Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;
2) Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;
3) Рассмотреть ситуативный подход как понятие, его функции и особенности, изучить методику обучения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка
1.1 Виды подходов к обучению английскому языку…………………………………...8
1.2 Речь и мышление как психологические понятия
1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10
1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………...12
1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13
Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку
Особенности учебного и неучебного общения……………………………………16
Структура учебно-речевой ситуации……………………………….........................19
Функции учебно-речевой ситуации………………………………...........................21
Методика использования учебно-речевой ситуации
2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23
2.4.2 Технология использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка………………………….…………………………………………………………..28
2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36
2.6 Анализ УМК под редакцией В. П. Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………………..42
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения
3.1. Исследование уровня развития речевых навыков учащихся через использование речевых ситуаций………………………………………………………………………..50
3.2.Коррекционная работа по развитию речемыслительных навыков учащихся через ситуации………………………………………………………………………………….52
3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53
Заключение……………………………………………………………….…………...….54
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации - копия.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

                                                                              

Оглавление

                                                      Стр.

Введение…………………………………………………………………………………...4

Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка

1.1 Виды подходов к обучению  английскому языку…………………………………...8

1.2 Речь и мышление как психологические понятия

1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10

1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………...12

1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13

Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку

    1. Особенности учебного и неучебного общения……………………………………16
    2. Структура учебно-речевой ситуации……………………………….........................19
    3. Функции учебно-речевой ситуации………………………………...........................21
    4. Методика использования учебно-речевой ситуации

2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23

2.4.2 Технология использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка………………………….…………………………………………………………..28

2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36

2.6 Анализ УМК под редакцией В. П.  Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………………..42

Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения

3.1. Исследование уровня  развития речевых навыков учащихся через использование речевых ситуаций………………………………………………………………………..50

3.2.Коррекционная работа по развитию речемыслительных навыков учащихся через ситуации………………………………………………………………………………….52

3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53

Заключение……………………………………………………………….…………...….54

Список использованной литературы………………….………………………………..56

Приложения

Приложение А «Анкета для учителя»………………………………………………….59

Приложение Б «Self assessment list for pupils»…………………………………………60

Приложение В «Gapped-dialogue»……………………………………………………...61

Приложение Г «Mapped-dialogue»……………………………………………………...62

Приложение Д «Mind - mapping»……………………………………………………….63

Приложение Ж «Brainstorming through situation»……………………………………...64

Приложение К «Response drills»………………………………………………………..65

Приложение Л «Evaluation sheet»……………………………………………………....66

Приложение М «Фрагмент урока»……………………………………………………...67

Приложение Н «Фрагмент урока»……………………………………………………...69

Приложение П «Фрагмент урока»……………………………………………………...70

Приложение Р «Фрагмент урока»………………………………………………………71

Приложение С «Фрагмент урока»………………………………………………………73

Приложение Т «Фрагмент урока»………………………………………………………75

Приложение У «Фрагмент урока»……………………………………………………...77

Приложение Ф «Фрагмент урока»……………………………………………………...78

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

Современная методика обучения иностранным языкам - это наука  о том, как, управляя учебным общением, подготовить учащихся к реальному общению с носителями языка. А способность к речевому общению – это самый удивительный дар, которым природа наградила человека для того, чтобы люди могли понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Помогать друг другу, совместно переживать и радость и горе, вместе строить современный мир.

Наличие учебных ситуаций на уроках погружает учащихся  в нужную атмосферу и заинтересовывает  их, тем самым, делая процесс обучения не скучным, а самое главное результативным. Ведь целью обучения иностранного языка, а в нашем случае английского, является использование английского языка в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания коммуникантов. Чтобы достичь этой цели: научить детей общению, необходимо достаточное количество учебных часов в школах, так как изучение иностранного языка требует постоянной практики. А в школах очень остро ощущается недостаток часов, тем не менее, эта проблема должна решаться.

На уроках английского  языка формируется гибкость речевых  умений и навыков, способность управлять ими с учетом коммуникативных намерений, изменяющихся условий общения. Особенно широкие возможности открывает иноязычное общение для овладения ролевым поведением,  включающим детей в элементы взрослой жизни.

Тематика иноязычного  общения, связанная с жизнью ученика в семье и школе, с событиями окружающей действительности, позволяет касаться  на уроках иностранного языка вопросов, близких, жизненно важных для ученика и для нашего общества, формировать его ценностные ориентации, его отношение к жизни, себе, другим. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку общение выступает в трех направлениях: 1) как цель обучения данному предмету, 2) как средство достижения этой цели и 3) как общепедагогическая категория, обеспечивающая формирование ученика как личности и члена общества. Но практика  преподавания иностранных языков в школьных условиях в целом не ориентирована еще в полной мере на обучение иноязычному общению.

Одним из существенных недостатков  обучения устной речи в настоящее  время еще остается решительное преобладание в опыте учащихся воспроизведение готовых единиц разных уровней, тематическая организация материала.

Обучение должно быть построено так, чтобы учащийся естественно  и органично пришел к необходимости  продуцировать именно те тексты, которые предусмотрены преподавателем. Именно в этом состоит суть использования учебно-речевых ситуаций на занятиях иностранным языком.

