Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Внеклассная работа по иностранному языку

 

                        Министерство  образования РФ

           Владимирский Государственный Педагогический  Университет

 

 

 

                             Кафедра педагогики

 

 

 

                              ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

                  ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ

 

 

 

                                   Выполнила:

                                Привезенцева Ольга Николаевна  –

                                студентка факультета иностранных  языков,

                                группа А-52.

 

 

                                   Научный руководитель:

                                Даведьянова Нина Сергеевна –

                                кандидат педагогических наук,

                               доцент кафедры педагогики.

 

 

 

                               Владимир, 2004

 

 

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение    3

 

  Глава I. Теоретические основы внеклассной  работы по иностранному языку

            5

    § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

          явление      5

    § 1.2. Внеклассная работа по иностранному  языку как педагогическая

          система      7

    а) принципы организации внеклассной  работы по иностранному языку    7

    б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку      10

    в) содержание, мотивы, формы и методы  внеклассной работы по

          иностранному языку      12

  Глава II. Практические рекомендации  к внеклассной работе по иностранному

            языку      22

    § 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку  22

    § 2.2. Факультативные занятия по  иностранному языку 33

    § 2.3. Календарные и тематические  праздники   38

    § 2.4. Экскурсии как форма внеклассных  занятий по иностранному языку

          43

    § 2.5. Использование СМИ и сети  «Интернет» во внеклассной работе  по

          иностранному языку      50

    § 2.6. Домашние работы учащихся  как форма внеклассной работы  по

          иностранному языку      55

 

Заключение  58

 

 

Список литературы      61

 

 

Приложения  63

 

    Вечер английского языка, посвящённый  творчеству Уильяма Шекспира    63

  Путешествие в страну "Хампельманию"  70

 

                                  Введение

 

       Актуальность исследования Внеклассная  работа  по  иностранному  языку

имеет большое общеобразовательное, воспитательное  и  развивающее  значение.

Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка,  но  и

способствует также расширению культурного  кругозора,  эрудиции  школьников,

развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы,  эстетических

вкусов и, как следствие, повышает мотивацию  к  изучению  языка  и  культуры

другой страны и сквозь призму этих знаний более активно  осваивать  культуру

своей страны.

       В отечественной  педагогике  накоплен  значительный  теоретический  и

практический опыт внеклассной работы по  разным  учебным  предметам.  Чёткое

обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во  внеклассной

работе. [1,151].

       В 20 – 80е годы ХХ века  в  советской  школе  внеклассная  работа  по

иностранным  языкам  велась   достаточно   активно,   являясь   продолжением

регулярного  учебного  процесса.  Однако  в  начале  90х  годов  ХХ  века  в

отечественной  школе  наметилась  негативная  тенденция   «урокодательства»,

когда стали игнорироваться многие  формы  внеурочной  работы,  в  том  числе

внеклассная работа по иностранным языкам. Это  объяснялось  главным  образом

причинами  неудовлетворительного  финансирования  школ   и   исключения   из

учебного  плана  так  называемых  необязательных  занятий,   в   том   числе

факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы  существенным  образом

ослабла традиция творческого  отношения  учителей  к  развитию  ребёнка  вне

рамок  урока.  В  конце  90х годов,  когда  правительство  и   министерство

образования вновь обратили  внимание  на  приоритет  воспитания  в  школе  и

несколько   улучшили   финансирование    системы    образования,    возникла

необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был  накоплен  в

отечественной школе.

       Как выяснилось, за это время  произошли  такие  изменения  в  жизни  и

системе  образования,  которые  потребовали  обновлённых  подходов,  форм  и

содержания внеклассной работы по иностранным языкам.  В  частности,  широкое

распространение  в  системе  образования  получила  работа  с  компьютерами,

использование Интернет-сети  в  обучении  различным  предметам,  особенно  в

процессе контроля знаний, умений, навыков.

       Кроме того, в социально-педагогическом  пространстве  школы  возникли

тревожные тенденции, являющиеся  результатом  негативного  влияния  массовой

культуры и тяжёлого материального положения  многих  семей,  что  привело  к

значительному росту так называемых «трудных» детей.  В  целях  коррекционной

работы и профилактики отклоняющегося  поведения  учащихся,  в  школах  стала

возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе  по  иностранным

языкам.

       Поэтому   возникла    необходимость    систематизировать    имеющийся

общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание  и

методически оформить новые требования к организации  внеклассной  работы  по

иностранным  языкам.  В  данном  исследовании  мы   руководствовались   этой

насущной потребностью современного  процесса  обучения  иностранным  языкам.

Систематизация накопленного опыта в  этой  сфере  и  обогащение  его  новыми

подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

       Кроме того, обращение к  данной  проблеме  носит  и  характер  личной

заинтересованности.  Это  связано  с   моей   будущей   профессией   учителя

иностранного  языка,  использующего  в   своей   практической   деятельности

самостоятельно  разработанные  методические  рекомендации  и   материалы   к

внеклассной работе по иностранным языкам.

       Источники   исследования:   монографии   отечественных   авторов   по

дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи  учёных,  педагогов,  учителей-

практиков  в   педагогической   периодике   (главным   образом   в   журнале

«Иностранные языки в школе»), а также  собственные  методические  разработки

для внеклассной работы по иностранному языку.

       Объект исследования

       Внеклассная работа по учебным  предметам в современной школе.

       Предмет исследования

       Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.

       Цель исследования

       Систематизировать  теоретический  и  практический  опыт   внеклассной

работы  по  иностранным  языкам  и  представить   собственные   методические

разработки и рекомендации в данной области.

       Задачи исследования

       1) систематизировать теоретический  и практический  опыт  внеклассной

          работы в современной школе;

       2)   проанализировать   внеклассную   воспитательную    работу    по

          иностранному языку с точки зрения системного подхода;

       3) выявить  основные  педагогические  характеристики  игровых  форм,

          факультативных занятий, календарных  и  тематических  праздников,

          экскурсий,  домашних  работ  учащихся  и  использования   средств

          массовой информации  (СМИ)  и  компьютерной  сети  «Интернет»  во

          внеклассной работе по иностранному  языку;

       4) представить собственную методическую  разработку по творчеству  У.

          Шекспира  и  дополнить  различные  формы  внеклассной  работы  по

          иностранному языку собственными  методическими рекомендациями.

      Методы исследования

       1) теоретический анализ педагогической  литературы;

       2) систематизация материалов по  структурным (системным)  компонентам

          внеклассной работы по иностранному  языку;

       3) классификация различных форм  внеклассной работы  по  иностранному

          языку;

       4) практическая разработка методических  рекомендаций по внеклассному

          мероприятию.

      Теоретическая значимость исследования  состоит в том, что:

            .  осуществлён  теоретический  анализ  внеклассной  работы   по

              иностранному  языку  как  педагогической  системы   (принципы

              организации, цели  и  задачи,  содержание,  мотивы,  формы  и

              методы внеклассной работы по  иностранному языку);

            . представлена  педагогическая  характеристика  отдельных  форм

              внеклассной   работы    по    иностранному    языку    (игра,

              факультативные занятия, календарные  и тематические праздники,

              экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

            .  по   каждой   форме   воспитательной   работы   представлены

              собственные методические рекомендации;

            . в приложении представлена авторская  методическая  разработка

              «Вечер  английского  языка,  посвящённый  творчеству  Уильяма

              Шекспира».

      Практическая значимость исследования  состоит в том, что его результаты

могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа,  а  именно:

в лекциях,  семинарах  и  лабораторно-практических  занятиях  по  дидактике,

методике преподавания иностранных языков, в процессе  написания  курсовых  и

дипломных работ,  в  ходе  педагогической  практики  студентов,  а  также  в

педагогической  деятельности  учителей  иностранных  языков  в   современной

школе.

      Структура дипломной работы.

      Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и

приложения.

 

   Глава I. Теоретические основы внеклассной  работы по иностранному языку

 

 

     § 1.1. Внеклассная работа по иностранному  языку как педагогическое

                                   явление

 

      ВНЕКЛАССНАЯ  РАБОТА,  внеурочная  работа,  составная   часть   учебно-

воспитательного процесса  в  школе,  одна  из  форм  организации  свободного

времени учащихся. Внеурочная работа  в  дореволюционной  России  проводилась

учебными  заведениями  главным   образом   в   виде   занятий   творчеством,

организации тематических вечеров и др. Большое развитие  внеклассная  работа

получила в 20е годы ХХ века,  когда  в  школах  начали  активно  создаваться

разнообразные  кружки,  самодеятельные  коллективы,   агитбригады.   А.   С.

Макаренко,  С.  Т.  Шацкий,  В.   Н.   Сорока-Росинский   и   др.   педагоги

рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания  личности,

основанного на принципах добровольности, активности и  самостоятельности.  С

созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и  ячеек  комсомола  внеурочная

работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

      До сер. 80-х гг. внеурочная работа  контролировалась органами народного

образования,  комитетами  комсомола  и  советами   пионерской   организации.

Внеурочная работа чаще  всего  велась  педагогическим  коллективом  и  узким

активом учащихся под руководством организаторов  внеклассной  и  внешкольной

воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось  в

роли  пассивных  исполнителей  и  наблюдателей,   предпочитая   неформальное

общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу  не

смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

      Во 2-й половине 80-х гг. в  процессе  гуманизации  воспитания  начался

поиск  новых  подходов  к  внеурочной  работе  ориентированной  на  личность

школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций  позволила

школьным  коллективам   самостоятельно   определять   содержание   и   формы

внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений  учащихся.  Основными

задачами внеурочной  работы  признаны  создание  благоприятных  условий  для

проявления творческих способностей,  наличие  реальных  дел,  доступных  для

детей и имеющих конкретный результат, внесение в  неё  романтики,  фантазии,

элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

      Направления, формы, методы внеурочной  работы практически  совпадают  с

внешкольной работой.  В  школе  предпочтение  отдаётся общеобразовательному

направлению, организации предметных кружков и  научных  обществ  учащихся  и

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку