересказа требуют от учащихся запоминания несущественных деталей о вымышленных квартирах, классных комнатах, семьях. Часто в текстах на иностранном языке школьникам предлагается информация, которая находится за рамками их интересов. В результате теряется смысл чтения, оно перестает быть источником познавательной информации, не способствует работе мысли, не доставляет детям удовольствия, оставляет их равнодушными. Внимание учеников сосредоточивается только на языковой форме текста, и зачастую, прочитав текст, учащийся не может сказать, о чем в нем говорится. При таком чтении остаются незадействованными эмоционально-мыслительные процессы школьника. В экспериментальных исследованиях А. Э. Бабайловой доказывается необходимость использования проблемных текстов для чтения.[10]
2.2 Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению
Данный комплекс упражнений обеспечивает многократность повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников и концентрировать их внимание на содержании текстов.
Задания на отгадывание[11]
I am black and red and blue. I am in the pencil-box near you. (A pencil)
I am a little girl. I live with my mother. I have a grandmother too. She doesn't live with us. Now she is ill. My name is.... (Little Red-Riding-Hood)
Задания на подстановку слов
Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами (На картинке изображена девочка.)
This is a ... . Her name is ... . She is a ... .
После того как ребята научатся описывать внешность, текст расширяется:
Her face is ... . Her eyes are ... . Her hair is ... . She has a ... on.
Прочитайте небольшое стихотворение. Заполните пропуски словами.
One, two, …
Let me ....,
And who ... tea.
Прочитайте текст. Заполните пропуски словами так, чтобы у вас получилось описание вашего класса.
This is a classroom. The classroom is ... (size). The blackboard is ... (colour). It is ... (where?). The desks are not... (colour). They are ... (colour). This is a bookcase. It is ... (size).
Это письмо написал Незнайка. В письме много клякс. Какие слова спрятались под кляксами?
I ... Neznaika. I like to write letters. I ... writing a letter now. My friend ... Znaika. Now he ... drawing a picture. We ... good pupils.
Задания, предполагающие выбор фактов из текста[12]
Прочитайте предложения и выберите другу подарок.
This is a bag. It is big. It is black. It is not nice.
This is a cat. The cat is small. It is white. It is nice.
This is a pen. It is long. It is blue and red. It is a fine pen.
Прочитайте предложения и выберите те из них, содержание которых относится к вашему товарищу. (Выпишите их.)
I have a friend. Her name is Nina. She is a pupil. Nina is a Pioneer. She isn't tall. Her face is round. Her eyes are blue.
I have a friend. His name is Nick. И т. д.
Задания, требующие анализа, вывода[13]
Прочитайте предложения и скажите, какие предметы вы подарите ребятам (о которых говорится в предложениях). (На доске помещены рисунки, на которых изображены зубная щетка, самолет, дудочка, мыло.)
Pete doesn't clean his teeth.
Tom wants to be a pilot.
Ann likes music. Mike doesn't wash his face.
Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону. (На рисунках представлены предметы одежды.)
It is winter. It is very cold. It is snowing. The girl is going to school.
It is summer. It is warm. The children are going to the forest.
It is the Ist of May. The children are having a meeting.
Прочитайте предложения, показывая каждый раз соответствующий рисунок. (На рисунках изображены два мальчика разного возраста и юноша.)
Mike is a big boy. He is a Pioneer.
Tom is small. He is not a pupil.
Nick is a Komsomol member. He is not a pupil. He is a student.
Прочитайте предложения и сложите вещи в портфель. (На столе разложены учебники, тетради и другие школьные принадлежности.)
This is my bag. I have three books in it. I have four exercise-books in it too. There is a pencil-box and a nice picture in my bag.
Задания, требующие определения последовательности фактов[14]
Это письмо написал Незнайка. Он все перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности.
Dear Znaika! Good-bye. We go to bed at 11 o'clock. We are blowing up a balloon. We are busy. We get up at 7 o'clock.
Прочитайте тексты и разложите открытки в нужной последовательности. (Дается набор открыток, иллюстрирующих сказку «Винни-Пух». На обратной стороне их написаны небольшие тексты.)
Задания, требующие определения причины и следствия[15]
Прочитайте текст и ответьте по-русски на вопрос: Why is Ann's mother tired every day?
Ann's mother is a doctor but she does a lot of housework too. She cooks breakfast, dinner and supper. Then she washes up. She cleans the flat. She washes Ann's clothes. In the evening she is tired. Why? Is your mother tired too?
Прочитайте предложения в первой колонке и найдите объяснение во второй.
Bob is often ill. He is lazy.
Nick is often tired. He has a birthday.
Tom is absent today. He works a lot.
В заключение еще раз подчеркнем, что соответствующим образом подобранные тесты и задания к ним требуют от учащихся определенной мыслительной деятельности и поэтому концентрируют их внимание именно на содержании читаемого. При этом мотив к чтению возникает через интерес к заданию, поскольку само содержание текста еще в очень слабой степени может привлечь внимание школьников.
Заключение
При помощи чтения, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) – многие.
Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение, и др.), и результатом его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, т. е. обучает, развивает, воспитывает.
Исследователи отмечают особую важность процесса обучения чтению на начальном этапе, так как на этом этапе у ребенка закладываются основные умения и навыки к изучению иностранных языков.
Обучение младших школьников больше похоже на игру, где дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностранном языке. Использование таких аутентичных материалов, как детские стихи, песни, игры, книжки-малютки, по которым маленькие дети, говорящие на этом языке как на родном, осваивают чтение, устный счет, цвета и т. д., трудно переоценить. Эти материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности. Когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.
Информация о работе Обучение техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку