Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, «под
национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее
многонационального народа как носителя суверенитета и единственного
источника власти в Российской Федерации». А «обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного,
духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной
жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование
государственной политики в области духовного и нравственного воспитания
населения…, а также включает в себя противодействие негативному влиянию
иностранных религиозных организаций и миссионеров».
Однако, при проведении Хэллоуина (других праздников, происхождение и
практика отмечания которых также малознакомы для нас) создаются возможности
нарушении принципа светского характера российского государства,
закрепленного в части 2 статьи 14 Конституции РФ и конкретизированного в
статьях Закона «Об образовании». Так, Конституция установила, что
Российская Федерация есть светское государство, в котором религиозные
объединения отделены от государства, а Закон «Об образовании» определяет
запрет деятельности религиозных объединений в образовательных учреждениях.
«В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах
управления образованием создание и деятельность организационных структур …
религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются» (ч. 5 ст.
1 Закона «Об образовании»). «Государственная политика в области образования
основывается на следующих принципах:... 4) светский характер образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (ст. 2 данного
Закона). Однако никто не может гарантировать абсолютное неведение учителей,
администрации школы относительно истинных целей проведения праздников,
аналогичных Хэллоуину. Никто не может быть уверен в том, что эти лица не
входят в состав организационных структур каких-либо сектантских
организаций, осуществляющих в латентной форме образовательную и
воспитательную деятельность в соответствии со своими интересами
представителей религиозной организации.
Также возможно создание препятствий выполнению государством внутренней
функции регуляции социальной и духовной сфер жизни общества, и внешней -
сотрудничества с другими государствами по поводу культурного
взаимодействия. В части 1 статьи 7 нашей Конституции говорится, что
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека», в, частности, на обеспечение здоровья населения,
профилактики ситуаций, оказывающих на него негативное влияние. В Законе «Об
образовании» устанавливается, что к принципам государственной политики в
области образования относится «единство федерального культурного и
образовательного пространства. Защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального государства» (п. 2 ст. 2). Выделив это
положение в качестве принципа деятельности государства, законодатель тем
самым, стремился подчеркнуть приоритетность развития российских традиций,
культуры. В ч. 2 ст. 14 данного закона («Общие требования к содержанию
образования») говорится о том, что «содержание образования должно
обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру». При этом,
опять же, как видно из текста, приоритет отдается развитию присущих нашему
государству традиций и культур, так как вновь упоминается национальная
культура.
Отмечанием Хэллоуина формируются предпосылки для разжигания
религиозной вражды, запрещаемого частью 5 статьи 13 Конституции Российской
Федерации. Часть 2 статьи 29 Конституции РФ устанавливает, что «не
допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие … религиозную ненависть и
вражду». Аналогичная по смыслу норма, предусматривающая наказание за
возбуждение религиозной вражды, содержится в Уголовном кодексе Российской
Федерации, введенном в действие с 1 января 1997 года. Во-первых, отмечание
Хэллоуина по сути есть один из способов выражения своего резко
отрицательного отношения ко Дню Всех Святых, который следует
непосредственно за хэллоуиновской ночью и празднуется верующими многих
христианских конфессий, к их религиозным чувствам. Очевидно, что в
современных условиях напряженной борьбы различных конфессий за
беспрепятственную, независимую от вмешательства в собственную религиозную
деятельность представителей иных конфессий, реализацию права исповедовать
свои религиозные убеждения и отправлять культы, отмечание Хэллоуина
выглядит просто вызовом христианам. И не только им, так как даже граждане,
не имеющие конфессиональных предпочтений, часто вынуждены принимать мнение
одной из сторон конфликта, что, в свою очередь противопоставляет их взгляды
взглядам противоположной стороны по поводу данной проблемы. Тем более,
недопустимо, чтобы такой конфликт развивался в образовательных учреждениях:
«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе
между … религиозными группами» (ч. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав
человека).
Естественно, что в том случае, если лица, ответственные за проведение
Хэллоина осведомлены о его религиозной сущности, однако скрывают данный
факт, а ребенок участвует в отмечании Хэллоуина как светского праздника,
возможно, следует говорить о нарушении права ребенка на свободу совести,
свободу вероисповедания, закрепленное в частности в ст. 28 Конституции
Российской Федерации, которое может осуществляться как путем определения
своей принадлежности к какой-либо религии, отправления ее культов, так
определения себя в качестве человека, не принадлежащего ни к какой религии
и не отправляющего какие-либо культы.
На наш взгляд, Хэллоуин является сектанским праздником. Его отмечание в
школах осуществляется не всегда осознанно и добровольно, не отвечает
элементарным нормам психологического, нравственного воспитания детей,
встречает много возражений со стороны общества, а также противоречит
законодательству Российской Федерации и ряду международных правовых норм. В
связи с этим встает вопрос о необходимости закрепления правового запрета на
его отмечание. Таким образом, удастся избежать незаконного
воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и
вероисповеданий, которое выражается в препятствовании деятельности
религиозных организаций или совершения религиозных обрядов, и наказывается
в соответствии с санкцией ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.
А самое главное, будут реализованы положения ст. 2 Конституции Российской
Федерации об обязанности государства осуществлять признание, соблюдение и
защиту прав и свобод человека и гражданина.
§ 2.4. Экскурсии как форма
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное
посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.;
поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной
целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях
производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися
различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак
занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными
усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной
составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе
и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на
основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и
фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и
процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их
самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма
и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность,
память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую
деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. [16, 53].
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии,
возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав
экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.
Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в
зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста
учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов.
Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание
обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках
законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому
учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения,
способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии учащиеся не
расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний
к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии»,
учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться
простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи
наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с
картой местности.
Экскурсия дает широкие
использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая
экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.
Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее
проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно
выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя,
приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с
современной технологией и техникой производства. [21, 134].
Школьная экскурсия — сложная форма учебно-воспитательного процесса.
Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от
урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает
учителей от этой эффективной формы обучения.
Высокая результативность экскурсии, решение поставленных
познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности
учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения
владеть вниманием ребят.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении
жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и
конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на
практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный
вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии
составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее
усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях
становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при
обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения
используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у
школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными
данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное
предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью
людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых
изучаются в школе, формируются представления о производственных
Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку