Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;
2) Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;
3) Рассмотреть ситуативный подход как понятие, его функции и особенности, изучить методику обучения;
Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка
1.1 Виды подходов к обучению английскому языку…………………………………...8
1.2 Речь и мышление как психологические понятия
1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10
1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………...12
1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13
Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку
Особенности учебного и неучебного общения……………………………………16
Структура учебно-речевой ситуации……………………………….........................19
Функции учебно-речевой ситуации………………………………...........................21
Методика использования учебно-речевой ситуации
2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23
2.4.2 Технология использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка………………………….…………………………………………………………..28
2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36
2.6 Анализ УМК под редакцией В. П. Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………………..42
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения
3.1. Исследование уровня развития речевых навыков учащихся через использование речевых ситуаций………………………………………………………………………..50
3.2.Коррекционная работа по развитию речемыслительных навыков учащихся через ситуации………………………………………………………………………………….52
3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53
Заключение……………………………………………………………….…………...….54
Список использованной литературы………………….…
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка
1.1 Виды подходов к обучению
английскому языку…………………………………
1.2 Речь и мышление как психологические понятия
1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10
1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………..
1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13
Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку
2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23
2.4.2 Технология использования учебно-речевых
ситуаций на уроках английского языка………………………….……………………………………
2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36
2.6 Анализ УМК под редакцией В. П. Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений
…………………………………………………………………………….
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения
3.1. Исследование уровня развития
речевых навыков учащихся через использование
речевых ситуаций…………………………………………………………
3.2.Коррекционная работа по развитию
речемыслительных навыков учащихся через
ситуации…………………………………………………………
3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………….………………………………
Приложения
Приложение А «Анкета для учителя»………………………………………………….59
Приложение Б «Self assessment list for pupils»…………………………………………60
Приложение В «Gapped-dialogue»…………………………………
Приложение Г «Mapped-dialogue»…………………………………
Приложение Д «Mind - mapping»……………………………………………………….
Приложение Ж «Brainstorming through situation»……………………………………...64
Приложение К «Response drills»………………………………………………………..
Приложение Л «Evaluation sheet»……………………………………………………....
Приложение М «Фрагмент урока»……………………………………………………...
Приложение Н «Фрагмент урока»……………………………………………………...
Приложение П «Фрагмент урока»……………………………………………………...
Приложение Р «Фрагмент урока»………………………………………………………71
Приложение С «Фрагмент урока»………………………………………………………73
Приложение Т «Фрагмент урока»………………………………………………………75
Приложение У «Фрагмент урока»……………………………………………………...
Приложение Ф «Фрагмент урока»……………………………………………………...
Современная методика обучения иностранным языкам - это наука о том, как, управляя учебным общением, подготовить учащихся к реальному общению с носителями языка. А способность к речевому общению – это самый удивительный дар, которым природа наградила человека для того, чтобы люди могли понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Помогать друг другу, совместно переживать и радость и горе, вместе строить современный мир.
Наличие учебных ситуаций на уроках погружает учащихся в нужную атмосферу и заинтересовывает их, тем самым, делая процесс обучения не скучным, а самое главное результативным. Ведь целью обучения иностранного языка, а в нашем случае английского, является использование английского языка в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания коммуникантов. Чтобы достичь этой цели: научить детей общению, необходимо достаточное количество учебных часов в школах, так как изучение иностранного языка требует постоянной практики. А в школах очень остро ощущается недостаток часов, тем не менее, эта проблема должна решаться.
На уроках английского языка формируется гибкость речевых умений и навыков, способность управлять ими с учетом коммуникативных намерений, изменяющихся условий общения. Особенно широкие возможности открывает иноязычное общение для овладения ролевым поведением, включающим детей в элементы взрослой жизни.
Тематика иноязычного общения, связанная с жизнью ученика в семье и школе, с событиями окружающей действительности, позволяет касаться на уроках иностранного языка вопросов, близких, жизненно важных для ученика и для нашего общества, формировать его ценностные ориентации, его отношение к жизни, себе, другим. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку общение выступает в трех направлениях: 1) как цель обучения данному предмету, 2) как средство достижения этой цели и 3) как общепедагогическая категория, обеспечивающая формирование ученика как личности и члена общества. Но практика преподавания иностранных языков в школьных условиях в целом не ориентирована еще в полной мере на обучение иноязычному общению.
Одним из существенных недостатков обучения устной речи в настоящее время еще остается решительное преобладание в опыте учащихся воспроизведение готовых единиц разных уровней, тематическая организация материала.
Обучение должно быть построено так, чтобы учащийся естественно и органично пришел к необходимости продуцировать именно те тексты, которые предусмотрены преподавателем. Именно в этом состоит суть использования учебно-речевых ситуаций на занятиях иностранным языком.
Ситуативный подход
рассматривается в современной
методике как средство
Когда люди разговаривают то, что они говорят, определяется совокупностью целого ряда условий, таких, как мотив, лежащий в основе разговора, его цель, особенности партнера, обстановка речи, той деятельности, в которую включены участники разговора, и тому подобное. Воспроизводя эти условия в учебном процессе с помощью учебно-речевой ситуации, можно получить от учащихся высказывание с заданными параметрами.
Такой способ получения высказывания гораздо совершеннее, потому что он дает возможность ученику самостоятельно определять содержание своего высказывания, то есть действовать так, как действуют люди в реальном общении.
Среди методистов складывается
глубокое убеждение в том, что
под ситуативным обучением
Что должен знать и
уметь учитель для того, чтобы
учебно-речевые ситуации стали в
его руках действенным
На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.
Обучение иностранному языку связано с необходимостью моделирования в учебном процессе иноязычной речевой деятельности. В качестве средства моделирования актов речевого общения могут быть использованы учебно-речевые ситуации. В этой работе мы рассмотрим проблемы отбора таких ситуаций, их функции в учебном процессе, специфику учебно-речевых ситуаций для разных этапов обучения, различные способы презентации учебно-речевых ситуаций на уроке для учащихся с различными типологическими особенностями.
В данной работе нами был определен следующий методологический аппарат:
Область исследования: теория и методика обучения английскому языку.
Объект исследования: речевая деятельность
Предмет исследования: использование учебно-речевых ситуаций
Проблема: Влияет ли использование учебно-речевых ситуаций на обучение устной речи на иностранном языке.
Гипотеза: Если использовать учебно-речевые ситуации при обучении устной речи на иностранном языке, то это будет способствовать эффективности обучения
Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;
2) Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;
3) Рассмотреть ситуативный подход как понятие, его функции и особенности, изучить методику обучения;
4) Провести исследовательскую работу по выявлению эффективности использования ситуативного подхода на уроках английского языка;
5) Апробировать эффективные приёмы работы с учащимися в ходе преддипломной практики;
При написании данной работы нами был изучен ряд психолого-педагогических и методических источников по нашей теме. Большую ценность для нас представляют издание «Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке» М. Л. Вайсбурд. Не менее ценными были статьи различных авторов в журналах «Иностранные языки в школе», практический материал которых мы использовали при проведении опытно-практической работы.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении был определен методологический аппарат, изложена актуальность выбранной темы, дан краткий обзор литературы.
В главе Ι мы рассмотрели речь и мышление как психологические понятия, дали определение понятиям образовательная ситуация и ситуация успеха определим их влияние на учебный процесс.
В главе II мы определили особенности, структуру, функции, этапы и технологию использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка.
В главе ΙΙΙ мы провели опытно-практическое исследование с целью изучения возможности использования различных приёмов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
В заключении предоставлены результаты и выводы по проделанной работе. В приложении имеется практический материал, предложенный в соответствии с этапами работы с учебно-речевыми ситуациями.
Прежде чем приступить к рассмотрению ситуативного подхода в обучении английскому языку на среднем этапе, мы сочли целесообразным, рассмотреть какие ещё бывают подходы.
В методической литературе отражено немало разных подходов к обучению иностранному языку, которые влияют на эффективность обучения. Рассмотрим некоторые из них.
Коммуникативный подход направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить учащихся общаться на чужом языке - вот главная задача учителя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся ученикам в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.
Личностноориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, её совершенствование и обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация её природных потенциалов. Позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения.
Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностноориентированного образования:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- поддержка
индивидуального развития
- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
Ролевая игра позволяет
учитывать возрастные особенности
учащихся, их интересы; расширяет контекст
деятельности; выступает как эффективное средство создания
мотива к иноязычному диалогическому
общению; способствует реализации деятельностного
подхода в обучении иностранному языку,
когда в центре внимания находится ученик
со своими интересами и потребностями.
В структуре ролевой игры выделяются такие
компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые
действия.
Ситуативный подход. Эффективность педагогического процесса ставится дидактикой в зависимость от степени приближения учебной деятельности к той, которая является объектом формирования (В. М. Блинов). Это положение особенно очевидно для' обучения иностранным языкам в связи с тем, что общение в этом случае выступает и как цель, и как средство. Требование адекватности процесса обучения реальному процессу коммуникации выдвигается в большинстве современных работ.