Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

групповые   задания,   которые   предполагают   самостоятельную    поисковую

деятельность учащихся. В первом  случае  учащиеся  будут  следить  за  ходом

мысли, рассуждений учителя, во втором - частично  привлекаться  к  поисковой

деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все  этапы  поисковой

деятельности.

      Такие задания развивают сообразительность  и  настойчивость,  элементы

нестандартного мышления, умения анализировать  и  обобщать,  реферировать  и

моделировать  языковой  материал.  Это   стимулирует   учебно-познавательную

деятельность учащихся, становится фактором создания творческой  атмосферы  в

процессе внеклассной работы.

      Слаженная   работа   предметного   кружка    способствует    повышению

успеваемости всех учащихся, качества их  знаний,  уровня  их  воспитанности.

Общность интересов и духовных потребностей школьников в  предметном   кружке

создает благоприятные условия для установления  более  тесных  межличностных

связей, что положительно влияет на  психологический  климат  в  школе.  [26,

227]

 

  Ученические конференции как  индивидуальная форма внеклассной  работы по ИЯ

 

      Ученическая конференция, как правило, носит тематический  характер.  В

процессе  её  подготовки  учащиеся  на  основе  широкого  круга  источников,

готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов  и  альбомов  по  той

или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность  учащимся  и

учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка,  почувствовать  себя  в

диалоге  с  иной  культурой.  Жесткие  рамки  урока  и  четко   определенное

содержание учебных  дисциплин  не  всегда  позволяют  учащимся  познать  все

богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями.  В  этом

случае с целью актуализации, обобщения  и  систематизации  изученного  ранее

материала, его углубления, расширения  и  упрочения  проводятся  ученические

конференции. Конференция,  как  никакая  другая  форма  внеклассной  учебной

работы,  формирует  личностной  аспект   восприятия   знаний,   способствует

привитию  учащимся  умений   и   навыков,   культуры   интеллектуального   и

практического труда, умений  самостоятельно  добывать  и  пополнять  знания,

воспитывает общественную активность школьников. [25, 101].

      Задача ученической конференции  — привлечь внимание как можно  большего

числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна  быть

не только актуальной, но и интересной, доступной для  большинства учащихся.

В конференции могут принимать  участие  как  учащиеся  параллельных,  так  и

непараллельных классов.

      Ученические конференции призваны  вырабатывать  у  учащихся  мастерство

лектора,  что  связано  не   только   с   интеллектуальным,   содержательным

обеспечением доклада  (сообщения),  но  и  с  развитием  речи  учащихся,  ее

правильности,   выразительности,   яркости,    естественности,    правильной

интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

       Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми,  как  правило,  по

параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу  в  своих

группах.

       Одновременно с достаточно разнообразными  формами внеклассной  работы,

в которых  заняты  практически  все  учащиеся  группы,  в  школе  необходимо

разработать системы внеклассных мероприятий направленных  на  стимулирование

учащихся к достижению высоких личных результатов. Все  проводимые  конкурсы,

в  которых  каждый  ученик  может  принять  участие   индивидуально,   можно

разделить на 4 группы:

          . лексические (2-11 классы)

          . грамматические (3-11 классы)

          . фонетические (3-9 классы)

          . творческие (3-11 классы)

      Несомненно,  складывающуюся  систему  внеклассной  работы   необходимо

совершенствовать,  наряду   с   традиционными   формами,   дающими   хороший

результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа  даёт  неограниченные

возможности для творчества, как учителя, так и учащихся.

 

  Особенности внеклассной работы  по иностранному языку с «трудными» детьми

 

      Печальной реалией нашей жизни  стали  так  называемые  «трудные»  дети.

Профессор  С.А.  Завражин  даёт  следующее  определение  категории  «трудные

дети/подростки»:  это  дети/подростки  с   затруднениями   или   нарушениями

процесса   социализации.   К   ним    относят:    «а)    неуспевающих;    б)

недисциплинированных; в) имеющих физические или психические  недостатки;  г)

болезненных;  д)  отстающих  в  интеллектуальном  плане;  е)   педагогически

запущенных;    ж)    социально     запущенных;     з)     несовершеннолетних

правонарушителей,  иногда,  к  числу  «трудных»  детей   относят   учащихся,

опережающих  сверстников  в  своём  интеллектуальном  развитии,  это   может

сочетаться  с  таким  чертами,  как  несдержанность,   эгоизм,   зазнайство,

пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой  причисляют

детей с самобытными чертами темперамента  и  характера  («лгуны»,  «тихони»,

«лентяи», «гордецы» и т.д.)». [24, 218].

      Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно:

   1) в конфликтных семьях, в которых  родители не ладят друг с  другом;

   2) в аморальных семьях, в которых  супруги ведут образ  жизни,  являющийся

      объектом общественного осуждения;

   3) в педагогически несостоятельных  семьях,  в  которых  отношения  между

      супругами   и   детьми   сравнительно   благоприятные,   но    способы

      воспитательного  воздействия  неправильны  (родители  в  таких  семьях

      чрезмерно   потакают детям  или, наоборот, держат  их  в  чрезвычайной

      строгости;  возможна  и  ситуация,  когда  родители  просто  «разводят

      руками», не зная, как воздействовать  на ребенка;

   4) семьи с социально-экономическими  факторами риска (низкий  материальный

      уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218].

      Дети  из   «неблагополучных»   семей   характеризуются   замкнутостью,

ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость  и

даже агрессивность по отношению к одноклассникам и  взрослым.  Воспитание  у

таких детей  чувства  гуманности  является  важной  задачей.  Думается,  что

учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения  этой

задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на  уроках,  так  и

во внеурочное время. [29, 52].

      Здесь можно сослаться на педагогический  опыт учителя английского языка

Л.Н. Шабановой. С 1994г. она уделяет особое  внимание  работе  с  детьми  из

«неблагополучных» семей. Администрация школы №34  г.  Зеленограда  полностью

поддержала   её.   Людмила   Николаевна   проводит   еженедельно   3    часа

индивидуальных занятий с учащимися V—VI  классов  и  2  часа  факультативных

занятий с учащимися X классов. Эти  часы  входят  в  дополнительную  учебную

нагрузку педагога и оплачиваются  соответствующим  образом.  Ежегодный  план

работы включает следующее:

   1. Изучение психологических особенностей  детей.

   2. Знакомство с семьями ребят.

   3. Развитие личности каждого ребенка  посредством вовлечения его во

      внеклассную работу по английскому языку. [29, 52]

      В публикации Л.Н. Шабановой мы  не находим конкретного описания  работы

с «трудными» детьми. В связи с этим,  мы  бы  рекомендовали,  прежде  всего,

общаться с этими детьми во  время  внеклассных  мероприятий,  сублимируя их

отрицательную  энергию  в  творческое,  созидательное  русло,  поощрять   их

участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять  им

посильные роли. При этом важны похвала  учителя,  одобрение  одноклассников,

добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи  ребёнка,

подбадривание, оптимистический  настрой,  а  также  чувство  юмора.  На  наш

взгляд,  наиболее  целесообразными  мероприятиями,   в   которых   участвуют

«трудные» дети могли бы быть следующие дела:

         . театральная деятельность («трудные» дети  могут  участвовать  не

           только в роли актёров, но и  в  роли  реквизиторов,  оформителей,

           звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов);

         . игровая деятельность (игры помогают замкнутым  и  ранимым  детям

           обрести   инициативу,   «чувство   локтя»,   смысл   жизни,    а

           гиперактивным   и   даже   агрессивным   детям   получить   опыт

           «окультуривания»  собственных  чувств  и  поведения,   благодаря

           соблюдению общепринятых в игре  правил, необходимости действовать

           по определённому  плану  и  приучают  к  дисциплинированности  и

           ответственности);

         .  выполнение  языковых  заданий  с  помощью   компьютерной   сети

           «Интернет» (формальные и речевые  упражнения) и т.д.

      Выводы: в первой главе дипломной  работы  мы  рассмотрели  внеклассную

работу по  иностранному  языку  с  точки  зрения  педагогической  системы  и

педагогического явления. Исходя из этого, можно  сделать  следующие  выводы:

внеклассная  воспитательная  работа  по  ИЯ  является  неотъемлемой   частью

педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего  развития

школьников,  в  том   числе   интеллектуального,   духовно-нравственного   и

эмоционально-волевого. Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и  задачи  и

строится по определённым принципам.  Содержание  внеклассной  работы  по  ИЯ

ориентировано, прежде всего, на содержание  урочной  работы  и  является  её

логическим  продолжением.  Многообразие  форм  внеклассной  работы   по   ИЯ

предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников.

 

  Глава II. Практические рекомендации  к внеклассной работе по иностранному

                                    языку

 

 

        § 2.1. Игровые формы внеклассной  работы по иностранному языку

 

       В  настоящее  время  стала  очевидной  идея  необходимости   обучения

иностранному языку  как  средству  коммуникации  непременно  в  коллективной

деятельности   с   учетом   межличностных   связей:    преподаватель-группа,

преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик  и  т.  д.  Положительное

влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.  Игра  дает

возможность создать и  сплотить  коллектив.  Игра  дает  радость  общения  с

единомышленниками. [8, 54].

       Игра дает умение  ориентироваться  в  реальных  жизненных  ситуациях,

проигрывая их неоднократно и как бы  понарошку  в  своем  вымышленном  мире;

даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который  так

высок  сейчас  у  родителей  и  передается  детям;   вырабатывает   активное

отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

  Цель:

      . Развитие интереса учащихся  к изучению иностранного  языка.

  Задачи:

      . Активизировать рече-мыслительную  деятельность учащихся.

      . Расширить кругозор и обогатить  лексический запас.

      . Воспитать культуру общения

 

                        Психологические аспекты игры

 

       Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов  деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

       По определению, игра - это  вид  деятельности  в  условиях  ситуаций,

направленных на  воссоздание  и  усвоение  общественного  опыта,  в  котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

       В человеческой практике игровая  деятельность выполняет такие  функции:

 

          . развлекательную (это основная  функция игры - развлечь,

            доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

          . коммуникативную: освоение диалектики  общения;

          . самореализации в игре как  полигоне человеческой практики;

          . игротерапевтическую: преодоление  различных трудностей,

            возникающих в других видах  жизнедеятельности;

          . диагностическую: выявление отклонений  от нормативного

            поведения, самопознание в процессе  игры;

          . функцию коррекции: внесение позитивных  изменений в структуру

            личностных показателей;

          . межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

            социально-культурных ценностей;

          . социализации: включение в систему  общественных отношений,

            усвоение норм человеческого  общежития.

      Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

         . свободная  развивающая  деятельность,  предпринимаемая  лишь  по

           желанию  ребенка,   ради   удовольствия   от   самого   процесса

           деятельности,   а   не   только   от   результата   (процедурное

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку