Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

            потребностями.

 

             § 2.2. Факультативные занятия по  иностранному языку

 

 

               Роль и место факультативов  в процессе обучения

 

      С  целью  углубления  и  расширения  знаний,  улучшения   трудовой   и

политехнической  подготовки,  удовлетворения  познавательных   интересов   и

развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.

      Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение  учебных

предметов,  основываясь  на  обязательных   школьных   курсах.   Факультатив

является  связующим  звеном  между   уроками   и   внеклассными   занятиями.

Факультативы служат  ступенью  перехода  от  усвоения  предмета  к  изучению

науки, знакомят учащихся с научными методами исследования.[28, 52].

      По образовательным задачам (т. е.  по  содержанию  образования)  можно

выделить  такие  виды  факультативов:  по  углубленному   изучению   учебных

предметов;   по   изучению   дополнительных   дисциплин   (логики,   второго

иностранного  языка  и  др.);  по  изучению  дополнительной   дисциплины   с

приобретением специальности  (машинопись,  стенография,  программирование  и

др.); межпредметные факультативы  (например,  курс  «Единство  материального

мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и  биологии).

[28, 52].

      Межпредметые факультативы помогают  ученикам глубже  понять  окружающий

мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в  определенных

отраслях производства. Межпредметные  факультативы  по  физике,  математике,

химии, биологии и  трудовому  обучению,  кроме  того,  вооружают  школьников

политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся  с  новыми

открытиями.

      Каждый из видов факультативов  может подразделяться  в  зависимости  от

дидактических  целей  на  теоретические,  практические   и   комбинированные

факультативные занятия. [28, 52].

 

                Организация и методика факультативных занятий

 

      Группы, как правило, комплектуются  из учащихся одного или параллельных

классов. Если факультатив не связан с  обязательными  занятиями,  то  группы

можно комплектовать из учащихся  разных  классов.  Наполняемость  групп  (не

менее десяти слушателей) определяется руководителем  занятий  в  зависимости

от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то  преимущество

оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к  предмету.  Обычно  это

связано  с  выбором  профессии.  Учитываются  также  те  качества  учащихся,

которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса  —

способности,  потребности,  прикладные  умения  и  навыки.  Для   проведения

занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели  вузов,  деятели  науки,

литературы, искусства, специалисты промышленного  производства  и  сельского

хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.

      Программы факультативных курсов  разрабатывает Министерство образования

России,   либо   создаются   авторские    факультативные    курсы.    Школам

предоставляется право, по согласованию  с  органами  народного  образования,

вносить изменения в программы с учетом регионального  компонента  и  местных

условий,  материальной  базы  школ.  Учащиеся  могут  сами  решать,   какими

вопросами  в  пределах  примерной  программы  они   будут   заниматься.   На

факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия можно  проводить

или по одному часу в неделю в течение учебного  года  или  по  два  часа  на

протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].

      Решение  задач  факультативных  курсов  требует  разнообразия  форм  и

методов обучения, способствующих  подготовке  школьников  к  самостоятельной

учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле  усвоения  знаний

слушателей  факультатива,  так  как  они   посещают   занятия   добровольно,

заинтересованы в изучении  курса,  сознательно  относятся  к  учению.  Можно

ограничиться тематической проверкой знаний  на  практических  и  семинарских

занятиях. Берется во  внимание  качество  написания  рефератов,  отчетов  по

лабораторным  работам,  изготовленных  приборов  и  установок,   учитываются

оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом  самостоятельной

исследовательской  деятельности  школьников   возникает  проблема  коррекции

ошибочных  представлений,  неполных  обобщений,  неточных  экспериментальных

данных, неправильных способов  действия.  Поэтому  обязательным  структурным

элементом  теоретических  и  практических  факультативных  занятий  является

обсуждение результатов работы учащихся.

      Чтобы  неустанно  поддерживать  и  повышать   интерес   слушателей   к

факультативу,  развивать  их  способности,  формировать  навыки   и   умения

изобретательства,  творческой   деятельности,   школьникам   предоставляются

широкие возможности  заниматься  разными  видами  исследовательской  учебной

деятельности —  конструктивной,  моделирования,  решения  прикладных  задач,

проведения экспериментов и опытов, теоретического поиска.  Исследовательская

деятельность  является  средством   формирования   приемов   самостоятельной

работы,  оптимально  приближает  процесс   учения   к   научному   познанию,

обеспечивает  усвоение  методов  науки  и  опыта  творческой   деятельности,

глубокое осмысление и запоминание знаний. [28, 23].

      Учащиеся выбирают факультативы  соответственно своим интересам, поэтому

их деятельность на  занятиях  характеризуется  высокой  активностью.  Высока

также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в  полтора-два  раза

больше, чем при изучении обязательных предметов.

      Руководство деятельностью учащихся  на  факультативных  занятиях  имеет

свои особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают  возможность

развивать мышление, память, воображение,  внимание  каждого  школьника,  его

способности,  рационально  организовать   индивидуальный   подход.   Интерес

учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя  подбирать

темы,  оптимально  отражающие   достижения   культуры,   научно-технического

прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].

 

                         Теоретические факультативы

 

      Теоретические  факультативы  организуются  для  углубленного  изучения

отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем,  обобщения

и  систематизации  знаний   и   имеют   следующую   структуру:   обоснование

актуальности темы, теоретическая и практическая  значимость  рассматриваемых

вопросов,  создание  проблемных  ситуаций;  раскрытие  проблемы   (изложение

материала  учителем,   выступления   учащихся   с   рефератами,   докладами,

демонстрация   учебных   кинофильмов,   проведение    опытов);    обсуждение

результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений,  повторное их

доказательство   в   процессе   решения   качественных   задач,    коррекция

неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно  обратных  связей

при  усвоении  материала:  анализ  обобщенного,  осмысление   существенного,

уточнение знаний, систематизация усвоенного).

      Теоретические факультативные занятия  можно проводить в  форме  лекций,

семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.

      В зависимости от дидактических  задач и логики  учебного  материала  на

факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

      Вводная лекция знакомит учащихся  с задачами, вопросами,  направлениями

курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции —  проблемо-

поисковый подход к раскрытию темы или ее  поисково-информационный  характер.

После лекции проводят семинарские занятия, цель  которых  —  самостоятельное

усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.

      Обзорные  лекции  в  основном  используются  с   целью   обобщения   и

систематизации знаний. Они будут  эффективными  лишь  при  таком  изложении,

которое обеспечивает интерес  слушателей  к  проблеме.  Большую  роль  здесь

играет демонстрационный эксперимент,  предшествующий  объяснению  материала.

Целесообразно  использовать  и  приемы  создания  преднамеренно   нарушенной

логики изложения или решения задач,  которые  тоже  приводят  к  парадоксам,

например,   предложить   составить   проекты   вечного   двигателя.    Прием

исторического  сравнения  не  только  повышает  интерес  к  проблеме,  но  и

раскрывает  диалектику  науки.  На  основе  исторического  материала   легче

подвести слушателей к пониманию некоторых общих идей современной науки.

      Семинарские занятия, проводимые  после обзорных лекций,  направлены  на

обобщение знаний по изученному материалу  и  являются  пропедевтическими  по

отношению к новой теме.

      К  теоретическим  факультативным  занятиям  относится  и  такая  форма

работы, как научно-теоретическая конференция. Ее цель  —  подведение  итогов

по занятиям факультативного  курса  и  ознакомление  всех  учащихся  старших

классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]

      В   процессе   проведения   факультативов   по   иностранным    языкам

целесообразно приглашать на  занятия  учёных,  лингвистов  и  филологов  для

ознакомления  учащихся  с  такими  темами,  как  «Национальные  языки  нашей

планеты», «Индоевропейское  древо  языков»,  «Мёртвые  языки  и  их  роль  в

человеческой  культуре»,  «Этимология  иностранного  языка»,  «Неологизмы  в

современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики  при

работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и  других  СМИ  в

стране изучаемого языка»,  «Отражение  истории  народа  в  его  национальном

языке».

 

                     Практические факультативные занятия

 

      Основная задача практических  факультативов —  формирование  навыков  и

умений исследовательского характера в процессе решения технических  задач  с

целью углубления знаний. Участники  факультатива  выполняют  лабораторные  и

практические работы, решают  задачи  различных  видов.  Примерная  структура

занятия  такова:   постановка   задач,   обоснование   их   актуальности   и

практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по  технике

безопасности,  а  при  проведении   практических   занятий   на   местности,

экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за  решение

организационных  вопросов)  —  решение  задач  и  конкретизация  результатов

работы (объяснение учителем способа  решения  задач  данного  типа,  решение

учащимися под руководством учителя задач, устный или  письменный  инструктаж

и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью  учителя  или

самостоятельное)  —  обсуждение  результатов  и  подведение  итогов  занятия

(анализ  и коррекция допущенных ошибок,  дополнение,  уточнение  и  обобщение

полученных  результатов,  поиск   более   рациональных   способов   решений,

интерпретаций, моделей, защита отчетов). [28, 74].

      Развитию творчества и самостоятельности  школьников способствуют задачи

с  альтернативными  данными,  задачи  со  скрытыми данными  и  качественные

задачи. Решение комплексных задач, содержание которых  включает  понятия  из

разных  тем,  помогает  раскрыть  механизмы   взаимосвязи   между   главными

факторами процессов и явлений, способствует формированию у  учащихся  умений

и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.

      Большой интерес проявляют школьники  к  факультативным  практикумам  по

моделированию,  цель   которых   —   развитие   способностей,   формирование

конструктивно-технических умений,  необходимых  для  технических  профессий.

Практикумы по моделированию также проводятся после  изучения  теоретического

курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный  подход

к  учащимся.  Сущность  его  состоит  в  том,  что  все  учащиеся  выполняют

иллюстративные и исследовательские работы, конструируют  действующие  модели

по единой проблеме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно.  Другим

учитель дает  план  решения.  Если  быстро  и  логично  мыслящие  школьники,

допустив  ошибку,  не  могут  ее  самостоятельно  исправить,  им  необходимо

предложить приемы  проверки,  самоконтроля.  Некоторых  учащихся  необходимо

предварительно проинструктировать.

      По экологии, географии, биологии  проводятся  практические  работы  на

местности. Они направлены  на  формирование  у  учащихся  умений  определять

состояние и  продуктивность  окружающей  среды,  на  развитие  у  них  общих

методов познания — наблюдения, сравнения,  проведения  опытов,  установления

причинно-следственных связей. [28, 76].

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку