Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;
2) Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;
3) Рассмотреть ситуативный подход как понятие, его функции и особенности, изучить методику обучения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка
1.1 Виды подходов к обучению английскому языку…………………………………...8
1.2 Речь и мышление как психологические понятия
1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10
1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………...12
1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13
Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку
Особенности учебного и неучебного общения……………………………………16
Структура учебно-речевой ситуации……………………………….........................19
Функции учебно-речевой ситуации………………………………...........................21
Методика использования учебно-речевой ситуации
2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23
2.4.2 Технология использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка………………………….…………………………………………………………..28
2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36
2.6 Анализ УМК под редакцией В. П. Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………………..42
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения
3.1. Исследование уровня развития речевых навыков учащихся через использование речевых ситуаций………………………………………………………………………..50
3.2.Коррекционная работа по развитию речемыслительных навыков учащихся через ситуации………………………………………………………………………………….52
3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53
Заключение……………………………………………………………….…………...….54
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации - копия.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)


Задачу использования  учебно-речевой ситуации (УРС) усматривают  в том, чтобы предвосхищать естественные речевые ситуации и, таким образом, готовить к реальной речевой коммуникации, обеспечить перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику.

Метод упражнений. Существуют различные виды упражнений при обучении диалогической речи на начальном этапе обучения. К респонсивным (от английского слова response – ответ, отклик, реакция) могут быть отнесены три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые и условная беседа.

Вопросно-ответные упражнения - это вид упражнений, который  по праву считается одним из самых  популярных в методике обучения устной иноязычной речи. Как известно, вопрос-ответ  довольно частотное диалогическое единство в реальных актах общения. Коммуникативная цель вопросительных предложений — запрос информации. Вопросы, даже праздные, всегда коммуникативны, они нацелены на собеседника, требуют от него отклика. Таким образом, вопрос — это одновременно и побуждение к речевой реакции. В этом, кстати, большая притягательная сила вопроса как дидактического приема в широком смысле.

1.2 Речь и мышление, как психологические понятия

1.2.1 Мышление как познавательный процесс

Для полного изучения учебно-речевой ситуации, необходимо определить, что же такое речь и мышление, как психологические понятия.

Мышление-это высшая форма  отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку. Это  процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними.

Благодаря мышлению мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: увидев тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь.

Мышление, как и восприятие, память, воображение, является формой человеческого познания. Мышление можно  рассматривать с трех сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания, в-третьих, как форму умственной деятельности человека.

Как всякий познавательный процесс, мышление представляет собой  отражение действительности. Отличительная  черта мышления - его направленность на познание тех внутренних и внешних связей, которые «не лежат на поверхности» явления. Поэтому мышление выступает, как стремление человека изучить то, что неизвестно, но знания о чем носят лишь поверхностный и неполный характер.

Вторая отличительная  черта мышления – его обобщенный характер. Человек видит предмет и сразу относит его к определенной группе: автобус, машина, люди. Выраженность мышления в речи, неразрывное единство мышления и языка и придает мышлению обобщенный сознательный характер.

Знание законов психического развития детей и его зависимости от содержания и организации обучения позволили намного повысить эффективность обучения детей в школе и детском саду.

Мышление – есть процесс, то есть познание в его динамике. В нем можно выделить три основных этапа: 1) удивление – реакция на что-то новое, необычное; 2) ориентировочно-исследовательский рефлекс (удивление оформляется в речи, в вопросе); 3) желание понять это новое – толчок, стимул, вызывающий начало процесса мышления.

В отличие от познания с помощью анализаторов, существует опосредованное познание, то есть познание, которое воспринимается человеком непосредственно. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (не воспринимаем ультразвуки); 2) когда непосредственное познание принципиально  было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории, археологии); 3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально (например, высоту дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна ее высоте, в этот момент тень от дерева будет равна высоте дерева).

Мышление играет огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.

Наряду с обычным  мышлением человеку свойственно  также творческое мышление, то есть нахождение ответа на вопрос. В обыденной  жизни перед человеком нередко возникают такие ситуации, когда обнаруживается конфликт между условиями и требованиями какой-нибудь деятельности.

Человек должен совершить  некоторую совокупность действий, решить ту или иную задачу. Чтобы найти  выход из подобной ситуации, человеку необходимо совершить акт творчества. Такую ситуацию называют проблемной, а психический процесс, с помощью  которого решается проблема, обнаруживается нечто новое, носит название продуктивного мышления, или, если употребить термин, идущий еще от Архимеда, эвристической деятельности (эвристика – наука о творческом мышлении).

Значение эвристической  деятельности очень велико. Научные открытия, создание новых конструкций, планы сражений и так далее; все это создается в процессе творческого мышления. Понятие эвристической деятельности уже, чем понятие мышления. В умственной деятельности человека преобладают различные интеллектуальные операции, выработанные в ходе обучения и развития. Эвристическая же деятельность, хотя и включает в себя умственные операции в качестве важного своего компонента, вместе с тем обладает некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность  следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов.

Мышление нормального  человека  неразрывно связано с  речью.

 

1.2.2 Речь как средство мышления

 

Речь является орудием  нашей мыслительной деятельности. Когда  человек думает, он свою мысль проговаривает. Иногда это делается в форме развернутых  фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и  предложениями в сокращенном, свернутом виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые  произносим вслух или проговариваем  про себя, то есть мышление происходит в речевой форме.

Речь – это процесс  использования языка в целях  общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой. Связь между  языком и речью выражается в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (латинский).

Итак, одна из функций  речи – служить средством общения  между людьми.

Речь является средством  мышления. Что касается речи у детей, то она обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического. Поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика стилистика, фонетика. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

Полностью разделить  лингвистические и психологические виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое) так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

 

1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс

 

А теперь давайте узнаем что же такое ситуация и как  она влияет на учебный процесс.

Ситуация – это  сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Ситуации бывают разные.

Сначала давайте разберемся, что же такое образовательная  ситуация. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и  пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию  стимула и условий создания учениками образовательной продукции.

Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно  или организуемая учителем, требующая  своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее цель – рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез) в ходе специально организованной деятельности. Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательного продукта, их сопоставление друг с другом и культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Продолжительность образовательной  ситуации – от нескольких минут  до трех или более дней, возможна так же цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.

Ситуация успеха тоже очень важна в обучении.

Успех – это радость. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Ситуация – это  сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат  подобной ситуации. Ситуация – это  то, что способен организовать учитель: переживание радости, успеха.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий  энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Успех – это понятие  неоднозначное.

С социально-психологической  точки зрения, успех – это оптимальное  соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

С психологической точки  зрения, успех – это переживание  состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

В основе ожидания успеха у младшего школьника лежит стремление заслужить одобрение старших (учителя, родителей); у подростков – одобрение  одноклассников, сверстников; у старших  школьников – стремление утвердить свое «Я», свою позицию.

Педагог должен позаботиться о том, чтобы организуемая деятельность скрывала в себе ситуацию успеха. Это  относится к деятельности как  индивидуальной, так и групповой. Но успех должен быть непременно –  иначе организуемая деятельность даст противоположные результаты: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, злобу к чужому успеху.

Нельзя не признать, что  ситуация успеха в какой-то части  своей носит характер искусственно создаваемой, происходит это за счет того, что педагог на некоторое время игнорирует недостатки работы и усиливает оценочный акцент на достоинствах работы. Он должен отдавать себе отчет в создаваемой им временной ситуации. Она должна в дальнейшем корректироваться путем постепенного (когда ребенок поверит в свои силы) указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать  вывод, что эффективность усвоения знаний напрямую зависит от уровня развития речи и мышления. Так как  это процессы, без которых невозможно обучение. Обучение – это мышление, а мысль не может протекать вне языка и речи. Речь является орудием нашей мыслительной деятельности. Необходимо также создавать ситуацию успеха, так как она стимулирует и активизирует речевую деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английского языка

 

2.1 Особенности учебного  и не учебного общения

Известно, что научиться иноязычному общению, можно только общаясь на иностранном языке. Но как это осуществить, если мы находимся вне среды изучаемого языка?

 Специфику общения  как вида деятельности усматривают  в том, что воздействие субъекта  направлено не на безответный объект, а на взаимодействующий с ним другой субъект.

 Эффективность  педагогического процесса ставится  дидактикой в зависимость от степени приближения учебной деятельности к той, которая является объектом формирования.[5, 43] Это положение особенно очевидно для обучения иностранным языкам в связи с тем, что общение в этом случае выступает и как цель, и как средство. Требование адекватности процесса обучения реальному процессу коммуникации выдвигается в большинстве современных работ.

Задачу использования  учебно-речевой ситуации усматривают  в том, чтобы предвосхищать естественные речевые ситуации и, таким образом, готовить к реальной речевой коммуникации, обеспечить перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику.[3, 32]

Возможная приближенность учебно-речевой деятельности к не учебному общению не означает, однако, их тождества. Речь идет о создании аппроксимированной по сравнению с реальным процессом коммуникации, но адекватной по основным параметрам модели коммуникативно-ориентированного обучения.[3, 54] К числу таких параметров относят:

- деятельностный характер речевого поведения общающихся людей, предметность процесса коммуникации – тема, проблема, события и т.д.

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения