Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить возможности использования различных приемов развития речемыслительной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую, методическую литературу по теме «Ситуативный подход на уроках английского языка»;
2) Исследовать возможности развития речи учащихся в основной школе;
3) Рассмотреть ситуативный подход как понятие, его функции и особенности, изучить методику обучения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка
1.1 Виды подходов к обучению английскому языку…………………………………...8
1.2 Речь и мышление как психологические понятия
1.2.1 Мышление как познавательный процесс………………………………………...10
1.2.2 Речь как средство мышления……………………………………………………...12
1.3 Понятие ситуации, и её влияние на учебный процесс…………………………….13
Глава 2. Теоретические основы использования учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку
Особенности учебного и неучебного общения……………………………………16
Структура учебно-речевой ситуации……………………………….........................19
Функции учебно-речевой ситуации………………………………...........................21
Методика использования учебно-речевой ситуации
2.4.1 Этапы формирования учебно-речевых действий……...………………………...23
2.4.2 Технология использования учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка………………………….…………………………………………………………..28
2.5 Характеристика активных методов обучения……………………………………...36
2.6 Анализ УМК под редакцией В. П. Кузовлева для 7 класса общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………………..42
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения
3.1. Исследование уровня развития речевых навыков учащихся через использование речевых ситуаций………………………………………………………………………..50
3.2.Коррекционная работа по развитию речемыслительных навыков учащихся через ситуации………………………………………………………………………………….52
3.3.Анализ и обобщение результатов исследования.………………………………….53
Заключение……………………………………………………………….…………...….54
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации - копия.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)
  1. умения в диалогической речи;
  2. умения в монологической речи;
  3. умения устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, то есть внимательно слушать и понимать собеседника, вступать в дискуссию, задавать вопросы, переходить к новому аспекту обсуждаемой проблемы, оценивать реплики собеседников, быстро реагировать;
  4. навыки логического мышления.

Иногда дискуссия может  сочетаться с ролевой игрой. При  этом необходима предварительная подготовка: усвоение языкового материала, изолированная  отработка элементов диалогического общения и особенностей монологической речи.

Дискуссия проводится на продвинутых этапах владения иноязычной речью, и учебная дискуссия становится менее регламентированной

Дискуссия – это метод, предполагающий определённый уровень сформированности речевых навыков и умений, поэтому проводится, в основном, на продвинутом этапе обучения. В дискуссии происходит развитие творческого мышления. Дискуссия может быть подготовленной, но иногда возникает спонтанно. В любом случае, желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему – это стимул для порождения неподготовленной речи. 

Проблемное обучение достаточно давно используется в методиках преподавания различных предметов. В методике же преподавания иностранных языков оно появилось гораздо позже и многими методистами часто отождествляется с ситуативным подходом. Его изучением занимались разные исследователи, поэтому в разных источниках встречаются разные названия: решение речемыслительных или проблемных задач [2, 146], проблемные задания. Решение речемыслительных, или проблемных, задач представляет собой упражнение, в котором учащиеся, анализируя проблемную ситуацию и стоящую перед ними проблему, подробно излагают пути их умозрительного разрешения.

Во-первых, необходимо создать  проблемную ситуацию на уроке иностранного языка. Проблемная ситуация – это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих учащихся на решение проблемной задачи.

Содержательной основой  проблемной ситуации является проблема, противоречие, требующее разрешения или исследования.

Правильная постановка проблемы выполняет функцию начального стимула для активизации РМД. Речевая активность поддерживается учителем с помощью «эвристической беседы», включающей в себя вопросы, которые направляют ход дискуссии и постепенно приближают учащихся к правильному выводу или решению проблемы.

Мы считаем, что использование  упражнений, направленных на решение  речемыслительных задач, стимулирует  речевую активность обучаемых в  ходе обдумывания и обсуждения, способствует развитию механизмов мышления.

К числу широко используемых активных методов обучения относится также и ролевая игра. Эта тема давно волнует многих методистов, так как проведение ролевой игры требует от учащихся владения материалом в полном объёме.

В зависимости от цели задания и уровня подготовленности к нему учащихся ролевые игры проводятся в парах, в подгруппах и в целой  группе.

Исследователи разработали  определённые правила ролевых игр:

- учащийся должен уметь  поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

- учащийся должен адаптироваться  в своей роли в предложенной  ситуации;

- поведение участников  должно соответствовать исполняемой  роли в реальной жизни;

- участники игры должны  концентрировать своё внимание  на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.

Таким образом, внедрение  этого подхода с учётом приведённых выше правил, этапов, выбора вида игры на основе возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию. Активизируется РМД школьников, у них формируются навыки и умения самостоятельного выражения мысли, образовываемой и воспринимаемой учащимися средствами иностранного языка.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками  работа, в которой речевое общение  вплетено в интеллектуально-эмоциональный  контекст другой деятельности. [2, 140] Подготовка и реализация собственных проектов исполняется на заключительном этапе определённого цикла работы над развитием или совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Темы проектов, выбираемые самими учащимися или предлагаемые учителем, определяются в зависимости  от того, происходит обучение в языковой среде или нет. В обычной школе обучение происходит вне языковой среды, поэтому основными источниками получения информации для творческих проектов являются печатные материалы, аудио- и видеозаписи, материалы СМИ, в том числе Интернета и так далее.

Для успешного выполнения коллективно-групповой проектной  работы необходимо наличие у школьников психологической установки на сотрудничество друг с другом и с учителем. Учитель  не должен забывать о том, что при  осуществлении собственных проектов реализуется принцип гуманизации обучения: ориентация на личность обучаемого, учёт его возрастных интересов и уровня развития, раскрытие творческого потенциала и степени самостоятельности. Поэтому роль учителя заключается в вовлечении школьников в выполнение иноязычных проектов посредством повышения мотивации учащихся, подборе возможных источников информации, организации помощи в преодолении возникающих трудностей.

Творческий проект как метод  обучения иностранному языку обладает огромным количеством достоинств. Он предусматривает взаимосвязь всех четырёх видов речевой деятельности с преобладанием одного. Средством моделирования проекта выступает познавательно-поисковая деятельность, поэтому можно сделать вывод, что в процессе проектной работы РМД учащихся действительно развивается.

Вывод: изложенный выше материал позволяет нам сделать вывод о том, что использование активных методов эффективно при обучении школьников, обладающих определённым уровнем сформированности знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять задания, связанные с решением речемыслительных задач. Их использование целесообразно при обучении школьников подросткового возраста и старшего школьного возраста. Метод составления идейных сеток и приёмы вопросно-ответной работы – это наиболее простые способы активизации РМД, не требующие особой подготовки учащихся и часто основанные на использовании фоновых знаний. Поэтому он могут быть использованы на начальных этапах цикла уроков. Остальные же методы требуют сформированности речевых навыков, определённого уровня владения грамматическими структурами и лексическими единицами, так как связаны с необходимостью правильно формулировать свои мысли. Таким образом, мы хотим отметить, что активные методы обучения стимулируют выражение собственной точки зрения, формирование самостоятельности при выполнении поставленных задач лишь в том случае, если используются своевременно, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

2.6 Анализ УМК под редакцией В.П. Кузовлева

За последние годы значительно повысились требования, предъявляемые к овладению иностранным языком в школе. Изменились и критерии оценивания уровня владения языком абитуриентов, в связи с чем, была введена новая форма сдачи выпускного и в тоже время вступительного экзамена – ЕГЭ. Базовым пособием в школах г. Славгорода в данный момент является УМК под редакцией В.П. Кузовлева. Поэтому мы сочли целесообразным рассмотреть его с точки зрения ситуативного подхода в обучении английскому языку на среднем этапе.

В школах Алтайского края активное внедрение этого УМК началось около десяти лет назад, и уже приблизительно шесть лет практически во всех школах края и Славгородского района обучение английскому языку осуществляется именно по нему.

В чём же причина его  признания? Попытаемся ответить на поставленный нами вопрос, проанализировав данный УМК для 7класса

УМК для 7 класса общеобразовательных  учреждений продолжает серию учебно-методических комплектов по английскому языку  для базового курса под общим  названием «The World of English», создаваемую коллективом сотрудников кафедры учебников английского языка Российского Центра Иноязычного образования при Липецком педагогическом институте.

УМК для 7 класса преследует цель закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые ранее учащимися знания, навыки умения, сформировать новые и обеспечить гармоничный переход к старшему этапу обучения с учётом требований государственного стандарта к базовому уровню владения иностранным языком.

     УМК для 7 класса создан на основе «Программы - концепции коммуникативного иноязычного образования: Концепции развития индивидуальности в диалоге культур», разработанной профессором Е.И. Пассовым.

Учебно-методический комплект для 7 класса состоит из следующих  компонентов:

1) Учебника (Student’s Book);

2) Книги для чтения (Reader);

3) Рабочей тетради (Activity Book);

4) Книги для учителя (Teacher’s Book);

5) аудиокассет с фонозаписью.

Учебник построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю)  и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «Иностранный язык». Следует, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения,  по глубине и общему содержанию выше требований образовательного старта. Во всех компонентов УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, способности и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным  учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Задания повышенной сложности, а также дополнительные задания помечены специальным значком.

Материал учебника для 7 класса объединен в 10 циклов. В первой четверти проходятся циклы 1-3, во второй – 4-5, в третьей – 6-8, в четвертой – 9-10. Все циклы имеют единую структуру и включают в себя 9 уроков (вместе с уроком по чтению из книги для чтения и уроком по самоконтролю).

Исключение составляет последний десятый цикл, состоящий  из трёх уроков. Его главная задача – повторить в новых ситуациях, систематизировать и обобщить материал, пройденный в предыдущих циклах. Заключительный цикл также даёт учителю возможность ещё раз проверить уровень развития речевых умений  во всех видах речевой деятельности и оценить полученные учащимися  в течение года знания о жизни их сверстников в Великобритании и США.

Всего в учебнике спланировано 84 урока, включая уроки по чтению из Книги для чтения  и уроки  самоконтроля, что составляет приблизительно 80% от их общего количества. Остальные уроки составляют резерв учителя, который он может использовать для решения любой из следующих задач: а) внести в систему занятий те дополнения, которые необходимы для данного конкретно класса; б) доделать то, на что не осталось времени на запланированных уроках; в) выполнить ряд дополнительных упражнений, соответствующих индивидуальным интересам учащихся и направленных на ликвидацию пробелов или достижение более высоких результатов обучения.

Каждый цикл и урок учебника имеют свои названия, сформулированные в форме вопросов, которые хотели бы задать друг другу российские школьники и их сверстники из англоязычных стран. Содержание учебника направлено на то,  чтобы дать учащимся возможность проникнуть в духовный мир их британских и американских сверстников: узнать какие они, что их интересует, волнует, как они учатся, чем занимаются в свободное время, с кем дружат, как относятся к природе, чем гордятся в своей стране и так далее. Через мир английских сверстников у учащихся формируется представление о менталитете британской нации. Однако знакомство с жизнью зарубежных сверстников, познание культуры англоязычных стран является не самоцелью, а лишь средством (поводом) для более глубокого понимания и осмысления себя и своей родной культуры.

В Учебнике, Рабочей тетради и Книге для чтения имеется специальная группа упражнений под рубрикой «In Your Culture», которая целенаправленно из урока в урок учит учащихся рассказывать на  английском языке о себе и своей родной культуре. В данном УМК для 7 класса есть такие рубрики как «Grammar in Focus», «Word Power», «Pair Work», «Group Work», «Grammar for Revision», в которой повторяется грамматический материал, усвоенный в 5 – 6 классах, а также рубрика «Culture Note», в которой даются пояснения отдельных фактов культуры англоязычных стран.

Под рубрикой «Learning to Learn» даются памятки, продолжающие знакомить учащихся с рациональными приёмами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

В конце каждого цикла  дан раздел «Test Yourself», который

 содержит материал  для контроля, самоконтроля и  взаимоконтроля. Рубрика «Self-Assessment» в данном разделе специально предназначена для развития у учащихся умений самоконтроля, которые очень важны для подготовки к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

В учебник включено несколько приложений: англо-русский словарь; грамматический справочник; лингвострановедческий справочник, дающий пояснения основных реалий Великобритании и США; ключи к разделу «Test Yourself», список личных имен и географических названий, список неправильных глаголов и другое; тексты упражнений для аудирования.

Упражнения расположены  в последовательности, способствующей наиболее успешному усвоению материала.

В основу данного УМК  положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

В 7 классе главной задачей  является обучение продуктивным видам речевой деятельности, а именно говорению. Задачи УМК – 7 заключаются в том, чтобы повторить, систематизировать, довести до уровня продуктивного владения материал, усвоенный рецептивно в 5 – 6 классах.

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию речевых навыков при использовании учебно-речевых ситуаций на средней ступени обучения