 Ситуативный подход  рассматривается в современной  методике как средство реализации  коммуникативного принципа в  обучении. В качестве способов моделирования актов общения в учебном процессе рассматривается воспроизведение в трансформированном виде факторов, влияющих на речевое поведение в условиях не учебного общения.

Когда люди разговаривают  то, что они говорят, определяется совокупностью целого ряда условий, таких, как мотив, лежащий в основе разговора, его цель, особенности партнера, обстановка речи, той деятельности, в которую включены участники разговора, и тому подобное. Воспроизводя эти условия в учебном процессе с помощью учебно-речевой ситуации, можно получить от учащихся высказывание с заданными параметрами.

Такой способ получения  высказывания гораздо совершеннее, потому что он дает возможность ученику  самостоятельно определять содержание своего высказывания, то есть действовать так, как действуют люди в реальном общении.

Среди методистов складывается глубокое убеждение в том, что  под ситуативным обучением следует  понимать не единичное или какое-то однажды имевшее на занятиях место  использование ситуаций, а определенное, являющееся неотъемлемой частью любой фазы учебного процесса звено в единой цепи системы занятий.

Что должен знать и  уметь учитель для того, чтобы  учебно-речевые ситуации стали в  его руках действенным средством  эффективного управления учебным общением на уроке иностранного языка? Прежде всего, он должен знать особенности той деятельности, которой он хочет научить. Далее, ему необходимо овладеть закономерностями и приемами  моделирования этой деятельности на уроке – способами естественного вовлечения учащихся в деятельность общения, воспроизведения на уроке фрагментов этой деятельности с учетом своих планов, интересов и желаний учащихся, их индивидуальных особенностей.

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.

Обучение иностранному языку связано с необходимостью моделирования в учебном процессе иноязычной речевой деятельности. В качестве средства моделирования актов речевого общения могут быть использованы учебно-речевые ситуации. В этой работе мы рассмотрим проблемы отбора таких ситуаций, их функции в учебном процессе, специфику учебно-речевых ситуаций для разных этапов обучения, различные способы презентации учебно-речевых ситуаций на уроке для учащихся с различными типологическими особенностями.

В данной работе нами  был определен следующий методологический аппарат:

Область исследования: теория и методика обучения английскому языку.

Объект исследования: речевая деятельность

Предмет исследования: использование учебно-речевых ситуаций

Проблема: Влияет ли использование учебно-речевых ситуаций на обучение устной речи на иностранном языке.

Гипотеза: Если использовать учебно-речевые ситуации при обучении устной речи на иностранном языке, то это будет способствовать эффективности обучения

Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;

2)  Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;

3) Рассмотреть ситуативный  подход как понятие, его функции и особенности,  изучить методику   обучения;

4) Провести исследовательскую работу по выявлению эффективности использования ситуативного подхода на уроках английского языка;

5) Апробировать эффективные приёмы работы с учащимися в ходе преддипломной практики;

При написании данной работы нами был изучен ряд психолого-педагогических и методических источников по нашей  теме. Большую ценность для нас представляют издание «Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке» М. Л. Вайсбурд. Не менее ценными были статьи различных авторов в журналах «Иностранные языки в школе», практический материал которых мы использовали при проведении опытно-практической работы.

 Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении был определен методологический аппарат, изложена актуальность выбранной  темы, дан краткий обзор литературы.

В главе Ι мы рассмотрели речь и мышление как психологические понятия, дали определение понятиям образовательная ситуация и ситуация успеха определим их влияние на учебный процесс.

 В главе II мы определили особенности, структуру, функции, этапы и технологию использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка.

В главе ΙΙΙ мы провели опытно-практическое исследование с целью изучения возможности использования различных приёмов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

В заключении предоставлены результаты и выводы по проделанной работе. В приложении имеется практический материал, предложенный в соответствии с этапами работы  с учебно-речевыми ситуациями.

1 Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка

1.1 Виды подходов к обучению  английскому языку

 

 

Прежде чем  приступить к рассмотрению ситуативного подхода в обучении английскому  языку на среднем этапе, мы сочли  целесообразным, рассмотреть какие  ещё бывают подходы.

В методической литературе отражено немало разных подходов к  обучению иностранному языку, которые  влияют на эффективность обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Коммуникативный подход направлен на одновременное  развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить учащихся общаться на чужом языке - вот главная задача учителя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся ученикам в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Личностноориентированный  подход ставит в центр образовательной  системы личность ребёнка, её совершенствование и обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация её природных потенциалов. Позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения.

Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностноориентированного образования:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий  характер;

- поддержка  индивидуального развития ребёнка;

- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

Ролевая игра позволяет  учитывать возрастные особенности  учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. 
    В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые  действия.

Ситуативный подход. Эффективность педагогического процесса ставится дидактикой в зависимость от степени приближения учебной деятельности к той, которая является объектом формирования (В. М. Блинов). Это положение особенно очевидно для' обучения иностранным языкам в связи с тем, что общение в этом случае выступает и как цель, и как средство. Требование адекватности процесса обучения реальному процессу коммуникации выдвигается в большинстве современных работ.

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения