Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не
привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не
учтете, то учащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь
терпимее относиться к
языке, если это помогает продвижению ролевой игры.
. если ваши учащиеся все же переходят на родной язык, то
устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы в
парах и легкой ролевой игры с информационными заданиями. Если
это не срабатывает, то это означает, что ваша аудитория слишком
закрепощена и необходима предварительная подготовка
(коммуникативные упражнения) чтобы учащиеся расковались. [19,
46].
. всегда продумывайте
или пар, которые заканчивают раньше других.
. установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы
каждый этап ему
Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается
использование каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с
ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они
должны либо вернуть ее учителю, либо перевернуть ее и обращаться к ней
только тогда, когда им необходимо.
Проблема ошибок учащихся
Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку, и
возможность свободно делать ошибки на уроке скорее содействует обучению
нежели сдерживать его. Они постепенно исчезают, по мере того, как учащиеся
становятся более компетентными и уверенными в себе.
Учащиеся на данном уровне обычно допускают ошибки одинакового типа
как в ролевой игре, так и при работе с любым другим изучаемым материалом. И
поэтому вы можете предусмотреть наиболее типичные ошибки и упредить их,
продумав предварительные упражнения на использование определенных структур,
лексических единиц, которые затем будут использоваться в ролевой игре.
Во время игры учитель должен переходить от группы к группе замечая
ошибки с тем, чтобы после ролевой игры или на следующем уроке приступить к
работе над ошибками. Очень важно при этом заставить учащихся самих дать
правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки,
написать их на доске и сопроводить их при этом каким-то типом коррективных
упражнений, которые могли бы наилучшим образом способствовать отработке
правильного варианта самими учащимися. [19, 48].
Коммуникативные игры
Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и
элементами развлечения.
Имеются 2 основных типа игр:
1. Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются,
соревнуются за то, чтобы 1-ыми достичь цели.
2. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к
общей цели.
Коммуникативные игры
состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту
выполнения нарушают правильное использование языка.
Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр,
поскольку основная цель коммуникативных игр состоит не в решении
лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
Успешное завершение
определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы,
диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное
построение структуры предложения (использование языка).
Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную
коммуникацию, а не на правильную речь. Коммуникативную игру следует
использовать на сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее
отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале.
Игры следует отнести к
развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или
в конце четверти. При помощи игр на продвинутом уровне обучения появляется
возможность для реальной коммуникации. Игра является диагностическим
инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты,
степень усвоения материала, и стало быть предпринять все меры по их
ликвидации.
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие
например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары,
обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и
загадки, ролевые игры и воспроизведение.
Самые простые виды деятельности, основываются на принципе
информатизационного пробела (пробела в информации). В этих играх учащиеся
группы А располагают такой информацией, которая отсутствует у учащихся
группы Б. Учащиеся группы Б должны получить эту информацию. Причем этот тип
игры может быть односторонним или обоюдным (взаимным), когда оба игрока
располагают лишь частью информации, которую они должны объединить сообща,
для решения общей проблемы.
Коммуникативные игры разыгрываются в парах или в небольших группах
при этом все члены группы обычно располагают определенной информацией.
Игры на догадку: Принцип игры состоит в том, что игроки, обладающие
информацией, умышленно придерживают ее, в то время как другие участники
пытаются догадаться. [19, 47].
Поисковые игры: Каждый участник игры обычно имеет одну из частей
информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы.
Основная задача собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом, каждый
играющий является одновременно информантом и собирателем информации. [19,
47].
Игры на подбор пар: Это игры по вовлечению участников в подбор схожих
пар, карт или картинок и могут быть разыграны целым классом, при этом
каждый участник игры должен циркулировать по классу до тех пор, пока не
найдет партнера с той же самой карточкой или картинкой. [19, 47].
Игры на соответствие: Игры основываются на мозаичном принципе, где
каждый игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только
одно из них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа определяет,
что является более предпочтительным в данной ситуации. [19, 47].
Игры по обмену или сбору информации: Игроки имеют определенные
предметы или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы
заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно
циркулируют, обмениваясь статьями или картами или в качестве межгрупповой
деятельности. [19, 47].
Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную
информацию для того, чтобы организоваться в группы такие как семьи или
люди, живущие в одной и той же квартире.
Все эти деятельности могут включать элементы решения проблем,
элементы ролевой игры или игры на воображение.
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах
больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь
возможность свободно продвигаться по комнате.
Роль учителя в игре: мониторинг, ресурсный центр, учитель должен
передвигаться от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой
информацией, (т.е. оказывать языковую помощь) замечать ошибки, но не
перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.
Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике,
создает контакт на основании которого язык усваивается более осмысленно, и,
кроме того, является диагностическим инструментом для учителя (как уже было
упомянуто).
Деловые игры в обучении
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие,
моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и
обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний
предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной
речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством
профессионального общения и предметом изучения.[17, 201]
В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:
. имитирование профессиональной деятельности;
. поэтапное развитие;
. наличие конфликтных ситуаций;
. совместная деятельность
. описание объекта игрового
. контроль игрового времени;
. система оценки хода и
. элемент соревнования.
Классификация ролей
Ролевая игра - это не эпизодический прием, к которому время от
времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-
воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным
материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении.
Существуют различные способы классификации ролей:
. статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или
приобретены в течение жизни: роль гражданина определенного
государства и так далее.
. позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими
некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и
т.д.
. ситуативные роли, представленные в виде фиксированных
стандартов поведения и
достаточно быть
роль гостя, туриста, пешехода и др.
Значение игры на уроке
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает
использование ролевых игр на уроке иностранного языка.
. Известно, что ролевая игра представляет собой условное
воспроизведение ее участниками реальной практической
деятельности людей, создает условия реального общения.
Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь,
взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и
учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве,
разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся
говорить и тем самым
. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как
умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в
нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую
практику, при этом не только говорящий, но и слушающий
максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику
партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на
нее.
. Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на
вопросы (Почему?) - мотив и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно что
-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
. Игры положительно влияют на формирование познавательных
интересов школьников, способствуют осознанному освоению
иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств,
как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства
коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают
друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь
управляет учебной
. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности
учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;
выступает как эффективное средство создания мотива к
иноязычному диалогическому общению; способствует реализации
деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в
центре внимания находится ученик со своими интересами и
Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку