Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

т.п.  Развитие   художественного   и   технического   творчества   учащихся,

художественная самодеятельность, физкультура, детский  и  юношеский   спорт,

туризм и т. д. С учётом воспитательного значения  производственной  трудовой

деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов  и

других  трудовых  объединений,   работающих   по   заказам   предприятий   и

учреждений.

      Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и  молодёжи

в неформальном общении в клубах  и  любительских  объединениях,  музеях,  во

время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической  форме

внеурочной работы  относится  организация  продлённого  дня.  Во  внеурочной

работе большое значение  имеет  самоуправление  учащихся  которое  позволяет

большинству  школьников  принять  участие  в  организаторской  деятельности,

формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только  от

активности  учащихся,  но  и  от  педагогического  влияния,  умения  учителя

придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

      ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ.  Различные  виды  самостоятельной  учебной

деятельности школьников. Часть внеурочных  учебных  занятий  непосредственно

связана  с  уроками  —  выполнение  текущих  домашних  заданий,   подготовка

докладов, рефератов для  выступления  в  классе,  написание  сочинений.  Др.

часть  внеурочных  учебных  занятий  связана  с  уроками   опосредованно   и

выполняется в свободное от изучения школьной программы  время.  Это  кружки,

факультативные занятия, спорт, секции,  индивидуальные  занятия  искусством,

техническим творчеством,  призванные  удовлетворять  разнообразные  интересы

учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной  деятельности  по

своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных  учебных  занятий  в  ходе

обновления  средней  школы  будет  возрастать.  Применение   и   закрепление

учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной  деятельности

смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

      Участие   школьников   в   общественно   полезной    деятельности    с

использованием  знаний  и  умений,  полученных   на   уроках,   способствует

осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные  отношения

к образованию.

      Воспитательное и образовательное  значение внеурочных  учебных  занятий

высоко оценивалось педагогами с самого начала становления  советской  школы.

В современной дидактике  виды  внеурочных  учебных  занятий  трактуются  как

внеурочный этап процесса обучения. Примерное  содержание  тех  видов  работы

учащихся, в которых усвоенное на уроках  используется  для  обществ,  целей,

должно указываться в учебных программах.  Организация  их  и  первоначальная

помощь учащимся возлагаются на  учителей-предметников,  для  которых  такого

рода внеклассная работа  является  естественным  продолжением  преподавания.

[2,152].

 

     § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

                                   система

 

      Современная  школа  имеет  большой  опыт  проведения   просветительно-

воспитательной  работы  по  иностранному  языку,  которая  составляет  часть

единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по  ИЯ[1]  можно

определить как систему  неоднородных  по  смыслу,  назначением  и  методикой

проведения просветительно-воспитательных  мероприятий,  которые  выходят  за

пределы обязательных учебных программ.

 

      а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

 

       В основе  функционирования  системы  внеклассной  работы  по  любому

предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих  содержание,

формы,  методы,  направление  педагогического   воздействия   на   личность,

характер связи отдельных элементов системы.

       Принципы  внеклассной  работы  по  иностранному  языку  –   исходные

положения,  которые  определяют  требования  к  её  содержанию,  методам   и

организационным формам.  Они  отвечают  целям  и  задачам  всей  внеклассной

работы по иностранному языку в  школе  и  иллюстрируют  суть  педагогической

деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

1) Принцип связи обучения с жизнью.

   Реализация этого принципа позволяет  обеспечить тесную  связь  внеклассной

   работы по иностранному языку  с условиями жизни  и  деятельности  ребёнка.

   Основные условия реализации  этого принципа следующие:

            . систематическое ознакомление подростков и старших школьников с

              актуальными событиями в жизни  нашей страны и за рубежом;

            . широкое использование краеведческого  материала;

            . встречи с людьми,  использующими   иностранный  язык  в  своей

              профессиональной деятельности;

            . включение  материалов  на  иностранном  языке  в  общешкольные

              мероприятия;

            . использование на  внеклассных  занятиях  материалов  из  жизни

              школы;

            . привлечение материалов переписки  с зарубежными  школьниками  к

              работе над избранной тематикой.[30, 64].

2) Принцип коммуникативной активности  учащихся.

   Предпосылкой  более  высокой  коммуникативной  активности   учащихся   во

   внеклассной работе является  возможность выбрать наиболее  интересующий  и

   доступный вид деятельности: ведение  переписки  с  зарубежными  друзьями,

   чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков  устной речи  на

   занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования

   коммуникативной   активности   имеет   не   только   разнообразие   видов

   деятельности,  но  и  её  содержательная  сторона.  Использование  новых,

   неизвестных   учащимся   материалов,   их   познавательная   ценность   и

   занимательность вызывают потребность  в общении, повышают его качественный

   уровень.[30, 65].

3) Принцип учета уровня языковой  подготовленности учащихся и

   преемственности внеклассной работы  с уроками иностранного языка.

   Во внеклассной работе, так же  как  и  на  уроках,  необходимо  добиваться

   сознательного  применения  знаний,  умений  и   навыков.   От   понимания

   содержания используемого материала, готовности учащихся  включать  его  в

   речевую деятельность во многом зависит формирование  интереса  ребёнка  к

   иноязычной  деятельности.  Преемственность  урока  иностранного  языка  и

   внеклассной работы по предмету  ни в коей мере  не  означает  дублирование

   темы, форм и методов работы. В  рамках каждой из  изучаемых  по  программе

   тем для устной речи  и  чтения  можно  выделить  подтемы,  представляющие

   наибольший   интерес   для   учащихся.   Назначение   этих    подтем    –

   конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям  и

   обстоятельствам жизни детей. Постепенное  расширение  лексико-тематических

   связей в тематике внеклассной  работы создаёт  благоприятные  условия  для

   решения практических, общеобразовательных  и  воспитательных  задач.  [30,

   67].

4)  Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

   Эффективность  внеклассной  работы  по  иностранному  языку   во   многом

   определяется соответствием её  содержания, форм и методов этапам  изучения

   иностранного языка и психофизиологическим  особенностям учащихся. Знание и

   учёт типичных возрастных особенностей  учащихся дают  возможность  учителю

   осуществлять   перспективное   планирование   внеклассной    работы    по

   иностранному языку, определять  её задачи и способы организации  на  каждом

   этапе. [30, 68].

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм  работы.

   Умелое сочетание коллективной, групповой  и  индивидуальной  форм  работы

   основано на хорошем знании  учителем контингента учащихся,  их  интересов,

   возможностей,  планов.  Это  позволяет  оптимально  подобрать  партнёров,

   распределить их  роли.  Индивидуальные,  групповые  и  коллективные  виды

   деятельности должны органически  сочетаться между собой. В этом  отношении

   наиболее  благоприятным  является   включение   на   определённом   этапе

   индивидуальной и групповой деятельности  в  деятельность  коллективную,  в

   результате чего происходит объединение  личных  мотивов  и  переживаний  с

   мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной

   работы по иностранному языку.

   Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством  конечной  цели

   всего учебно-воспитательного процесса  школы  –  формирование  всесторонне

   развитой, гармоничной личности, во-вторых,  единством  духовной  сущности

   человека,  которого  невозможно  воспитывать  и  обучать  по  частям.   В

   осуществлении  межпредметных  связей  реализуется  одно   из   требований

   системного  подхода  к  проводимой  работе  по  обучению   и   воспитанию

   подрастающего поколения. С учётом  этого требования внеклассная  работа  по

   иностранному  языку  должна  проводиться   не   изолировано,   а   тесной

   взаимосвязи  с  другими  учебными  предметами.  Использование  интересных

   материалов по географии, истории, литературе и другим предметам  в  работе

   кружков клубов знатоков страны  изучаемого  языка  обогащает  внеклассную

   работу по иностранному  языку,  способствует  повышению  интереса  к  ней

   учащихся и качества её проведения. [30, 71].

      Эффективность и результативность  внеклассной  работы  зависит  как  от

учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

    . добровольность участия;

    . сочетание инициативы детей  с направляющей ролью учителя;

    . занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

    . эстетичность всех проводимых  мероприятий;

    .  четкая  организация  и  тщательная  подготовка  всех  запланированных

      мероприятий;

    . наличие целевых установок и перспектив деятельности;

    .   широкое   использование   методов   педагогического   стимулирования

      активности учащихся;

    . гласность;

    . привлечение учащихся более  старшего возраста к подготовке  и проведению

      мероприятий с учащимися более младшего возраста.

   Все вышеназванные принципы и  условия дополняют друг друга  и  в  комплексе

   обеспечивают  целенаправленное,  последовательное,   систематическое   и,

   вместе с тем, разностороннее  влияние на развитие личности.

 

          б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

 

        Одним из способов интенсификации  учебно-воспитательного процесса  по

иностранному языку является создание единой  системы  урочной  и  внеурочной

работы по предмету, так как  изучение  любой  программной  темы  может  быть

продолжено  во  внеклассной  работе.  При   планировании   и   осуществлении

внеклассной работы  педагогический  коллектив  учителей  иностранного  языка

должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в  решении

практических, образовательных и воспитательных задач, а  с  другой  стороны,

экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива  и  сочетаются

со всей системой учебно-воспитательного процесса.

      Целями внеклассной работы по  иностранному языку являются:

    .  расширение  и  углубление  знаний,  умений  и  навыков  в   овладении

      иноязычной коммуникативной деятельностью;

    . стимулирование интереса учащихся  к изучению предмета;

    . всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-

      волевую и духовно-нравственную  сферы.

      Внеклассная работа по иностранному  языку решает такие задачи:

    . усовершенствование знаний, привычек  и умений, приобретенных на  уроках

      ИЯ;

    . помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

    . развитие их  творческих  способностей,  самостоятельности,  эстетичных

      вкусов;

    . воспитание любви и уважения  к людям своего родного края  и страны, язык

      которой изучается.

       Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-

педагогических особенностей обучения ИЯ на разных  уровнях.  Знание  свойств

личности того или другого возраста  дает  возможность  правильно  определить

содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

       В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку